<…>
Быстрое и раннее развитие феодального светского и церковного землевладения в этом крае было в немалой степени обусловлено тем, что отец Андрея Боголюбского, князь Юрий Долгорукий, основал здесь в 1152 году новый княжеский город Юрьев, названный, в отличие от старого Юрьева в Поднепровье, «Польским», то есть стоящим в полях. Они кажутся бескрайними, а путь от Владимира до Юрьева долгим... Город открывается нашим глазам не так, как Суздаль с его причудливым живописным силуэтом: издали Юрьев можно принять за большое село, лежащее в низине среди повышающихся к горизонту полей. И лишь приближаясь, мы различим белый ансамбль монастыря и за ним тяжелую луковичную главу древнего Георгиевского собора.
По сравнению с Владимиром и Суздалем с их многовековой славной историей и многочисленными памятниками история Юрьева проста и немногосложна и не взволнует наше воображение обилием воспоминаний. Если Суздаль возник на основе поселений предшествующей дофеодальной поры, то Юрьев был в полном смысле слова новым городом, основанным князем на еще необжитом месте и названным его именем. Но его округа была густо заселена крестьянами, осевшими на тучных землях «ополья». Местоположение Юрьева было очень выгодным. К северу от него лежали верховья правобережных притоков Нерли; около города несла свои воды в Клязьму река Колокша. Юрьев был хорошо связан с центром княжества и своим земледельческим краем и стал здесь оплотом княжеской власти. В Юрьев, как и в другие свои новые города, князь привлекал поселенцев не только из русских, но и из болгар и финно-угорских племен, давая им «ссуду и пожалование», благодаря которым новое городское военное и ремесленное население ставилось в зависимость от князя. И, конечно, прежде всего, была построена крепость и в ней белокаменная княжеская церковь Георгия.
Новый город не играл большой роли в XII веке. Только близ его произошли две крупные битвы между полками владимирских князей и ратями ростовского боярства и поддерживавших его князей. Битва 1177 года принесла победу Всеволоду III, надолго ослабив силы старой феодальной знати и упрочив положение и власть владимирской династии. Сражение на Липицком поле (1216) было результатом ожесточенной усобицы между наследниками Всеволода; бой закончился поражением владимирских князей и недолгим торжеством ростовской княжеско-боярской коалиции. Тем не менее, целостность владимирской земли была подорвана, и Юрьев в 1212 году стал центром небольшого удела, принадлежащего сыну Всеволода III Святославу, с именем которого связано строительство нового Георгиевского собора. В это же время в городе был основан княжеский Михайло-Архангельский монастырь.
О поре монгольского ига в жизни города нет никаких значительных известий. Династия юрьевских князей пресеклась в первой половине XIV века, и город стал владением Москвы. В последующие столетия московское правительство не раз передавало Юрьев «в кормление» иноземным выходцам — вассалам московского князя. Так, в XV веке им владел литовский князь Свидригайло, в XVI веке — казанский хан Абдул-Летиф и астраханский царевич Кайбула. Ясно, что эти владельцы города заботились лишь о том, чтобы собрать больше доходов с его населения. Город хирел, и понятно, что здесь не было никаких условий для возведения монументальных построек. Только в XVI—XVII веках Михаило-Архангельский монастырь обстраивается каменными зданиями.
#ЮрьевПольский #история #НиколайВоронин
Нет комментариев