Вторая
часть исследования сервиса «Яндекс.Новости», формирующего
информационную повестку России, в том числе и в политической сфере. Кого
продвигают «роботы» «Яндекса» и зачем?
Итак, в прошлый раз мы
остановились на том, что у «Яндекса» и его «партнеров» есть не только
коммерческие интересы, но и политические, каковым «Яндекс» служит так же
верно, как и коммерческим, используя все СМИ России, включая — и в
первую голову — государственные СМИ, для их достижения. И вот эта
политическая деятельность компании «Яндекс» ИА REGNUM тоже крайне
интересует, хотя она и не имеет отношения к жалобе, которую ИА REGNUM
подало в Федеральную антимонопольную службу.
О сути жалобы в ФАС и её причинах читайте подробнее в материале: Рукотворные роботы «Яндекса» атакуют! — и переворачивают Россию
Наверное,
многие помнят, как неделю назад, 28−30 января, в топе «Яндекса»,
постоянно на первой позиции висели новости про провалившуюся
политическую провокацию недополитика Н. Сначала целый день первой висела
новость вроде «В России проходит забастовка избирателей», следующие два
дня нам непрерывно сообщали, что в результате этой акции по всей стране
задержано сколько-то человек. Выглядело это странно, потому что акция
провалилась: в ней участвовало по всей стране несколько тысяч человек.
Соответственно, никакого интереса она у людей вызывать не могла. Тогда
почему же она удостоилась трехдневного пребывания на первой строке топа
«Яндекса»?
Был такой старый советский анекдот. Парад на Красной
площади. Присутствуют Александр Македонский, Юлий Цезарь и Наполеон
Бонапарт. «Если бы у меня были такие танки, я бы завоевал Индию», —
говорит Македонский. «Если бы у меня были такие самолеты, я бы завоевал
весь мир», — говорит Цезарь. «А если бы у меня была газета «Правда», мир
бы никогда не узнал о Ватерлоо», — сказал Наполеон.
Казалось бы,
те былинные времена в далеком прошлом. Сегодня у нас нет газеты
«Правда» (ну, или она есть, но не та) и вроде бы есть свобода слова.
Однако и сегодня Наполеон с полным основанием мог бы сказать: «Если бы у
меня был «Яндекс», мир бы никогда не узнал о Ватерлоо». Потому что в
сегодняшней России роль газеты «Правда» с успехом выполняет именно
«Яндекс». Разница (и существенная!) состоит в том, что если в СССР все
знали, в чьих интересах работала газета «Правда», бывшая печатным
органом ЦК КПСС, то в чьих интересах работает «Яндекс», не знает никто,
кроме его хозяев. Которые, к слову, далеко не все даже являются
гражданами России, да и сама компания «Яндекс» зарегистрирована где-то
за границей.
Характерно, что «Яндекс» по части ограничения
свободы слова, информационного тоталитаризма и антирыночности даже
перегнал газету «Правда». «Правда» отбирала информацию и определяла
политическую и иную картину дня советских граждан, но она не могла никак
повлиять на другие источники информации, из которых граждане СССР могли
получить информацию, она не могла запретить им читать газету «Известия»
или «Советский спорт» или слушать «Маяк» и даже «Голос Америки» или
Би-би-си. А «Яндекс» — может! Более того, он именно это и делает —
определяет, какие новости важны, а какие нет, и где именно, в каком СМИ
их нужно получать.
Выводы исследования доступны в версии для печати.
То
есть, несмотря на благоприобретенные Россией свободу слова, невидимую
руку рынка и прочую демократию, благодаря «Яндексу» мы имеем абсолютно
тоталитарную информационную картину: страна знает только о тех новостях,
которые ей показывает топ «Яндекса», и читает/смотрит/слушает эти
новости только в тех СМИ, которые попадают со своими новостями в топ
«Яндекса».
Скажем прямо: неправы те, кто считает, что
информационную повестку и интерпретацию событий в России задает власть в
лице хоть Путина или Кремля в целом, или Думы, или Администрации
президента, или кого угодно еще. Потому что информационную повестку и
интерпретацию событий в России задает «Яндекс». То есть именно «Яндекс»
является идеологическим центром в России. И заодно — именно «Яндекс»
монопольно определяет, каким СМИ в России жить, а каким — нет. Пример:
именно «Яндексу», по большому счету, мы все обязаны раскруткой
известности практически отсутствующей в природе российской оппозиции,
каждый чих которой любовно раздувается «Яндексом» до урагана пятой
категории, и именно «Яндексу» во многом обязаны жизнью и известностью
такие замечательные СМИ, как «Дождь», «Эхо Москвы», которые без
поддержки «Яндекса» давно бы уже оставили нас своими заботами или как
минимум узнали бы на собственной шкуре, каково быть «бедным
оппозиционером».
