_________
Где в России, каких храмах и монастырях изгоняют бесов,
лечат порченых и бесноватых?
Сейчас в нашей стране только в одном храме
разрешено заниматься экзорцизмом,
то есть изгнанием бесов из человека, это в Лавре.
Экзорцист отец Герман,
изгоняет бесов на своих службах.
В православии обряд изгнания бесов называется отчиткой.
Этот ритуал представляет собой чтение специальной молитвы,
осенение крестным знамением, а также курение ладаном.
Помните поговорку «бежит, как черт от ладана»?
Она как раз об одержимых.
Отчитывать имеет право только священник,
получивший специальное благословение епископа.
Остальные же батюшки,
если захотят помочь человеку освободиться от бесовской силы,
читают обычную молитву о здравии.
В некоторых случаях она тоже помогает.
Во время паломнической поездки в Оптуну пустынь,
пришлось поинтересоваться у монахов,
может ли кто – либо отчитать бесноватого в монастыре.
Оказалось, что монахи — экзорцисты есть,
раньше они отчитывали, приходящих к ним за помощью,
но в настоящее время церковь запретила им это делать,
оставив разрешение на экзорцизм только отцу Герману в Лавре.
Отдельно стоит сказать и о самой молитве, изгоняющей бесов.
Она является самой длинной
в каноне православной церкви — продолжительностью около 20 минут.
Читают ее на старославянском языке.
Текст молитвы был разработан и успешно опробован как верное средство
от бесов много веков назад.
С тех пор ни одно слово в молитве никогда не менялось.
На сегодняшний момент самым известным местом изгнания бесов в России является Свято-Троицкая Сергиева лавра, Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи Троице-Сергиевой лавры.
Вот только начав интересоваться этим вопросом, возник другой вопрос.
Можно ли действительно вылечить бесноватого на такой службе?
Отец Герман изгоняет бесов массово, во время службы.
А в православной христианской литературе,
брошюре об изгнании бесов,
купленной в одном храме, я прочитала, что бесов надо изгонять
на индивидуальном приеме, т.е. один на один,
а не при большом количестве народа,
так как бесы могут переселиться в другого человека и.т.п.
***
Об изгнание бесов в Лавре
… «Во имя Отца, Сына и Святаго Духа»…
Распятие в руках священника
лишь прикоснулось к голове женщины лет 40-45.
И вдруг… жуткий звериный рев
сотряс благоговейную тишину храма.
Женщину неведомой,
но страшной силой буквально отбросило от креста.
Со всего размаху ее дородное тело рухнуло на пол
и забилось в жутких конвульсиях.
Толпа, стоявшая до этого настолько плотно,
что, казалось, яблоку негде упасть, рассеялась почти мгновенно.
Люди, прижимаясь друг к другу,
с состраданием и ужасом взирали вниз,
на изгибающегося, бьющегося,
трясущегося, рычащего человека…
Поверьте, перед вами не отрывок из сценария
очередного фильма ужасов.
Жизнь, как это часто случается, преподносит сюжеты пострашнее любой фантазии.
Описанное событие происходило в реальном измерении
всего несколько месяцев назад.
Место действия — Троице-Сергиева Лавра,
где игумен монашествующей братии монастыря отец Герман
проводил свое очередное «отчитывание».
Из истории вопроса
Слово «экзорцизм» наверняка знакомо
не каждому современному человеку.
В старину на Руси этому мудреному
заморскому термину соответствовало
более простое,
но не менее жуткое определение — «изгнание бесов«!
Практически любая религия, в том числе и христианство,
признает существование темных сил — злых духов, демонов,
обитающих в астральном мире и подчиняющихся князю тьмы, отпавшему от Бога.
В различных откровениях он именуется по-разному —
Ариман, Иблис, Сатана.
Однако везде его суть определяется одинаково — враг рода человеческого, коварный лжец и богоборец.
Первое упоминание об экзорцизме в христианстве мы находим
уже в самом Евангелии. Иисус Христос
во время Своей земной жизни
неоднократно изгонял трепещущих перед Ним бесов из людей,
одержимых этими инфернальными (т. е. адскими) сущностями.
Но, пожалуй, наибольшее впечатление
производит эпизод Священного Писания,
в котором рассказывается, как наш Господь заставил переселиться
целое скопище злых духов (помните: «имя нам легион!») в стадо свиней.
Обезумевшие от такого неожиданного «соседства»
животные побросались с обрыва в море.
