ПОЧАЕВСКАЯ И СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРЫ
«Радуйся, Похвало Почаевская и всего мира Надеждо и Утешение»
(припев акафиста Пречистой пред иконой Её Почаевской)
Воистину Пресвятая Богородица является Надеждой и Утешением православным христианам всего мира. Почаевская икона — всемирно известна и любима. Христиане многих стран знают и почитают этот образ Божией Матери, прославленный многими чудесами.
Промыслом Божиим Свято-Успенская Святогорская Лавра имеет две иконы Пресвятой Богородицы, именуемых «Почаевскими». Находятся они в Свято-Успенском соборе обители: первая икона располагается справа от мощей преподобного Иоанна Затворника, вторая — справа от чудотворной Святогорской иконы Божией Матери.
История появления сих святых икон в обители такова. Первая была передана в Святые Горы в 2004 году наместником Свято-Успенской Почаевской Лавры митрополитом Владимиром (тогда ещё епископом) в дар Святогорской обители. Этот дар был приурочен к знаменательному и торжественному событию — присвоению монастырю статуса Лавры. С тех пор вот уже более 10 лет насельники Святогорской Лавры и её благочестивые паломники имеют духовную радость и великое утешение — список чудотворной Почаевской иконы Богоматери, переданный из Почаевской обители.
Вторая икона, находящаяся в Успенском соборе, до лета 2014 года пребывала в домовой церкви посёлка Пески Ясиноватского района Донецкой области. Сейчас там устроен скит Свято-Иверского женского монастыря в честь Турковицкой иконы Божией Матери. С началом военных действий на Донбассе митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион передал Почаевский образ Божией Матери на сохранение в Святогорскую Лавру. 10 августа 2014 года состоялась торжественная встреча этой святыни.
В настоящее время образ Почаевской иконы Божией Матери участвует в крестном ходе по земле Донбасса; крестный ход посвящен 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира. Начался крестный ход 1 августа. В этот день икона отбыла в город Изюм, где пробыла четыре дня, после чего, 4 августа, в 16:00 была привезена в лаврский скит иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» села Богородичное. Чтимый образ Почаевской Богоматери сестры и богомольцы скита торжественно сопроводили в храм, в котором состоялось праздничное вечернее богослужение. На следующий день, ранним утром, икону сопроводили в Святогорскую Лавру.
5 августа, после окончания полунощницы, в 7:00, торжественным крестным ходом, возглавляемым высокопреосвященнейшим Арсением, архиепископом Святогорским, верующие с молебным пением вышли из Свято-Успенского собора, чтобы у ворот Лавры, на Лаврской площади, встретить возвращающуюся в обитель святыню. Совместно с Почаевской иконой Пресвятой Богородицы прибыла для поклонения верующим и икона святого равноапостольного великого князя Владимира с частицей его святых мощей. Торжественно встретив святыни, крестный ход при пении величания Пресвятой Богородице и равноапостольному князю Владимиру проследовал вдоль набережной в Свято-Успенский собор, где перед чтимыми иконами был отслужен молебен с акафистом Божией Матери в честь иконы Ее Почаевской и святому равноапостольному князю Владимиру.
«Пение благодарное о Твоих, Владычице,
благодеяниях во всем мире от христиан возносимое,
аки фимиам к Небеси непрестанно восходящий…»
(из акафиста Пречистой пред иконой Её Почаевской)
Следует сказать, что первый кондак акафиста Пресвятой Богородице, а также припевы хор Святогорской Лавры исполнял по старинному распеву, бережно сохраненному в Святогорской обители. Записан этот распев был на слух еще в 1990-е годы, когда некоторые из числа святогорской братии во главе с владыкой Арсением (тогда ещё архимандритом), посетили Воронежскую землю.
В то время там проживал известный старец, схиархимандрит Серафим (Мирчук (15.05.1936–11.01.2005 гг.)), с которым Господь сподобил познакомиться святогорского наместника Арсения. Жизнь этого старца в молодости была связана с Почаевской Лаврой. Здесь он духовно родился, вырос как воин Христов. В почаевском скиту протекли несколько лет жизни молодого инока в послушании, трудах и молитве до того времени, когда в годину тяжких гонений на Церковь Христову и, в частности, на Почаесвкую Лавру родной ему скит был закрыт. Господь допустил этому случиться в 1961 году. Тогда же, промыслом Божиим, будущий старец вместе с двумя почаевскими иноками оказался в Воронежско-Липецкой епархии. На долгие годы отец Серафим стал духовной опорой для многочисленных духовных чад, многие из которых впоследствии отреклись от мира и приняли монашество. Воспитывая своих чад в духе и истине, отец Серафим уделял им особое внимание и заботу. Долгие годы, например, он являлся духовным отцом архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона, говорившего о своем старце-духовнике так: «Ему была открыта совесть других людей».
И вот, в Дивногорском Свято-Успенском мужском монастыре, находящемся в Воронежско-Липецкой епархии, во время встречи с приехавшими святогорцами духоносный старец спел припев акафиста, исполнявшегося перед Почаевской иконой Царицы Небесной. Святогорские монахи записали на слух этот напев, со временем дописав ноты для остальных партий мужского хора. Так в наследство от присноблаженного старца-монаха, скитского насельника Почаевской Лавры, Лавре Святогорской остался красивый распев хвалебной песни Божией Матери, поющийся перед Ее Почаевским образом.