Как же «Яндекс» всё это делает? Это просто.
Поскольку «Яндекс» доминирует в российском секторе интернета, а в поиске
является практически монополистом, большая часть активных
интернет-пользователей России узнает о новостях именно из топа новостей
«Яндекса».
Если новости нет в топе «Яндекса» — о ней никто не
узнает, или узнают только единицы. Если же новость есть в топе
«Яндекса», то пользователь может на нее кликнуть и попасть на страницу,
где есть не только заголовок новости, но и предлагаются девять СМИ, в
которых об этой новости можно прочитать подробно. Для справки: в России
более 100 тыс. СМИ, одних информационных агентств в России, по данным
самого «Яндекса», — 421.
Это примерно то же, как если бы вместо
супермаркета, в котором можно ходить между стеллажами с товарами и
выбирать нужный, покупатель бы оказывался перед пятью дверями с
надписями, например:
«Гвозди 5 см, 2 кг»;
«Пармезан отечественный, 0,5 кг»;
«Редиска прошлогодняя, 1 кг»;
«Коврик для мыши для взрослых, 1 шт.»;
«Спиннер платиновый в футляре из шагреневой кожи, 1 шт.»;
и
мог бы купить в данный момент только эти товары. Причем в случае, если
покупатель заинтересовался бы, например, ковриком для мыши и открыл
соответствующую дверь, то он увидел бы витрину, в которой были бы
представлены коврики только от девяти избранных производителей, в то
время как производителей ковриков в мире примерно десятки тысяч. А еще
важно, что в данный заход он мог бы купить только коврик «для взрослых»,
а просто коврик — нет, и «для детей» — нет. То есть для того, чтобы
купить необходимое в таком магазине, покупатель был бы вынужден
приходить туда постоянно, чтобы дождаться появления на дверях табличек
«Хлеб», «Молоко» и пр. Но и эти нужные ему товары он мог бы приобрести
только в исполнении девяти неизвестно как отобранных производителей.
Спрашивается,
кто бы стал ходить в такой магазин? Ответ ясен: никто. Но новости в
«Яндексе» мы именно так и узнаем! То есть в виде отобранных «Яндексом»
пяти заголовков новостей (а заголовок определяет поворот темы: если в
топе стоит заголовок «Госдума обсудит заявление в связи с решением МОК
по российской сборной», то пользователь точно не увидит там новостей о
самом решении МОК, об отношении к решению спортсменов, чиновников,
пользователей соцсетей и т. д. — только про Думу), про каждый из которых
можно подробнее узнать в девяти отобранных «Яндексом» СМИ. (Конечно, мы
знаем, что при очень большой любознательности, упорстве и некотором
интеллектуальном усилии можно найти на странице новости меленькую
светлосеренькую надпись «Всего источников — 2345» и кликнуть по ней, и
нам откроется многостраничный список этих самых источников. Но мы также
знаем, что так поступит в лучшем случае один из тысячи пользователей —
потому что любознательность, упорство и интеллектуальные усилия
гражданам есть где приложить в жизни, в «Яндексе» они просто хотят
быстро узнать новости.)
Покупателям в таком магазине тяжело, а
продавцам (то есть СМИ) — еще тяжелее. Потому что попасть в число
избранных девяти производителей практически невозможно: они уже избраны
«Яндексом» (см. предыдущую часть исследования ИА REGNUM ) раз и
навсегда, и другие СМИ в число избранных уже не попадут — занавес!
Для
того чтобы разобраться, что происходит в топ-5 «Яндекса» по части
содержания новостей, мы исследовали не СМИ, как в предыдущей части
исследования, а только заголовки новостей. Чтобы как-то понять, какие
именно новости попадают в топ «Яндекса», заголовки были, во-первых,
прочищены (то есть все заголовки новостей, связанных с одним событием и
реакциями на него, были собраны в одну «тему»), и, во-вторых,
классифицированы, то есть отнесены к одной из 11 категорий в зависимости
от их смысла. Результаты представлены ниже.
Далее: https://eot-su.livejournal.com/2873159.html #Яндекс #ФАС
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев