Сергей Хламов
added November 12 2019 at 06:03
НОЯБРЬСКИЕ ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ
90 лет назад, 12 ноября 1929 года, в селе Иворово Юрьев-Польского района родился Александр Васильевич Скородумов (ум. 2016), полковник, кавалер ордена Мужества, участник военных учений с применением ядерного оружия на Тоцком полигоне. #история #АлександрСкородумов #иворово
Сергей Хламов
added November 11 2019 at 06:09
НОЯБРЬСКИЕ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ
80 лет назад, 11 ноября 1939 года, умер Василий Робертович Вильямс (р. 1863) - русский и советский почвовед-агроном, академик Академии наук СССР (1931), АН БССР (1929), ВАСХНИЛ (1935). Один из основоположников агрономического почвоведения. В 1913 году возглавлял научную экспедицию в Юрьев-Польском районе. Могила известного ученого-почвоведа В. Р. Вильямса находится в Москве, в Дендрологическом саду им. Р. И. Шредера на территории Тимирязевской академии. #история #ВасилийВильямс #ЮрьевПольскийРайон #наука
Сергей Хламов
added November 10 2019 at 06:58
Успех — это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма. (Уинстон Черчилль). Добрый день, дорогие друзья! Особенно хотелось бы сегодня с тёплыми словами обратиться к сотрудникам органов внутренних дел, отмечающих профессиональный праздник, а также поздравить всех нас с тем, что в Юрьеве-Польском теперь есть свой чемпион мира - Настя Хомячкова! Это потрясающе! Ну, а для всех предлагаю взглянуть на то, чем был некогда знаменателен день 10 ноября на нашей юрьев-польской земле. Итак,
10 ноября 1883 года – церковно-приходская школа в селе Леднево, организованная местным священником о. Михаилом Лавровым, была преобразована в земскую. Учителем её стал Николай Александрович Беляев. Количество учеников – 46 человек из окрестных сёл и деревень. Имела отдельное здание. 10 ноября 1917 года – в Юрьеве-Польском Совет рабочих и солдатских депутатов объявляет о переходе всей власти в городе в свои руки. Немедленно было издано постановление, обязывающее граждан сдать в Совет оружие и во #история #леднево #МихаилЛавров #ЮрьевПольский #ВластьСоветов
Сергей Хламов
added November 5 2019 at 16:17
Дорогие друзья! В субботу, 9 ноября, во Дворце культуры "Россия" (г. Юрьев-Польский) состоится презентация моей новой книги "...Из-под Вашего пера". Приходите. Будет, как всегда, интересно! Начало в 15.00. Вход свободный.
Сергей Хламов
added November 3 2019 at 06:37
"Всюду, где можно жить, можно жить хорошо". (Марк Аврелий Антонин) Дорогие друзья! Вот и наступило первое воскресенье последнего осеннего месяца, с чем я вас и поздравляю. Выражаю благодарность всем согражданам, а таковых оказалось очень много, кто вчера поздравил меня с Днём рождения. Попытался ответить каждому. И ещё вчера на территории Юрьев-Польского района произошло очень примечательное событие, о котором мы активно рассказывали и продолжим рассказывать в "Юрьев-Польских известиях", - откр
Всем позитивного дня! И оставайтесь на одной волне с "Юрьев-Польскими известиями", которые всегда искренне ваши! #история #сима #НиколайГолицын
Сергей Хламов
added October 31 2019 at 05:05
ОКТЯБРЬСКИЕ ЮБИЛЕИ ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ
115 лет назад, 31 октября 1904 года, князь Борис Александрович Голицын (1880 — 1947), старший сын последнего владельца усадьбы в с. Сима А. Б. Голицына, венчался с Надеждой Михайловной Леонтьевой (1882 — 1916), фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны. Это был первый из трёх браков князя. #история #сима #БорисГолицын
Сергей Хламов
added October 29 2019 at 05:39
ОКТЯБРЬСКИЕ ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ
130 лет назад, 29 октября 1889 года, состоялось бракосочетание Ольги Николаевны Ганшиной (1867-1959) с Иваном Михайловичем Бедняковым (ок. 1863-1918), представителями двух богатейших юрьев-польских семейств. подробнее об этих людях можно прочесть здесь: https://ok.ru/profile/548024270877/statuses/69807774389533 #история #ЮрьевПольский #ИванБедняков #ОльгаГаншина
Сергей Хламов
added October 28 2019 at 16:50
