Старое дерево не пересаживают.
Её не понимают, она обижается.
«И что я буду делать в городской квартире? – сокрушается бабуля. –
Разве что смерти дожидаться».
А ведь так и есть: нельзя под старость лет резко менять жизнь,
её уклад, привычки, питание. Пожилому человеку трудно перестроиться.
Такая «перестройка», скорее, принесёт вред, чем пользу.
Дома она с закрытыми глазами может управляться по хозяйству,
а в городе всё ново, надо привыкнуть,
но на это у неё уже нет ни времени, ни сил, и совсем нет желания
жить в городе.
Вышла за порог – и вот под ногами зелёная трава.
Рядом и огород. А весной такая красота!
Вся деревня утопает в белоснежной черёмухе
(для неё и для нас она ягода детства). А потом зацветает сирень.
И стоит такой аромат, какого в городе не бывает.
Сирень-красавица не уступает белопенной черёмухе.
Радует глаз до поздней осени.
Её крупные сердцевидные листья от жёлто-зелёного до всех оттенков кремового цвета украшают усадьбу.
6288870_KUcgZcvSHY (510x505, 75Kb)
Красива деревня и зимой, особенно когда идёт снег.
Кругом белым-бело, в белоснежном наряде и земля, и дома, и деревья.
Всё сказочно красиво! И никакой чёрный асфальт не заменит этого.
Говорит бабушка про квартиру в городе: «курятник», «золотая клетка,
да чёрт ей рад». Городскому жителю это покажется нелепым и смешным,
но факт остаётся фактом.
Много интересного можно увидеть в деревне.
Вот бабушка ведёт за верёвочку чёрную козу (коза – главная),
а за ними гуськом идут белые козы и козлята.
Телёнок пасётся с козами, потеряет их из вида и кричит.
Так и ходят одной компанией.
Удивляешься, что он вырос рядом с козами и привык к ним.
Вот котёнок обнюхивается нос к носу с большой собакой –
знакомство состоялось. Нельзя не улыбнуться, увидев квочку, прямо «нафаршированную» цыплятами:
то здесь, то там из неё выглядывают их маленькие разноцветные головки.
Этого в городе не увидишь.
Её пороки
Не все в деревне живут хорошо.
Хорошо живёт тот, кто хорошо работает.
Сидящих на лавочках возле дома называют «подснежниками».
Как только пригреет после долгой зимы солнышко, они и появляются.
И нет их только зимой, а виной тому сильные морозы.
Беззаботные люди устраивают себе жизнь «ничего неделанья».
Сидят часами у «ящика», как телеманы, просиживая чужую жизнь.
Одна мыльная опера сменяется другой, не менее захватывающей.
А где же своя собственная жизнь?
Она проходит как-то тускло и неинтересно.
Сидят на лавочках, «чешут» часами языки, собирая последние новости на селе, подслушивают, подглядывают, докладывают.
Не нашли они более интересного занятия для себя.
В деревне магазин и почта – центры по сбору информации.
Хлеб привозят в 12 часов, но уже в 10 баба Лида отправляется в магазин
с большой сумкой. Все знают всё и даже больше.
Это в городе можно жить, не зная соседа по лестничной площадке.
А в деревне, особенно в небольшой, всё на виду.
Вы приехали, вы – чужаки.
А это значит, с вас спрос другой.
Есть любители ходить и ездить по гостям с пустыми сумками
в надежде, что кто-нибудь где-нибудь когда-нибудь им что-то даст.
Очень модное занятие – «болтология», и человек не понимает,
что это пустая трата времени. Неужели нельзя найти для себя интересное дело, стать увлечённым человеком,
с которым хотелось бы пообщаться, узнать что-то новое, полезное,
чему-то научиться? Как живут такие люди, задают ли себе вопросы:
зачем я живу, что умею и могу дать другим?
На вопрос, зачем человек живёт, я отвечу просто:
«Чтобы себя уважать, чтобы люди тебя уважали,
и не стыдно было перед теми, кто уже ушёл…»
«Городские цветы»
Их возраст от 20 до 60 лет.
