Рождественский пост — один из самых древних христианских постов. Изначально его длительность составляла около семи дней [1].
Только при Константинопольском патриархе Луке в 1166 году установили, что всем христианам положено держать пост 40 дней перед Рождеством. Число выбрано неслучайно: 40 дней и ночей без пищи провел Моисей на горе Синай, когда после испытания Бог дал ему десять заповедей. Столько же дней постился Иисус Христос, перед тем как отправиться на проповедь в Галилею и Иудею [2].
В Библии сказано, что в конце поста дьявол пытался искусить Христа, однако Иисус, несмотря на физическое истощение, был крепок духом и устоял. Для верующих также важно в пост укрепить силу духа, духовно очиститься перед праздником Рождества Христова.
***************************************************************
История
От 1 до 5 дней (III–VIII вв.). Во II веке появился пост предпасхальный, продолжительность которого варьировалась в пределах 1–2 дней. По аналогии с этим постом в III веке 5 января был установлен и однодневный пост перед Богоявлением, которое в то время представляло собой совмещенное празднование Рождества Христова и Крещения. Таким образом, Крещенский сочельник – древнейшая основа рождественского поста.
В IV–VI вв. праздник Рождества Христова был отделен от Крещения, в связи с чем появился аналогичный сочельник и у Рождества Христова. Вскоре период подготовки к празднику Рождества Христова был расширен до 5 дней; этот процесс был аналогичен тому, как в III веке из 1-2 дней предпасхального поста возникла Великая седмица. В частности, указание на предрождественский пост усматривают в словах святителя Иоанна Златоуста (хотя в буквальном смысле в приведенной ниже цитате о посте не говорится): «Скоро настанет праздник, который более всех праздников достоин почитания и благоговения и который безошибочно можно назвать материю всех праздников. Какой же это праздник? Рождество Христово по плоти… Я уже теперь предупреждаю и прошу вас всячески очистить самих себя и потом приступать к священным Таинствам. Никто пусть не говорит мне: я стыжусь, совесть моя полна грехов, я ношу тягчайшее бремя. Срок этих пяти дней достаточен для того, чтобы очистить множество грехов, если будешь трезвиться, молиться и бодрствовать» («Против аномеев» слово 6-е).
5 дней для мирян, 40 дней для монахов (IX–XI вв.). Примерно в IX веке появляется Рождественский пост в современном виде. Его появление связывают с расцветом монашества после победы над ересью иконоборчества. Действительно на ранней стадии Рождественский пост в составе 40 дней был присущ только монашеской традиции; он упоминается в ранних редакциях Студийского устава. При этом на ранней стадии (IX–XI вв.) этот пост был достаточно мягким: собственно постными были только дни, когда не совершалась литургия (аналог аллилуйных служб, предусмотренных нашим Уставом, но не совершаемых на практике). В то же время в дни субботние и воскресные, праздничные и почитаемых святых на трапезе разрешалась не только рыба, но и молоко и яйца. А если учесть, что мясо как возможная пища в монастырских уставах не рассматривается, получалось, что указанные дни вообще не имели никаких специальных ограничений, связанных с постом. На Руси такая студийская традиция пощения сохранялась вплоть до XIV века, пока господствовал Студийский Устав.
Для этого времени характерно различие продолжительности поста для мирян и монахов. Если монастырский пост начинался с 15 ноября, то для мирян действовала старая традиция – пять обязательных дней поста. Об этом явно высказывается известный канонист Феодор Вальсамон, который в конце XII века был номинальным Антиохийским патриархом. Он говорит, что обязательный сорокадневный пост для мирян только один – Святая Четыредесятница, тогда как в остальные посты (в том числе и в Рождественский) достаточно поститься 5 дней перед праздником. Однако если кто захочет поститься больший срок, этот человек достоин похвалы. Монахи же должны начинать пост после 14 ноября в соответствии с предписаниями своих монастырских Типиконов.
Четыредесятница для всех (XII в. – наше время). На греческом Востоке переход к более строгому пощению отмечается в XI веке и связан с Евергетидским Типиконом (конец XI – начало XII века). В этом уставе правила Рождественского поста становятся более строгими: разрешение на скоромную пищу отсутствует, рыба разрешается только для суббот, воскресений и праздников. Благодаря влиянию Евергетидского Типикона на афонские уставы и на Иерусалимский Устав, а также по причине стремления к более строгой монашеской жизни такая более строгая практика распространяется по всему Востоку.
Практически одновременно с этим проявляется другая тенденция: продолжительность монашеского поста распространяют и на мирян. В Византии эта практика активно пропагандируется и внедряется уже в XII веке. В литературе встречается утверждение, что сорокадневную продолжительность поста для мирян установил патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг в 1166 году, что верно лишь отчасти: патриарх Лука действительно был сторонником Четыредесятницы для всех, однако повсеместной нормой формат «малой Четыредесятницы» для Рождественского поста становится лишь в XIII–XIV веках.
****************************************************************
Что можно есть в Рождественский пост
Крупы (овсяная, гречневая, рисовая, перловая и другие);
растительное масло;
грибы;
овощи и зелень;
фрукты;
постный хлеб и выпечка;
соевое, миндальное или другое растительное молоко;
орехи;
мед;
рыба (в определенные дни).
Продукты, которые разрешено или запрещено есть, зависят от дня недели поста и его строгости.
Чего нельзя есть в Рождественский пост
Мясо и птица;
молочные продукты (молоко, масло, сыр, йогурты и так далее);
яйца;
алкоголь (за исключением небольшого количества вина по воскресеньям и церковным праздникам).
При выборе продуктов в магазине нужно обращать внимание на состав. Например, есть полуфабрикаты, которые можно есть в пост: обычно они отмечены знаком «постный продукт». Покупные сладости (во многих содержится масло, маргарин или яйца) лучше заменить на домашние, сделанные без использования яиц и молочных продуктов.
Нет комментариев