"ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ",1861-1863гг.
Тайная вечеря - последняя трапеза Иисуса Христа с его учениками, произошедшая в Великий четверг. На вечери он предрек ученикам, что один из них предаст его ...
Последние дни Христа.К этой теме обращались хдожники и поэты,писатели и скульпторы.Но среди всех мне хочется выделить одного - Николая Николаевича Ге.Он вложил свой,особый смысл в этот образ.
Я люблю людей, верю, что они хорошие, и никакие промахи меня не излечат. Я лучше человека ничего не знаю и буду всегда верить:
все, что моя радость, мое счастье, мое знание, - все от людей...
Н.Н.Ге
Ге нередко упрекали, что он пренебрегал формой: злоупотреблял контрастами красок, света и тени. Возможно, это были поиски новой формы, способной выразить страсть, которая вела художника: «Я сотрясу все их мозги страданием Христа... Я заставлю их рыдать, а не умиляться...».
При этом идея, которая воодушевляла Ге, была нравственной, а не религиозной. Он, по словам А. Н. Бенуа, видел Христа «скорее каким то прямым проповедником человеческой нравственности, погибающим от рук дурных людей и подающим людям пример, как страдать и умирать, нежели пророком и Богом». До конца жизни Николая Ге вдохновляла надежда на то, что с помощью искусства человек может прозреть, а мир — исправиться.
Беседуя со зрителями, он расскажет им жизнь человека, который родился прекрасным – все рождаются прекрасными, - но вырос в мире зла и несправедливости. Его сызмальства учили, что надо грабить, мстить, ненавидеть, и самого его грабили и ненавидели, мстили ему. Он все человечество рад бы распять за то, что вывернули его на кресте. Он всех людей ненавидел, как все они ненавидели его. И вдруг за минуту до смерти он слышит слова любви. И от кого? От такого же, как он, отверженного и распятого, который должен был бы вместе с ним весь белый свет проклинать в это мгновение. Эти слова все в Разбойнике перевернули. Он жаждет их снова слышать. Он тянется со своего креста к тому, кто их произнес. Он в ужасе кричит, зовет его. Не успел....
Николай Ге и Лев Толстой
Суд Синедриона. «Повинен смерти!» – одна из самых оригинальных, но и наименее понятых картин. Входила в поздний «страстной цикл» художника. Картина была запрещена к экспозиции президентом Императорской академии художеств великим князем Владимиром Александровичем, и Ге увез ее в свое имение.
Репин, увидев «Суд синедриона», написал Толстым, что первосвященник Каиафа на картине – портрет Льва Николаевича. Каиафа, шествующий в центре толпы мимо оплеванного Христа, в самом деле портретно похож на Толстого. Репин пишет иронически, но случайно или нарочно получилось такое у Ге – получилось великолепно. Это свидетельствует не об измене Толстому, а о том, что и его учение было для Ге лишь учением своего Времени.
Ге удивлял податливостью к новым веяниям, горячим желанием их понять. Он не остался «человеком времени Белинского», которому поклонялся, не остался «человеком времени Герцена», который был его кумиром, не остался «человеком круга Некрасова и Салтыкова-Щедрина», которых глубоко уважал. Он пришел к Толстому, потому что настало время, когда это учение Толстого оказалось для него ближе и нужнее, чем всякое другое. Само толстовское учение – не случайная игра ума, а совокупность идей и чувств, неизбежно появляющихся в определенную эпоху, в свое Время.
Художник был убежденным, истовым толстовцем. Мало того, из переписки Льва Толстого и Николая Ге понятно, что писатель называл художника еще более убежденным толстовцем, чем, собственно, был сам.
Толстовство — религиозно-этическое общественное течение в России конца XIX — начала XX вв. Возникло на основе учения Льва Толстого. Последователи учения отказались от употребления мяса, алкоголя и табака. Также отказались от военной службы и уничтожили даже личное оружие. Главный уклад жизни — патриархальный… Допускается свободное толкование Евангелия, но не признаются остальные книги Библии. Основные заповеди: не гневайся, не прелюбодействуй, не клянись, не противься злу насилием, возлюби врагов своих (другие народы) как ближнего своего (свой народ). За критику церкви Толстой и его сподвижники были отлучены от церкви.
Ге к тому времени был под зорким оком Синода. Все толстовцы преследовались надзорными органами, и художник не стал исключением. Напротив — члены Синода возмутились столь униженным изображением Христа. Обер-прокурор Победоносцев вообще счел это даже надругательством.
Православная церковь вообще исповедовала жесткие принципы изображения Спасителя: он должен изображаться как человек прекрасный и духом, и телом. Искусствоведы утверждают, что в работе над шедевром Ге опирался на католическую или протестантскую традицию.
Поговаривают даже, что скандал с “Судом Синедриона” дошел до самого императора. Когда тот увидел картину, закричал: “Разве это Христос? Это какой-то больной Миклухо-Маклай! “После такого заявления весь Страстной цикл художника стал опальным. Полотна запрещали, снимали, увозили. Поскольку публично художник выставляться не мог, Ге нашел другой, совершенно новый для того времени способ демонстрации своего искусства — на квартирах друзей в Москве, Петербурге. Именно после этих поступков художника XIX века искусствоведы века XXI нарекли первым русским художником андеграунда.
Чуть позже “Суд Синедриона” отправился на хутор, где жил художник…
После кончины художника его сын переправил две последние работы отца, в том числе «Суд Синедриона», Льву Толстому в Ясную Поляну. Снятые с подрамника полотна были обернуты в газетную бумагу, и типографский шрифт отпечатался на картинах. Дочь Толстого Татьяна Сухотина-Толстая сумела только частично удались фрагменты газеты из полотна. В 1897 году "«Суд Синедриона» был передан в дар Третьяковской галерее, годом позже он был на время помещен в экспозицию, а затем перенесен в запасники.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 13
"Художник словно вошел в комнату в ту минуту, когда неверие Иуды стало фактом - окончательным разрывом, предательством. Чистая полоса освещенного помещения отделила его от остальных. Его руки, поправляющие хитон, словно черные крылья. Он сделал свой выбор и уходит, уверенный в своей правоте. Все решено и для ушедшего в думу Христа. Он потерял своего ученика. Иоанн, Петр и Иисус на границе света, все остальные - в плохо освещенном углу, в волнении следят за происходящим. Через час разбегутся испуганные апостолы. Огненный колорит усиливает контраст света и тени - добра и зла. Нарушено великое братство. Дальше у каждого своя дорога и своя Голгофа..."
В.Скляренко. "Творчество Николая Ге"
Спасибо,Ольга!
Так,как писал Николай Ге образ Христа - не писал никто.Даже близкие друзья и знакомые не особо это восприняли,"с осторожностью".
Жаль,что многие его работы потеряны.Ведь совсем случайно некоторые из его рисунков были найдены на обычной барахолке.Судьбе было угодно так,чтоб они всё-таки вернулись в Россию.
На этой фотографии Николай Николаевич в своей студии. "Распятие","Голгофа"! Предтеча символизма.