По окончании молебна в Успенском соборе владыка Арсений произнёс проповедь, в которой говорил о радости праздника, о встрече в Святогорской обители чтимого списка с чудотворной Почаевской иконы, о крестном ходе, который пройдёт по охваченному огнём междоусобной брани истерзанному Донецкому краю. По словам святогорского архипастыря, «икона пойдёт по всему Донбассу — и на ту, и на другую сторону, как бы золотыми нитями Своих Материнских молитв сшивая то, что разделено: и в душах человеческих, и во внезапно возникших границах, разделяющих наш Донбасс, разделяющих семьи, в которых одни — на этой стороне, другие — на той. Может, просветит Матерь Божия и умы разделённые, собирая воедино и заставляя думать о правде Божией».
Владыка наместник с горечью отметил, что, к большому сожалению, множество наших соотечественников находятся сегодня в ослеплении, обманываясь в своих убеждениях и принимая клевету и ложь за истину. «И сегодня, — сказал владыка, — мы просим Божию Матерь, чтобы Она исцелила ослепление всех нас, чтобы мы, наконец, вспомнили, что мы — люди. И проживая свою жизнь, человек должен приобретать не врагов, а друзей… Провожая святые иконы на крестный ход, мы будем молить об одном только — чтобы наступил долгожданный мир. Чтобы та ложь, которую люди сегодня насадили в свои души и которая руководит ими, была нашими людьми отринута. Потому что мы забыли, что мы — Христовы, мы забыли заповеди Божии. Забыты основные две заповеди Божии — возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и ближнего своего яко сам себя. «Что не хочешь, чтобы тебе люди делали, то и другим не делай», — сказал нам Господь. Поэтому дай, Боже, нам, братья и сестры, образумиться и остановиться. И дай Бог остановиться тем, от кого зависит сегодняшняя судьба нашего отечества, а значит, наших детей и наших внуков», — закончил свою проповедь святогорский архипастырь.
ПОЧАЕВСКАЯ И СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРЫ: ДУХОВНАЯ СВЯЗЬ ДВУХ УДЕЛОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Летопись Святых Гор хранит и другие станицы истории, указывающие на связь двух земных уделов Пресвятой Богородицы — Почаевской Лавры и Лавры Святогорской.
Так, из воспоминаний схиархимандрита Серафима (Мирчук), постриженника Почаевского скита, известно, что в годы Первой мировой войны Свято-Успенская Святогорская пустынь приняла на сохранение ризницу почаевского скита. Двери помещения, в котором находилась эта ризница, были наглухо заколочены, чтобы никто не мог ее расхитить. И вот, во времена революционного лихолетия, когда массово разграблялось имущество храмов и церквей, в Святые Горы нагрянул отряд большевиков, которые принялись обыскивать каждый уголок святой обители. Было очевидно, что скитскую ризницу они точно не пропустят и скоро туда доберутся. Но Бог судил иначе. На удивление, бандиты просто не заметили огромных заколоченных дверей того помещения, которое они обыскивали, словно внезапная слепота нашла на них – и все они прошли мимо вожделенных ими богатств. Ризница осталась невредима и впоследствии была вывезена из Святогорской пустыни почаевскими монахами.
Также в годы Первой мировой войны, будучи одним из крупнейших и обеспеченных монастырей Харьковской епархии, Святогорский монастырь оказывал помощь раненым воинам и беженцам из оккупированных земель. Подобно другим монастырям своей епархии, Святогорская обитель приютила под своим кровом 25 монахов занятой австрийцами Свято-Успенской Почаевской Лавры, а также насельников монастырей, эвакуированных с Волыни и Киева. Проводя исторические аналогии, можно заметить, что век спустя история с приютом и помощью беженцам в Святых Горах вновь повторилась, и в летопись Святогорской обители будут вписаны похожие страницы, изобилующие примерами милосердной помощи пострадавшим, лишившимся своих домов и квартир людям, которые нашли приют в стенах Святогорской Лавры. И таких обездоленных войной людей уже не на десятки, а сотни и даже тысячи. Все они вынуждены были покинуть свои города и искать прибежище в странноприимной Святогорской обители.
Продолжая указывать на связи Святогорской Лавры с Почаевской, нужно сказать, что в готовящемся к изданию Историко-статистическом описании Свято-Успенской Святогорской Лавры есть запись, согласно которой можно видеть, что Святых Горах подвизались иноки других обителей, в том числе и Почаевской. Вот что сообщает нам одна из таких записей: «Слава о строгости и духовной жизни святогорских иноков, о сохранявшейся в обители традиции старческого окормления, унаследованной от глинского старца-игумена Филарета, привлекала множество желающих поступить в Святогорскую пустынь. В обитель стремились не только новоначальные, но и опытные в монашеской жизни подвижники, настоятели других монастырей. В архивных документах хранится множество дел о перемещении из других монастырей в Святогорскую обитель. Так, в 1860 г. в Святогорье пришёл иеродиакон Почаевского монастыря Амфилохий».
Более того, в XX век, несмотря на тотальное преследование Церкви Христовой, ее священнослужителей и мирян, духовные связи двух обителей обителей чудесным образом сохранялись. Так, преподобный игумен Иоанн (Стрельцов), исповедник Святогорский, имел общение со многими старцами своего времени, с которыми он вёл переписку и встречался. В числе таких старцев, входивших в круг общения прославленного святогорца, был и преподобный Амфилохий Почаевский. Божией Милостью незримая связь двух земных уделов Пресвятой Богородицы — Почаевской Лавры и Лавры Святогорской — насчитывает по меньшей мере одно последнее столетие. Столетие Веры, Исповедничества и торжества Православного Духа!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев