— и переворачивают Россию
Компания
«Яндекс», благодаря своему монопольному положению в российской части
интернета, формирует информационную повестку России, продвигает
«любимые» ею СМИ и задвигает «нелюбимые». Кого продвигают «роботы»
«Яндекса» и зачем?
ИА REGNUM подает в Федеральную антимонопольную
службу (ФАС) жалобу на компанию «Яндекс». По мнению ИА REGNUM,
«Яндекс», будучи фактическим монополистом на рынке интернет-СМИ,
посредством манипуляции с рейтингом СМИ в топ-5 «Яндекс.Новости»
систематически нарушает закон «О защите конкуренции», создавая
привилегированные условия для одних и тех же СМИ. Формируя новостные
«топы», «Яндекс» создает преимущества определенному кругу субъектов
информационного рынка, ущемляя интересы других, чем нарушает
антимонопольное законодательство. Постоянное продвижение «Яндексом»
определенной группы СМИ фактически является их ненадлежащей рекламой и
создает недобросовестную конкуренцию. В связи с этим ИА REGNUM просит
ФАС:
1. Признать действия ООО «Яндекс», выражающиеся в
формировании «Топа новостей», ранжировании новостей по их производителям
нарушениями ч. 1 ст. 10 и ст. 14.3 Федерального закона от 26 июля 2006
г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «Яндекс»
предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства с
запретом выноса «Топа новостей» на главную поисковую страницу.
Для
обоснования жалобы и точного понимания того, как работают топы
«Яндекс.Новостей», ИА REGNUM провело специальное расследование. В
течение 43 суток, с 15 ноября по 27 декабря 2017 года, каждые 15 минут
мы делали скриншоты главной страницы «Яндекса» и первых страниц выдачи
тех пяти новостей, которые были вынесены на тот момент в топ «Яндекса».
Потом данные с этих скриншотов: заголовки новостей из топа и их место в
топе; СМИ, представленные на первой странице, и их место под новостью;
время, когда в каждом СМИ появлялась соответствующая новость и т.п. —
заносились в базу данных.
Таким образом, у нас собралась база, в
которой было 4118 замеров (всего их могло быть 4128, но несколько раз
скриншоты сделать не удалось из-за технических неполадок), в каждом из
замеров было по 5 заголовков (новостей) топа, к каждому заголовку были
приписаны 9 СМИ с первой страницы выдачи этой новости — с их
собственными заголовками и временем выхода соответствующей новости в
этих СМИ.
Выводы исследования доступны в версии для печати.
Всего
в нашу базу за всё время измерений попало 335 разных СМИ, из них 275
(82%!) встречалось менее чем в 2% замеров, а 237 (71%!) — менее чем в 1%
замеров.
Полная версия таблицы доступна в отдельном файле
Что
это означает на практике? Это означает, что когда бы человек ни зашел
на главную страницу «Яндекса» и какую бы новость из топ-5
«Яндекс.Новостей» ни кликнул, с вероятностью 100% он увидит на первой
странице выдачи по новости РИА Новости, RT на русском, «Известия» и
ТАСС. А с вероятностью более 95% — «Газету.ru», РБК и Интерфакс.
Вероятность 100% — это значит всегда (да и 95% — это тоже практически
всегда). Это значит, что 7 из 9 мест на первой странице новости всегда
заняты этими СМИ, а все остальные СМИ борются, по сути, за попадание на
оставшиеся два места. При этом и в этой борьбе шансы, скажем прямо,
далеко не равны: например, шансы Life. ru попасть на одно из оставшихся
двух мест в два раза ниже, чем у «Комсомольской правды» и «Коммерсанта».
Нет
никаких сомнений, что РИА Новости, RT на русском, ТАСС и пр. — большие
уважаемые агентства, и то, что они оказываются постоянно в топ-5
рейтинга «Яндекс.Новости», неудивительно. Удивительно другое — что на
первой странице выдачи новостей оказываются практически только они, вне
зависимости от того, были ли их новости первыми, были ли они
эксклюзивными, удачный ли был у них заголовок и т.п., — то есть вне
зависимости от каких бы то ни было понятных причин. Более того, сплошь и
рядом эти «привилегированные» СМИ как раз НЕ являются ни
первоисточниками новостей, ни держателями эксклюзива, ни авторами
суперзаголовков, ни производителями действительно качественных новостей
(а не новостей в одну строку без начала и конца, но с грамматическими
ошибками).
При этом важно, что и РИА Новости, и ТАСС, и
«Известия», и прочие «любимцы «Яндекса», — равноправные (мы надеемся)
участники «рынка новостей» в интернете, и тот факт, что они обладают
привилегией всегда находиться на первой странице выдачи новостей топ-5
«Яндекса», тем самым нарушая права всех остальных участников этого
рынка, давно должно было взволновать их самих. Но, понятное дело, их это
не волнует, так как попадание на первую страницу выдачи новостей топ-5
«Яндекса» приносит им большой трафик, а значит — прямую выгоду. Причем
постоянное пребывание на первой странице выдачи новостей топ-5 «Яндекса»
создает мультиплицирующий эффект по двум причинам. Во-первых, другие
СМИ, разнося новости, больше ссылаются на те СМИ, которые есть на этой
самой первой странице, то есть у них растет индекс цитируемости,
количество ссылок и переходов, которые наверняка используют доблестные
«роботы» «Яндекса», чтобы обосновать присутствие «правильных» СМИ на
первой странице. Во-вторых, люди, как известно, предпочитают получать
информацию из известных им источников, поэтому, поглядев годик на одни и
те же СМИ в топе «Яндекса», они начинают намеренно выбирать и искать
новости именно этих СМИ, что опять же приводит к росту трафика,
перепостов и ссылок.
Нам говорят, что попадание новостей СМИ в
топ-5 новостей «Яндекс.Новостей» определяется «роботами» — то есть
алгоритмами, которые учитывают множество каких-то не известных нам
параметров, но лишены субъективности, потому что, дескать, «роботы» не
люди, они учитывают только объективные параметры. Да, конечно, алгоритмы
лишены субъективности, если она не заложена в них изначально человеком —
в виде, например, «веса» СМИ, который проставлен в алгоритм априорно и
«перебивает» все остальные параметры, которые учитываются алгоритмами.
Полученные в исследовании ИА REGNUM данные доказывают использование в
«Яндекс.Новостях» таких заведомо установленных «весов» для разных СМИ:
иначе как произвольным «продвижением» определенных СМИ в топ «Яндекса»
невозможно объяснить полученные данные (по законам статистики, если бы
работали реальные «роботы», использующие реальные алгоритмы, которые бы
учитывали реальные параметры новостей, а не заранее заданные веса, то на
первой странице выдачи у каждой новости было бы значительно большее
разнообразие СМИ; ситуация, когда несколько СМИ присутствуют там всегда,
статистически невероятна).
Далее: https://eot-su.livejournal.com/2873043.html #Яндекс #ФАС
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев