Мы никогда не узнаем, скольких грешников
отмолили в монастырях и от каких бед и напастей
спасли родную землю и людей, живущих на ней,
монашеские молитвы. Монастырская жизнь - это всегда тайна общения с Богом,
которую нам, грешным, не дано ни понять,
ни описать скудными словами.
Чимеевский монастырь входит в число новых монастырей,
возникших в период возрождения православия на нашей земле.
Но предыстория монастыря, как отмечает
в своем приветственном слове архиепископ
Курганский и Шадринский Константин,
«глубинным образом связана со временем освоения
русскими людьми Сибири.
За исторически короткое время огромные территории Сибири
стали частью России. Это невозможно объяснить
только военными и экономическими усилиями.
Промысел Божий, укреплявший энергию народа,
открыл дорогу русским людям, принесшим на новые земли
свет православия».
Предыстория монастыря
Первое упоминание о селе Чимеево относится к 1681 году,
когда в Зауралье основывались русские поселения.
По преданию, человек по фамилии Чимеев
поселился на берегу речки Нияп, названной когда-то
в честь дочери местного хана, бывшего хозяина здешних мест.
Согласно легенде, Чимеев был бывшим каторжником,
сосланным за Уральский хребет.
Что поделаешь, места у нас такие,
не только праведники, но и грешники селились на новых землях.
Вскоре селение стало разрастаться, приходили новые люди,
строили избы, пахали землю,
охотились и рыбачили - благо, места не бедные...
Первым делом русские первопроходцы
возводили на новых землях православные храмы.
Так было и в Чимеево, где всем миром построили
первый деревянный храм в честь святых
равноапостольных Константина и Елены.
Жизнь шла своим чередом, но случилось событие,
навсегда изменившее жизнь Чимеевского мира.
У реки Нияп очень быстрое течение.
Настолько быстрое, что веточка, брошенная в поток,
мгновенно исчезает.
Местные ребятишки играли на берегу реки.
Увидели плывущую большую черную доску.
Увидели и замерли. Доска плыла вертикально и против течения.
На глазах ребятишек попала в водоворот и остановилась.
Лик Ее просиял.
Дети увидели женское лицо с огромными глазами,
обращенными к ним. Испугавшись, побежали за священником.
Через короткое время собралось все село.
Икону бережно достали и торжественно, с молитвами
перенесли в сельский храм.
Благодать, снизошедшая на небольшое сибирское село,
через чудотворную икону приносила исцеление людям
и спасение от всевозможных бед и напастей.
Но случилось страшное.
Было ли то наказание за грехи, но деревянный храм сгорел.
Осталось одно пепелище.
Село замерло в горе: ждали еще худшего.
И все же благодать не покинула.
Ребенок, забредший из любопытства на пепелище,
на месте сгоревшего дотла алтаря нашел чудотворную икону.
Она была целой и невредимой!
Опалился только верхний угол, и потемнела сама доска.
Новый храм построили быстро.
Казанская икона Божией Матери обрела дом,
в который потянулись люди из ближних и дальних мест.
Но и этот храм по ветхости пришел в упадок.
В конце ХIХ века построили третий,
который стоит и поныне, - Казанско-Богородицкий храм,
названный в честь неотлучно пребывающей в селе
чудотворной иконы.
Не одно столетие продолжается паломничество людей
к Царице Небесной.
Здесь находят исцеление от болезней, успокоение души,
а проблемы, казавшиеся неразрешимыми, куда-то уходят.
И не нам, грешным, объяснять это Божие чудо.
После революции наступили жестокие богоборческие времена.
Но Свято-Казанский храм с пребывающей в нем Чудотворной
уцелел по Божией воле.
Хотя злых испытаний хватало.
В 1930 году в Советском государстве запретили указом
колокольный звон.
Не обошел сей запрет и Чимеевский храм.
Вот как описывает в своей книге «Чимеевская святыня»
события того времени писатель Сергей Панфилов:
«На колокольне чимеевского храма висело семь колоколов.
Пели они малиновым звоном, радуя сердца православных христиан
и вызывая злобу и ненависть у падших духов.
К храму подошла группа комсомольцев, сельсоветчиков
и просто местных забулдыг, решивших поучаствовать в кощунстве.
Отец Василий встретил их в ограде.
- Вы зачем к нам?
- Вот, поп, распоряжение советской власти
о снятии с церквей колоколов.
Стране нужен металл.
А вы и так без своей музыки проживете.
Марфа Афанасьевна Благинина, староста храма,
высокая дородная женщина, закричала:
- Не допущу!
Не дам!
Собрались православные.
Среди них раба Божия Варвара - худощавая,
серьезная, молитвенница, как монахиня,
жившая в храмовой сторожке.
- Не дадим!
Активисты обрадовались:
- Ага, бунтовать!
Батюшка, ответите за это перед судом!
Марфу Афанасьевну толкнули, ударили.
Распихали женщин и полезли на колокольню.
Оплели большой колокол веревками, стали опускать на землю.
И вдруг колокол ожил.
Раздалось громовое: бом!
И опять: бом! бом! бом!
Звон - громоподобный, внушающий страх грешникам
и зовущий к покаянию.
У комсомольцев ослабли от страха руки.
Они выпустили веревки, и колокол, звоня, рухнул на землю.
Свергатели, придя в себя, сняли с колокольни остальные колокола. Храм обезъязычел.
Уже не разносился по округе радостный трезвон».
В 1937 году, когда была объявлена пятилетка
по окончательному уничтожению религии, Чимеевский храм закрыли.
В 1943 году в храме решили устроить зерносклад.
Местные активисты стали срывать иконы, бросать их на пол.
Но когда дошли до Чудотворной, то ничего у них не вышло. Председатель сельсовета пытался сорвать икону ломом.
Но был незримой силой Божией отброшен от иконы.
Упал на спину, отовсюду - изо рта, носа - пошла у него кровь,
которая не останавливалась. Через три дня он умер.
А Казанская икона Божией Матери осталась в храме.
Прихожане сохранили и другие иконы.
В 1947 году, когда по воле Сталина стали открываться храмы
и монастыри, по просьбам верующих возобновились богослужения
в Свято-Казанском Чимеевском храме,
которые, слава Богу, уже не прерывались.
Комментарии 2