Приехали, набрали полные мешки и сумки и уехали.
Никто их с тяпкой в огороде никогда не видел, в сарай они не пойдут – там воняет (а на столе пахнет).
Хорошо, если родители ещё молодые и полны сил,
а есть старички, которым под восемьдесят.
Видела такую картину: на проводах сидели птицы.
Они уже выросли из «желторотиков» и стали больше своих родителей.
А те летали, такие маленькие, ловили корм
и вкладывали его в открытые рты своих детенышей…
Что-то подобное происходит и с людьми.
Три «грации»
А здесь живут три матери, которым при жизни надо ставить памятник
за их неистовую любовь к своим детям.
Сынок пьёт, а мама носит баночки – как же, сына кормить надо
(а ему уже 40 лет). Мама бегает, помогает картошку сажать,
сама копает лопатой, а сынок клубни раскладывает.
Плачет сын (жена бросила): «Мама, я не могу один».
Другие могут, а он – нет. Прямо мальчик в коротких штанишках.
И бежит мама к сыну с другого конца деревни корову доить в 4 утра,
а потом обратно, доить свою.
И косит траву, и носит её на своем горбу для сыновнего телёнка…
Другая мать содержит сыночков на свою пенсию,
а самой денег на хлеб не хватает.
Сыны пьют, не работают, как разойдутся – и маме места мало.
Зовёт её дочка к себе, так нет, сыночков жаль:
как они будут без неё жить, пропадут…
У третьей матери сын не пьёт, но и толку от него нет.
Он вечный «путешественник».
Мотается по родственникам, друзьям и знакомым,
а мама для него держит большое хозяйство и сажает большой огород.
Вот уж поистине материнская любовь не знает границ.
А может, лучше, если бы она её знала?..
Сыночкам за 40-50 лет, будет ли с них толк? Вряд ли.
6288870_artlib_gallery79382b_edorig (568x454, 74Kb)
Есть в деревне такая тенденция: взрослые люди уже имеют своих детей,
но ничего не держат из живности, а приходят к старым родителям «помогать». Не хотят самостоятельно жить, не хотят иметь
лишних забот, проблем и ответственности.
А получается как-то некрасиво, нет бы старикам не держать никакой живности и ходить к детям, крепко стоящим на ногах.
Клички
У многих в деревне есть клички.
Одни клички дают из-за фамилии (к примеру, Гусев – Гусь,
Чуркин – Чурка), другие подмечаются людьми.
Здесь и Тумба-юмба со своей дочкой Дюймовочкой,
и Труба – женщина с громким и грубым голосом, её дочки Трубочки,
Ирка-пулемётчица (за манеру быстро говорить),
Леди-бомж (не пьёт – леди, запила – бомж),
Казачка, Цыганка, Бен Ладен, который когда перепьёт
(а он всегда перепивает и, по возможности, каждый день), всем грозит:
«Тебе два часа осталось жить, тебе – час. Приду с топором, жди».
Пастух поработал, деньги получил и все пропил,
вот тебе и Всадник без головы.
А Ментиха не от слова «мент» (хотя сразу можно так подумать:
она всё всегда видит и обещает доложить),
а потому, что, как рассказывают люди, однажды её муж сказал:
«Сейчас, один мент», то есть момент, так и остался он с тех пор Ментом.
Так ли было на самом деле или нет, но раз муж Мент, то и жена его – Ментиха.
Люди подмечают всё, и как дадут кому кличку, то «приклеят» её на всю жизнь.
Забываются имена, фамилии, и только клички не забываются.
Пьянство
Какая-то эпидемия пьянства…
Пьют старые, пьют женщины, пьёт молодёжь.
Это уже не идёт ни в какие рамки.
На вопрос: «Как жизнь, Миша?», тот отвечает:
«Вся деревня спилась, и мы тоже пьём».
Можно бы посмеяться с его слов, если бы не было так грустно.
В общем, неглупые парни и Миша, и Лёша, и Витя, а пьют её, проклятую,
и когда они одумаются, никто не знает.
Бывает, кодируются, бывает, бросают сами, но это редкость, в основном,
из-за проблем со здоровьем.
Хотя, бывает и по-другому.
Врач предупреждает, а они всё равно пьют
и уходят раньше времени в мир иной.
Другим бы делать выводы, но, видно, нечем.
Прожигают свою единственную жизнь, словно их две:
одну проживают как попало, а другую, думают, проживут достойно.
Какая сила пропадает у молодых! Но работать они не хотят.
А пустота всегда чем-нибудь да заполняется. Вот и пьют.
Не знают, что Господь сказал человеку:
«В поте лица своего будешь есть хлеб», да и знать не хотят.
Алкаши уходят от реальной жизни с её проблемами в вымышленный мирок. Пьянство – это удел слабых.
Сильные духом стремятся вперёд, вверх, хоть на чуть-чуть,
но вверх, хоть ползком, но вперёд.
Воровство
Воровство существует, и от этого никуда не денешься.
Воруют и в городе, и на дачах, и деревня – не исключение.
Поэтому, лучше быть готовым ко всему и не думать,что меня это не коснётся. Всё, что плохо лежит, будет украдено.
Некоторые люди в деревне собак не держат.
Им в первую очередь и ждать воров.
Не надо экономить на собаках (они, мол, много едят).
Собаки – это охрана.
Воры днём спят, а ночью (примерно с часа ночи до трёх) выходят на «работу», а мы – наоборот, днём наработаемся, а ночью крепко спим.
Лучше держать большую собаку, можно две-три.
Это каждый решает сам.
Надо знать, что маленьких собачек никто не боится.
Можно в доме держать такой «будильник».
Залают собаки на улице – залает и она.
У каждого свои способы защиты.
Отмечу, на мой взгляд, основные.
Всё надо держать на замках: кухню, сарай, склад с кормами, гараж и так далее. Изгородь лучше иметь высокую
или по её верху прибить колючую проволоку.
Калитку, через которую выпускают скот на пастбище и ходят в огород,
зимой следует закрыть изнутри и закрутить проволокой.
Можно на калитку накинуть цепь.
Если воры её будут открывать, она обязательно загремит, и собака проснётся. Она ведь, как и человек,
тоже иногда крепко спит, особенно молодая или со щенками.
Воры боятся света, шума.
Поэтому иногда в кухне на ночь жильцы оставляют свет –
пусть думают, что в доме не спят.
Был случай, когда будка собаки находилась рядом с забором.
Собака вставала на задние лапы и смотрела на улицу.
Ночью, накинув петлю, её задушили.
Пусть лучше собака бегает на цепи по проволоке во дворе.
Хорошие сторожа – гуси.
Когда они видят незнакомого человека, то поднимают такой шум!
Недаром говорят, что гуси Рим спасли.
Осенью воры «посещают» огороды. Они воруют овощи, картошку.
Можно на задворках посадить колючее растение, к примеру, расторопшу.
Она отвадит желающих лазать по ночам.
Если у вас большой огород, можно посеять кукурузу, только очень густо. Початки будут мелкие, непривлекательные.
Они пойдут на корм скоту. Ближе к дому кукурузу можно проредить,
чтобы собрать полноценные початки,
затем посадить тыкву, поближе – картошку.
И кукуруза будет целая, и за картошкой можно уследить.
Никому вечером, тем более ночью, нельзя открывать двери,
подходить близко к калитке.
Нельзя никого впускать во двор, особенно незнакомых людей.
Может, у кого-то есть свои секреты от воровства,
но и этих нехитрых, думаю, вполне достаточно.
Мимоходом
Эта глава о «больных» и «здоровых».
Держит человек живность, сажает огород – значит, он здоров.
Такое мнение бытует в деревне. А другой ничего не делает – он больной.
И год больной, и пять, и десять лет, и всю жизнь.
Но почему-то не умирает (да простят мне это действительно больные люди).
Я говорю о тех, кто ежедневно ощупывает свои болячки (а у кого их нет?).
Такие люди постоянно меряют давление, читают лечебную литературу, горстями пьют таблетки, заваривают травы.