Наиболее опытные в духовной жизни адепты христианства
иногда получали власть изгонять нечистую силу,
повелевая ею именем и силой Христа-Спасителя.
Однако практика подобного рода чревата весьма тяжелыми последствиями
и во все времена требовала от человека
невероятной нравственной чистоты,
владения своими физическими инстинктами,
аскетических упражнений
и подвижнического образа жизни.
Далеко не каждый, даже искушенный
в духовных битвах воин Христов
осмеливался вступить по существу
в открытую схватку с силами ада.
«Иисуса знаю, и Павел мне известен«
В наиболее тяжелых битвах с бесами
нечистый дух «иммигрировал»
в самого заклинателя.
Так, в «Деяниях Апостолов» (19, 13-16) есть рассказ
о неких горе-экзорцистах:
«Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей
стали употреблять
над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря:
заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует.
Это делали какие-то семь сынов
Иудейского первосвященника Скевы.
Но злой дух сказал в ответ:
Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? —
и бросился на них человек,
в котором был злой дух, и, одолев их,
взял над ними такую силу,
что они нагие и избитые выбежали из того дома».
" Сильный поп "
…Во время другого молебна молодая женщина лет тридцати пяти,
отворачивая лицо, неожиданно по-собачьи
начала махать перед собой руками — до нее дошли легкие клубы
воскуренного в кадиле священника ладана.
Трудно описать словами интонации ее голоса,
когда она со злобою закричала на отца Германа:
«С-старый дур-рак, — и потом, как бы с сожалением в голосе:
— У-у… сильный поп!»
Привыкший за время своих многочисленных «отчиток» ко всему,
пожилой священник приостановился только на мгновение
и, стоя в пол-оборота, строгим голосом лишь властно бросил тому,
кто, сидя внутри женщины, дерзко изрыгал на него хулу:
«Ну-ка, замолчи сейчас же!»
Больше этот некто своих соображений
по поводу происходящего не высказывал — только глухо
и недовольно ворчал внутри женщины.
Бывали и гораздо более серьезные случаи. Одного одержимого привезли
в Троице-Сергиеву прикованным к кровати цепями.
Когда его еще только подносили к воротам Лавры, он начал страшно буйствовать
и рваться из пут. Свои действия он подкреплял самым отборным матом.
Словесные конструкции, выстроенные из ненормативной лексики,
были такой многоэтажности, что услышать похожие «перлы»
можно далеко не в каждой «забегаловке». Успокоение пришло к нему
после нескольких часов молитвенного служения отца Германа в храме,
куда бесноватого занесли прямо с кроватью.
Ожоги бесноватого, или Почему малыш закричал мужским басом
Обычно на молебнах игумена Германа, совершаемых в церкви
св. пророка Иоанна Предтечи, собирается до сотни человек.
Среди них, как правило, от трех до пяти одержимых.
Однако отнюдь не на каждом богослужении они присутствуют в обязательном порядке. Если такие люди в храме есть, то «странности» начинаются почти с первыми словами молебна: какие-то невразумительные и испуганные выкрики, охи, ропот, непонятные движения. Дети, в которых присутствует «нечто», начинают беспричинно плакать.
При одном только приближении отца Германа один такой малыш взревел
настоящим мужским басом и принялся неистовствовать,
выдираясь из рук держащей его матери.
И это в то время, когда другие ребятишки с радостью подставляли свои личики
под омовение святой водой. Многие из них внешне как будто даже светлели,
счастливо при этом улыбаясь и прислушиваясь к чему-то таинственному,
что свершалось внутри них.
Совсем по-другому ведут себя одержимые.
Когда на них попадают брызги святой воды, они корчатся и ежатся, как от ожогов.
В процессе службы игумен Герман несколько раз обходит всех присутствующих, помазывая святым миро и окропляя святой водой — каждого индивидуально.
Имеющие в себе «аномалию» инфернального характера обычно,
с ревом закатывая глаза, отшатываются назад, иногда падают.
Упомянутая в начале статьи женщина,
пока шла служба, валилась на пол раза четыре.
И каждый раз — конвульсии, судороги, рев…
Дама, злословившая священника
(пришедшая в храм, как потом выяснилось, с подругой и сыном лет 6-7),
в конце службы с трудом подошла к целованию Распятия.
Картина была душещипательная: сама она — образ и подобие Божие — тянулась
к Кресту, а сидящий внутри нее изо всех сил шарахался от него.
