楽焼 Раку-яки) (что значит в пер. с японского «простота») – появилась примерно в середине XVI века, в период Момояма. В Японии к тому времени уже были сформированы свои богатые традиции производства керамики, но технически те методы обжига и глазурования, которые используются в Раку – были принесены из Китая, они назывались «Сань-цай» и зародились в провинции Хэнань в эпоху династии Тан. Однако Японцы пошли гораздо дальше, чем «доработали» и «локализировали» китайские техники. Они, если можно так сказать, «подковали китайскую глиняную блоху», создав на основе Сань-цай свой – совершенно уникальный и чисто японский – метод, который и есть знаменитый теперь на весь мир стиль Раку.
Отец легендарного Тодзиро – кудесника-изобретателя Раку – был китайским мастером керамики, его звали Амейо. Переезжая в Японию, он привез с собой китайские секреты мастерства «Сань-цай», которые были на тот момент передовыми и в Поднебесной, и в Японии. «Сань-цай» был весьма коммерчески успешным методом производства яркой, жизнерадостной трехцветной глазури; в этом стиле работали многие мастера и в Китае, и в Японии – особенно в Киото. «Японский Сань-цай» назывался «Кочин» – это был метод производства Сань-цай с яркой глазурью зеленого, желтого и коричневого цветов.
Определенно основанный на «Сань-цай», японский новаторский метод «Раку» появился в 1574 году, когда мастер Тодзиро обжёг свое первое (из известных нам) изделие нового образца – это была фигурка льва. Вскоре после этой первой пробы – около 1579 г. – последовала первая чайная чаша (тяван) – и это уже дало начало традиции. Новаторство Тодзиро заключалось не столько в технике обжига или глазирования, сколько в самой эстетике изделий, их форме и цвете. В отличие от китайской керамики, Раку характеризует чисто японская монохромность: использование в глазури исключительно двух: черного и красного – цветов. Кроме того, в Раку используется особый, инновационный, метод глазурования, который творчески использует технические сложности обжига керамики методом «Сань-цай», и поднимает небольшие дефекты глазирования на уровень искусства.
Глазурь Раку отражает один из главных принципов японского искусства – Ваби-Саби, что переводится как «скромная простота» или «благородная грусть». Говоря о преемственности Раку и Сань-цай, стоит подчеркнуть, что стилистически Раку никогда и не конкурировала с Сань-цай, это уже совершенно другая философия! Там, где китайцы добивались идеальности формы и чрезвычайной тонкости посуды – японцы словно сказали «нет, мы пойдем другим путем» и создали грубую, несовершенную по форме, «дикую глину», окрашенную темными цветами глазури, да еще «украшенную» целым рядом необычных способов, которые китаец не долго думая назвал бы «дефектами». Если сравнивать японскую и китайскую посуду, то если забыть на минуту историческую хронологию событий, может показаться, что японская словно была раньше, а китайцы впоследствии «довели дело до ума». На первый взгляд, японская посуда – варварская, а китайская облагорожена и очищена просвещением и логикой… Но другой стороны, волшебство японской посуды – в деталях, в настроении, у нее есть душа и есть характер, она «штучная», как разношерстный отряд характерных и колоритных «семи самураев», а китайская керамика – это уже словно непобедимая армия дедушки Мао, с автоматами наперевес… И вообще, если китайский Сань-цай – это, возможно, классицизм, то японский стиль Раку – постмодернизм! Конечно, нельзя серьезно спорить о том, что лучше – изящество линий и золотое сечение или дзенская асимметрия и утонченная простота – это дело вкуса а, возможно, даже склада души. Там, где китайцы со свойственной им тщательностью «поверяли алгеброй гармонию», японцы попытались «сыграть на флейте водосточных труб», если будет позволено такое сравнение. Порой кажется, что нам, с нашей загадочной русской душой, ближе не менее загадочная душа японцев, выразившая себя в керамике Раку.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев