"Но кто не будет любить врагов, тот не может познать Господа и сладость Духа Святого.
Дух Святой учит любить врагов так, что будет жалеть их душа, как родных детей.
Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церкви погибели и мук в адском огне. Так мыслят они потому, что не научились любви Божией от Духа Святого, ибо тот, кто научился, будет проливать слезы за весь мир.
Ты говоришь, что он злодей, и пусть горит в адском огне. Но спрошу тебя: - если Бог даст тебе хорошее место в раю, но ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его, кто бы он ни был, хотя бы враг Церкви? Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой «всех жалко".
Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией. Милостивый Господи, Духом Твоим Святым научи нас любить врагов и слезно молиться за них. (Преподобный Силуан Афонский)
*******
В 2000 г. Народный союз Германии по уходу за воинскими захоронениями издал дневник Вольфганга Буффа (15.11.1914 - 01.09.1942) «Под Ленинградом» на немецком языке, приурочив публикацию к открытию кладбища солдат вермахта в Сологубовке под Мгой.
Мечтавший об учёбе в университете на факультете теологии, юноша вынужден был пойти работать в магазин по продаже текстильных товаров. Отсюда в 1937 г., в возрасте 23 лет, он был призван на военные сборы, а ещё через два года ему вновь пришлось надеть военную форму и в составе артиллерийского полка 227-й пехотной дивизии (пд) начать «западный» поход по Голландии и Бельгии, где он и оставался до осени 1941 г.
Оттуда по просьбе фельдмаршала фон Лееба дивизия была спешно переброшена под Ленинград в район Синявинских высот. Так судьба Буффа переплелась с судьбой первого из авторов, представленных в данном сборнике. Итогом стала гибель солдата 227-й пд.
Письма он писал почти ежедневно в течение 14 месяцев, в тесном блиндаже, при свете свечей и коптящих керосиновых ламп. 1 сентября 1942 г. в ходе Первого Ладожского сражения (немецкая классификация) он погиб, как сказано в боевом донесении, «пытаясь оказать помощь тяжелораненому солдату противника».
"Вера в Бога сопровождала его до конца. В одном из последних писем домой он говорит: «Если я когда-нибудь погибну, то меня примет в свои объятья наш небесный Отец». Через полвека останки Вольфганга Буффа были найдены и перенесены на немецкое солдатское кладбище в Сологубовку. Теперь его имя увековечено на одной из многочисленных памятных плит, а в Музее памяти, расположенном в подвале церкви Успения Божией Матери рядом с кладбищем и Парком мира, находится стенд с рассказом о судьбе Буффа.
(из дневника Вольфганга Буффа)
"Пятница, 10 октября 1941 г.
Марш через большие леса по плохим дорогам и многокилометровому бревенчатому настилу в сторону Ленинграда. Деревушка с многочисленными деревянными домами и красиво расположенной церковью. Церковь полностью разрушена и с трудом подошла для размещения лошадей. Караул, в состав которого ночью вхожу и я, разместился в деревянной пристройке. Дров здесь достаточно. Рядом живёт деревенский священник со своей семьёй. Когда я оказался в углу его комнаты перед иконой, священник объяснил, что он духовного звания. Дом был чистый и добротный. Себя священник кормит за счёт приусадебного хозяйства. Он производит впечатление добропорядочного крестьянина. К сожалению, мы едва смогли понять друг друга. Я дал ему мою Библию, но он не смог прочесть ни одной буквы. Наконец, увидев рисунки Палестины и Иерусалима, он понял, что это такое."
"Суббота, 15 ноября 1941 г.
День, заполненный грохотом орудий, но вечер прошёл тихо. Петер Линден заставил забыть войну и Россию рассказами о своей монастырской службе в Гейленкирхене. Маршталлер тоже воспитывался в церковной школе. Оба, однако, отказались от духовной профессии.
Сегодня мой день рождения. Вы будет петь в мою честь «Хвала Господу, могущественному правителю благочестивых», а я буду ощущать Его поддержку в минуты моей слабости. Ваши письма с поздравлениями и пожеланиями я получил вовремя. Благодарю вас сердечно. Посылка, о которой пишет мама, видимо, ещё подойдёт. Приветствую вас, мои дорогие, ведь вы думаете обо мне в эти вечерние часы. Обнимаю и целую вас.
Ваш 27-летний новорождённый Вольфганг."
"Четверг, 20 ноября 1941 г.
....Прогуливаясь сегодня утром вдоль заснеженных полей, я увидел русского, который в снегу что-то усердно рубил топором. Из замёрзших останков давно павшей лошади он вырубил несколько кусков, а затем знаками спросил у меня, нет ли у нас также убитой лошади. К сожалению, я не смог с ним толком объясниться. Только знак креста, который я нарисовал ему на снегу, смог он понять. Потом он достал из кармана чётки.
До этого я был лишь в нескольких русских домах. Всюду в углу висела икона, чаще всего с горящей лампадой."
*************************************************************
Господь заповедал нам любить врагов своих. Между тем и к близким людям, нашим родным мы не всегда испытываем теплые чувства, где уж тут любить врагов… Но заповеди Божии исполнять надо, вот и возникает вопрос: как этому научиться, как воспитать в себе важнейшую христианскую добродетель – любовь к врагам?
******
В соработничестве с Богом
Протоиерей Игорь Шумилов:
– Любить врагов можно научиться только у Господа нашего Иисуса Христа и только с Его помощью. Для этого нужно следовать за Ним и пребывать в Нем, по Его заповеди. Иначе как с Божией помощью научиться этому невозможно.
Священник Петр Гурьянов:
– Чтобы полюбить своих врагов, необходимо научиться видеть в каждом ближнем, которого Господь посылает на нашем пути, образ Божий. Тут еще нужно понимать, что любовь – это дар Божий. Вот, например, что говорит праведный Иоанн Кронштадтский о любви к врагам: «Помолись о враге и увидишь, как хорошо тебе будет, как ты успокоишься, как будет тебе легко. Горька, как смерть, вражда. Да бегаем вражды, как яда змиина. Да держимся любви, ибо сладостна любовь. Господи, всади и утверди во мне чувство искреннего доброжелательства ко всем людям. Даже ко врагам моим. Даже ко врагам веры и Отечества моего. Отверзи их сердечные очи. Да увидят правоту нашу, да приимут Православие веры и единым сердцем и душею да прославят Тебя, единого в Троице Бога нашего. Да не творят нам зла. Да не противятся нам в правых делах наших. Буди. Да прославится имя Твое, Господи, во всех языцех и племенах человеческих. Аминь».
Ему вторит преподобный Силуан Афонский: «Если кто вас обижает, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, молитесь Господу, говоря: “Господи, все мы создание Твое. Пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние”. И тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать».
Святитель Иоанн Златоуст то же самое говорил в древности, советовал молиться о врагах. И так, постепенно, в соработничестве с Богом, мы исполним Его заповедь о любви друг ко другу, и наша жизнь преобразится.
******
Направить свое сердце к любви
Священник Димитрий Шишкин:
– Искренняя духовная любовь – это высшая ступень добродетелей, по откровению преподобного Иоанна Лествичника. А начало восхождения на эту высоту – это внимание к своей внутренней жизни и решительное несогласие со всяким чувством вражды, неприязни, обиды, ненависти и мстительности… словом, всего, что обычно сопровождает наше отношение к «врагам». Неприятие этих чувств с решительным их отвержением – это и есть начало исполнения заповеди о любви. А дальше нам Господь заповедовал молитву об этих людях и всякое посильное изъявление доброжелательности в расположении сердца, в словах и поступках. То есть мы должны просить у Господа помощи в том, чтобы нам относиться к врагам с искренним добрым расположением, и молиться об их очищении, просвещении и вразумлении не с озлобленностью, а с состраданием. И когда в ответ на нашу неотступную просьбу возникает в душе, по милости Божией, правильное отношение к нашим врагам, то, бывает, совершенно неожиданно происходит примирение с этими людьми и именно на основании добросердечия, простоты и любви христианской. Это, конечно, настоящее чудо, но происходит это чудо зачастую тогда, когда мы к нему стремимся, и это стремление есть начало исполнения заповеди Божией о любви к врагам.
******
Без любви ко Христу и ближним не будет и любви ко врагам
Священник Михаил Гапоненко:
– Нужно начать с того, чтобы всем сердцем полюбить Христа. Любовь ко Христу проявляется в исполнении Его заповедей. Не нужно ожидать каких-то эмоциональных проявлений любви к врагам. Нужно просто быть к врагам милосердным, молиться о них от всей души, искать возможность сделать для них что-то доброе, и это последнее часто превращает врагов в друзей.
Священник Святослав Шевченко:
– Способность любить врагов – «высший пилотаж» в христианстве. И одна из самых верхних ступеней на лестнице добродетелей. Поэтому святой апостол Любви Иоанн Богослов в своем послании восклицает: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20).
Для того чтобы научиться любить своих врагов, нужно научиться любить своих ближних. Всегда искренняя любовь достигается через смирение своей гордыни, когда христианин ставит свои интересы ниже интересов ближнего. Это долгий путь длиною в жизнь. Для того, чтобы этому научиться, нужно практиковаться в мелочах: кому-то уступить место, промолчать на оскорбление, попытаться простить обиду… И разумеется, надо просить Бога дать силы и способность любить врагов.
Священник Георгий Мерзликин:
– Научиться искренне любить врагов можно с помощью молитвы, ведь «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18: 27). Просите у Бога такой благодати – любить и прощать, молитесь о «ненавидящих и обидящих» и имейте всегда перед своим внутренним взором Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, а Он молился о распинавших его (см.: Лк. 23: 34).
Священник Павел Коньков:
– Врагов любить трудно. Это один из самых трудных подвигов в жизни. В теории все понятно, но как это осуществить на практике?
Прежде всего, нужно понять, что враг тоже человек и, как человек, тоже может ошибаться, быть под властью греха или страсти. А ведь и мы ошибаемся, и мы тоже можем быть одержимы грехом. Но в отношении себя мы признаем, что грех (пусть и совершенный мною) – это не я, что грех – это искушение, но не моя личность. Поэтому мы и боремся с грехами. Вот и в случае с врагами нужно помнить, что человек и грех, совершённый им, – это разные вещи. Грех – это не природа человека, а искажение ее диаволом. И потому, чтобы научиться любить врагов, нужно научиться любить в них бесценную душу, которую Господь создал по образу и подобию Своему. В какой-то мере любой человек – это икона. Неужели мы будем ненавидеть икону? Так что любовь к врагам – это в первую очередь умение видеть образ Божий за слоем греха в любой, пусть самой черствой душе.
******
о.Иов Гумеров
Христианская любовь не есть что-то неизменное. В каждом верующем она имеет разную меру полноты. Восходя постепенно все выше по лестнице христианского совершенства, последователь Иисуса Христа может дойти до исполнения труднейшей для невозрожденного человека заповеди о любви к врагам. «Какие конкретные отношения, действия подразумеваются»? Жизнь разнообразна, и не возможно исполнение этой заповеди свести к перечню каких-либо действий. «Люби, и любовь сама тебя научит, когда как лучше поступить» (Блаж. Августин)
(фото - солдат 227 пд Вольфганг Буфф)
Нет комментариев