Описать эту сцену невозможно. Надо видеть ее своими глазами!
Несмотря на очевидную безтактность,
я, не сдержав профессионального журналистского любопытства,
подошел к этой женщине с расспросами:
«Что вы ощущали? Почему так кричали?»
На меня посмотрели исстрадавшиеся усталые глаза:
«Не знаю. Все происходит помимо моего желания».
Месть князя тьмы
Бесноватость не заразна, как, например, туберкулез или скарлатина.
Но следует помнить об одном: нельзя насмехаться над силами тьмы,
даже если вы убежденный материалист и «вольтерьянец»!
Сатана, будучи лжецом и обманщиком, не признающим никаких божественных законов,
тем не менее хорошо знает их и, как адвокат-крючкотвор,
всегда отстаивает права «пострадавшей стороны» перед Богом.
Его «кассационная жалоба» апеллирует к изначальной справедливости Создателя, установившего Вселенский закон, перед которым все равны и за праведность
и непреложность которого Бога славит вся сущая тварь.
В момент нанесения человеком «обиды» Люциферу неважно,
что последний взбунтовался против Бога
(за это Сатана уже получил наказание — вечное отлучение от Всевышнего
с низвержением в Тартар!).
Князь тьмы лицемерно вопиет к Богу,
как тварь, без повода с его стороны «обиженная»
конкретными «словом или действием» отдельного человека.
По справедливости установленного Им Закона,
Создатель вынужден предоставить любому «обиженному»
право в той же мере воздать «обидчику».
Происходит так называемое Божие попустительство силам тьмы.
А уж последние ждать себя с местью не заставят:
великодушие и благородство — не удел падших ангелов,
мстят они жестоко и безпощадно!
Внушение помыслов о самоубийстве, уныние, отчаяние, ненависть,
злоба, неприятности в материальной жизни — арсенал велик.
Цель одна — порабощение человеческой души!
Наиболее оптимальный способ — вселение внутрь человека.
Что говорили прозорливцы о последних временах
Откуда только не тянутся в Лавру,
к мощам преподобного Сергия Радонежского православные.
Судя по внешнему виду, одежде, речи, за духовным окормлением
в Сергиев Посад — столицу всего Русского Православия
едут люди и из Молдавии, и из Сибири, и с Урала.
Очень много приезжих с Украины.
Верующие, часто семьями, проезжают сотни километров специально,
чтобы совершить только одно дело — приложиться к святым мощам
преподобного Сергия — великого чудотворца и игумена земли Русской.
К тем мощам, которые вот уже шестьсот лет пребывают в нетлении
и к которым с благоговением прикладывались наши предки
еще времен — только представьте! — Иоанна Грозного и Петра Великого.
Но, как это часто бывает, многие из нас, десятилетиями
живущие всего в часе езды от Сергиева Посада,
так ни разу в жизни и не побывали в этой великой отечественной святыне.
Мало ли нас таких — погрязших в каждодневной суете?!
Со всех концов России едут сюда люди,
кроме прочего, и для того, чтобы попасть к духовным чадам
и наследникам преподобного Сергия — к имеющему дар прозорливости
батюшке Науму или отцу Герману, изгоняющему на своих службах бесов.
И вот какая мысль пришла мне в голову. На молебны последнего приезжают почти исключительно верующие, религиозные люди, но даже среди них встречаются одержимые. Сколько же таких, неприметно носящих в себе нечистое НЕЧТО, существует среди нас, простых смертных, многие из которых, доживая до белесых седин, так никогда и не узнали дороги к Храму — не нашедших подобно св. апостолу Павлу, своего пути на Дамаск?!
Древние прозорливцы говорили о последних временах,
как о жуткой вакханалии, когда бесы перед пришествием Антихриста
вырвавшиеся из ада, толпами начнут вселяться в людей,
открывших им души своим безбожием, развратом, пороками, злобой, ненавистью, завистью, сребролюбием, эгоизмом и нелюбовью.
Оглянитесь вокруг!
Разве нравы нынешних времен
(«O tempere, o mores!») не соответствуют этим описаниям грешных человеков,
впервые данные как важнейшая характеристика
близости конца Света еще две тысячи лет назад
св. апостолом Павлом в одном из его посланий.
Официальная церковь, всегда весьма скептически и настороженно
относившаяся ко всевозможным домотканым пророчествам
о датах Светопреставления,
сегодня уже открыто утверждает, что все мы живем в последние времена.