То они сидят на одном вываренном рисе или свекле,
то ходят по врачам и больницам.
То есть они всю жизнь «в реанимации». А мы страдаем «трудоголизмом».
Бабушка, которой исполнилось 80 лет, говорит:
«Утром болит всё, даже каждый пальчик»
(ревматизм «накрутил» шишки на суставах).
Но она встаёт, начинает двигаться и кормить живность, доить корову.
Она сама ещё косит в огороде траву.
И вот уже 25 лет ежедневно делает зарядку по 5-10 минут
(бег трусцой и дыхательные упражнения).
Её в деревне считают здоровой. А её здоровью не позавидуешь.
Это человек «старой закалки», в словаре у неё нет слов «хочу», «не хочу».
Она знает слово «надо». И знает, что жизнь – в движении.
Есть в деревне и «Тумбы-юмбы». Они любят посидеть, поесть, поспать.
Корову держать им не хочется – надо рано вставать и поздно ложиться.
А молоко любят все. Картошку посадят люди, а выкопает трактор.
Остаётся только болеть «притворением хитрости».
О таких даже врачи говорят: «здоровобольной».
Нет, мы не настолько здоровы, чтобы с лишними килограммами жить. Попробуйте поработать с мешком сахара или муки за плечами!
С мешком даже ходить тяжело.
Уж, действительно, бедные они, бедные, эти «больные».
У трудоголиков есть опасность перетрудиться. Надо сочетать труд с отдыхом, иначе может наступить переутомление,
а в хронической форме переутомление – это уже болезнь.
Ленивых приходится подгонять в работе,
трудоголиков же надо останавливать, «тормозить».
Им следует помнить, что самое главное – здоровье.
«Его не купишь, – сказал деревенский парень, –
а всё остальное можно купить или украсть», – и засмеялся.
Хорошо, когда у человека в голове «порядок».
То есть как у хорошей хозяйки. Всё разложено по полочкам и на свои места.
Тогда он знает, что ему надо в жизни.
Он работает, занят делом, чувствует себя хозяином,
«горит, как печка с открытым поддувалом», а не «коптит» всю жизнь.
Работа, занятость – одно из средств хорошего настроения
и налаживания своей жизни. Молодые люди жалуются на жизнь,
на то, что нет работы. А работы полно.
Бабушка разводит живность, сажает огород.
А им не нравится такая работа, такая жизнь.
Им подавай красивую, как по телевизору показывают.
А как сделать её такой, они не знают.
И стараются уехать из деревни в город по принципу «живут же там люди».
Люди живут по-разному и в городе, и в деревне.
Если у человека есть талант или престижная специальность,
почему бы и не уехать? А если только одно желание жить в городе,
то этого мало. Уезжают люди в город, лишь бы уехать из деревни,
а что дальше? Надо знать цель. Зачем уехал?
Ода деревне
Ты в судьбе моей самая главная,
в грусти, радости – доля одна.
И печаль души исповедальная,
глушь родная – деревня моя!
Может завтра душа успокоится
и придет на родимый погост.
Деревенская светит околица,
синью речки, четою берез.
За деревней, над Волжскою кручею,
я подставлю опять ветру грудь.
Соберутся друзья мои лучшие,
добрым словом родню помянуть.
Неподсудной в лихие все годы,
работящей деревня слыла.
В ней и жили герои-льноводы
и гордилася ими страна.
Отзовется не раз острой болью,
в седине у больного виска.
По умершим крестьянским подворьям,
непомерная сердца тоска.
И в избе одинокой, родимой,
той, что сестры прибрали к рукам.
Не мычит давно в стойле скотина,
и не топится печь по утрам.
Сыновьям и гостям очень рада,
деревенька, с шоссе на виду.
И с открытым для всех людей взглядом
я по улице с Волги пройду.
За околицей, в спелое жито
окунусь, чтоб тревоги забыть.
Вспомню все в жизни, что пережито,
и еще предстоит пережить.
_
Михаил Петров
#деревня
Нет комментариев