О страшном совпадении признаков надвигающегося
Конца говорит в своих проповедях и отец Герман.
Пожалуй, пора всерьез призадуматься о тленности бытия
и будущем наших безсмертных душ!..
Постскриптум
Для тех, кого заинтересовала статья,
добавлю, что игумен Герман принимает всех страждущих в храме
св. пророка Иоанна Предтечи,
расположенном над самой аркой входа в Троице-Сергиеву Лавру
(проезд: до станции «Сергиев Посад», далее метров триста пешком).
Службы начинаются каждый день в 13.00.
Денег с вас никто не потребует, вход безплатный.
Однако если вы возьмете с собой пять-десять рублей
на пожертвования Лавре и милостыню для нищих,
то грехом это, прямо скажем, являться не будет.
Перед началом службы необходимо приложиться к мощам преподобного Сергия
и попросить в душе его благословения.
Можно привезти с собой детей и больных.
И возьмите с собой небольшую емкость:
молебен отца Германа водосвятный — отольете себе домой немного святой воды.
Да благословит вас Господь!
Алексей Верда
***
Лавра — спасение от бесов
Свято-Троицкая Сергиева лавра
является одним из главных центров российского православия.
Здесь покоятся нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского,
почитаемого на Руси с особым благоговением.
Ежедневно сотни паломников со всех областей России
и ближнего зарубежья приезжают в лавру,
чтобы приложиться к мощам святого чудотворца.
Кто-то хочет просто отдать дань уважения,
кто-то — попросить совета или крепкого здоровья.
Но есть и те, кто приезжает в лавру, ища избавления от бесов.
Почти каждый день игумен монашеской братии лавры
отец Герман проводит отчитку. Неизменно на эту особую службу собирается несколько сотен страждущих.
Обряд проводится в небольшом храме Иоанна Предтечи,
который находится на территории храмового комплекса лавры.
Церковь эта довольно небольшая, так что людям порой приходится стоять
даже в коридоре, плотно прислонившись друг к другу.
На отчитку отец Герман нередко опаздывает минут на десять, пятнадцать.
Знатоки здешних обычаев говорят, что делает он это специально,
чтобы собравшиеся набрались мужества и сил:
ведь отчитка — очень тяжелый процесс.
Когда отец Герман появляется на пороге храма,
то по толпе проносится ропот, кое-где слышится плач и крики.
Это начинают волноваться бесы.
Отца Германа трудно с кем-то спутать — столь колоритна его внешность.
Несмотря на свой преклонный возраст, он бодр и энергичен,
а светлое лицо с пронзительными глазами очень напоминает лики со старинных икон.
Когда я впервые приехал в лавру, собирая материал для этой статьи,
мне отец Герман показался довольно хмурым и жестким человеком.
Но потом я понял, из-за чего складывается такое впечатление:
у него крайне тяжелая и ответственная работа,
он борется с врагом рода человеческого.
Причем для него эта война вполне зримая.
Когда отец Герман поднялся на аналой, я мысленно напрягся.
Неужели вот прямо сейчас будут изгонять бесов?
Однако прежде чем производить отчитку,
Герман каждый раз проводит полуторачасовую проповедь.
«Грех — это тоже болезнь, — говорит он, — и чем сильнее мы впадаем в грех,
тем слабее становится наш дух, и ворота нашего разума открываются для бесов».
Народ слушал проповедь, затаив дыхание. Люди всех возрастов и практически всех социальных слоев в молчании внимали словам отца Германа. Здесь можно было увидеть и банкира, приехавшего в лавру на 600-м «Мерседесе», и простую женщину из соседней деревни. От одержимости не застрахован никто.
Наконец, когда отец Герман приступил к отчитке, началось страшное.
Я боялся этого момента — и не зря.
Гнетущая тишина сменилась какофонией звуков,
многие из которых даже не имели ничего общего с человеческим голосом.
Некоторые люди визжали. Другие надрывно кричали.
Несколько детей заговорили взрослыми мужскими голосами.
Особенный ужас в меня вселила стоявшая рядом благообразная пожилая женщина, которая во время отчитки принялась громко лаять.
Сильней всех бесновалась дама лет сорока,
оказавшаяся довольно близко от отца Германа.
Ее руки и ноги дергались, словно у марионетки, а устами заговорил бес.
Я отчетливо слышал, как она, а вернее, вселившаяся в нее нечистая сила
вещала мужским басом, перечисляя, в какие века, при каком царе
и в ком жил этот злой дух.
«И из тебя не уйду!» — летели с губ одержимой его крики.
Отец Герман подошел к ней вплотную и поднял на уровень ее лица
большой золотой крест.
«Замолчи! — приказал священник, и бес повиновался.
— А теперь изыди!» Женщина осела на руки родственников.
По тому, как ее лицо стало медленно приобретать осмысленное выражение,
можно было понять, что бес отступил.
По лицу несчастной катились слезы.
Как я потом узнал, это была вполне рядовая отчитка.
Храм Иоанна Предтечи помнит еще и не такое.
Однажды в лавру привезли человека, одержимого бесом,
который был настолько буйным,
что его пришлось приковать цепями к кровати
и заносить на отчитку в храм вместе с ней.
После отчитки он сам ушел домой.
Изгонять бесов — это труд, требующий огромных физических и душевных сил.
После отчитки мне мельком удалось увидеть отца Германа.
Он выглядел так, словно целый день таскал в гору тяжелые камни.
Признаки одержимости
Перед тем как везти человека на отчитку, необходимо убедиться, действительно ли он одержим. С первых веков христианства известно много признаков одержимости. Вот основные из них.
Одержимый бесом боится церкви,
на службах чувствует себя плохо и нередко теряет сознание.
Окропление святой водой, прикосновение освященного креста
может вызывать у него физические муки.
То же самое происходит, если он вдыхает ладан.
Одержимый физически не сможет принять ни одно из христианских таинств.
Звуки церковного колокола вызывают у него головную боль.
Однако одержимость может выражаться и не так явно.
Известны случаи, когда она проявлялась в систематических болях,
потере сознания и плохом самочувствии даже за пределами церкви.
Еще один признак одержимости — так называемое буйство,
когда прежде спокойный человек становится необыкновенно вспыльчивым, раздражительным и даже агрессивным.
Или, ранее равнодушный к алкоголю и наркотикам,
он вдруг пускается во все тяжкие и не может остановиться.
Одержимость или психопатия?
Нередки случаи, когда одержимость путают с психическими заболеваниями.
Так, например, одним из типов шизофрении является имитация одержимости.
Больной полностью уверен, что им овладел бес,
но на самом деле он просто психически болен,
хотя во время отчитки может вести себя как одержимый.
Об этом феномене человеческой психики знают и священники.
Во время отчитки в церкви помимо отца Германа
присутствуют несколько его помощников.
Они приходят до начала службы и внимательно осматривают всех прихожан.
Если они видят людей не бесноватых, а больных психически,
то советуют сопровождающим увести их со службы,
потому что больному будет еще хуже.
Возникает вопрос: каким образом священники отличают психически больного
от реально одержимого? Во-первых, одной из способностей людей,
умеющих изгонять бесов, является возможность чувствовать
присутствие в человеке злых духов.
Во-вторых, некоторые из священников имеют медицинское образование
и знакомы с азами психиатрии.
К тому же все они занимаются этим тяжелым делом долгие годы
и едва ли не ежедневно.
Еще не так давно с каждым желающим попасть на отчитку проводили беседу,
чтобы выявить, действительно ли он одержим или просто психически болен.
Но в последние несколько лет одержимых стало столько,
что на индивидуальные беседы у священников не хватает сил.
Как попасть на отчитку?
Священники советуют: прежде чем вести кого-то из близких или знакомых на отчитку, посоветуйтесь со священником из вашего прихода и получите его благословение.
Кроме того, есть некоторые условия, которые нужно обязательно соблюсти.
На отчитку не допускаются некрещеные люди, а также крещеные,
но без нательного креста.
Перед отчиткой рекомендуется сутки поститься и читать молитвы.
Отчитки в лавре проводятся практически каждый день
приблизительно в 13.00, но приезжать туда надо заранее.
Сама лавра находится недалеко от станции Сергиев Посад,
дальше пешком. Денег за отчитку никаких платить не надо.
В изгнание бесов современному человеку очень трудно поверить,
невзирая на то, что оно официально признано православной церковью
и о нем можно прочесть в церковных изданиях.
Мои личные сомнения на этот счет были, однако,
преодолены в результате всего лишь одного приезда в лавру.
Впрочем, священники настоятельно не рекомендуют приходить на отчитку
из праздного интереса — ведь никто не знает,
в кого решит вселиться лишившийся очередной жертвы злой дух.
_
Антон Соловьев
#церковь
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 12