ОКТЯБРЬСКИЕ ЮБИЛЕИ ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ
105 лет назад, 28 октября 1914 года, в селе Шегодское Юрьевского уезда родился Михаил Харлампиевич Кочнев (ум. 1974), советский поэт, прозаик, сценарист и фольклорист. Подробнее о писателе можно прочесть здесь: https://ok.ru/profile/548024270877/statuses/68407181792541
Сергей Хламов
added October 28 2019 at 03:41
ОКТЯБРЬСКИЕ ЮБИЛЕИ ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ
125 лет назад, 28 октября 1894 года, родился князь Дмитрий Александрович Голицын (ум. 1967), сын последнего владельца усадьбы в с. Сима А. Б. Голицына. #история #сима #ДмитрийГолицын
Сергей Хламов
added October 25 2019 at 05:31
ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ: ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ ОКТЯБРЯ
65 лет назад, 25 октября 1954 года, в селе Косагово Юрьев-Польского района родился Вячеслав Сергеевич Легков (погиб 1984), капитан, командир вертолёта Ми-24. Погиб в Афганистане при исполнении интернационального долга. #история #косагово #ВячеславЛегков
Сергей Хламов
added today at 09:10
Сергей Хламов
added today at 06:55
Юрьев-Польский музей просит помощи у Президента
Сергей Хламов
added today at 06:36
Сергей Хламов
added yesterday at 19:56
Контраст времён.
Сергей Хламов
added yesterday at 15:34
С. В. Заграевский. ВОПРОСЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ИСТОРИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГЕОРГИЕВСКОГО СОБОРА В ЮРЬЕВЕ-ПОЛЬСКОМ
Сергей Хламов
added yesterday at 15:27
Не стало известного исследователя юрьев-польского Георгиевского собора https://ria.ru/20200706/1573941730.html
Сергей Хламов
added yesterday at 15:18
Сергей Хламов
added yesterday at 11:57
Сергей Хламов
added yesterday at 11:31
Сергей Хламов
added yesterday at 10:39
Show more
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОИСКА
В жизни бывают удивительные случаи. Отдыхая летом на своей родине в селе  Косинском, я неожиданно получил от сельской администрации известие о том, что появились новые сведения о моем отце, воздушном стрелке-радисте старшем сержанте Михаиле  Григорьевиче Капицыне, пропавшем без вести в феврале 1945 года. Начальник второго отделения Юрьев-Польского райвоенкомата Александр Владимирович Борзионов  помог мне связаться с поисковиком Геннадием Владимировичем Полубедовым,  проживающим в Пятигорске. Выяснилось, что в течение продолжительного  времени Г. Полубедов занимался поиском места захоронения своего дяди, погибшего в марте 1945 года южнее Кенигсберга в бою у имперской автомагистрали,  известной теперь как «Берлинка». В Центральном архиве Минобороны России в Подольске  изучал документы авиационных частей, самолеты которых в дни, когда погиб его  родственник, могли вести аэрофотосъемку на соответствующем участке магистрали. Среди  них были и документы 10-го отдельного разведывательного авиационного полка (ОРАП)  1-й Воздушной армии 3-го Белорусского фронта, в котором, как оказалось, воевал и мой отец М. Г. Капицын.  Недавно Г. Полубедов прислал мне копию обнаруженного в военном архиве документа, в  котором отмечаются некоторые обстоятельства последнего боевого вылета отца.  В энциклопедическом издании «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» отмечено, что разведывательная авиация являлась основным средством  тактической и оперативной разведки, вела и стратегическую воздушную разведку на глубину до 500-600 км. За время войны разведывательная авиация сфотографировала площадь,  равную 6,5 млн. кв. км, ей было изготовлено 9 млн. фотоотпечатков. С 1944 года  разведывательные самолеты осуществляли также киносъемку обороны противника.  Безусловно, история 10-го ОРАП меня заинтересовала. Этот авиаполк был сформирован в августе 1941 года в  Подмосковье (по одним сведениям, на аэродроме Монино, по другим – на аэродроме  Чкаловский). Однако из-за больших боевых потерь через год от полка осталось лишь две  эскадрильи. Прибывшее пополнение дало авиаполку возможность возродиться вновь. В мае  1943 года ему было присвоено наименование «Московский». В январе – мае 1945 года 10-й ОРАП в составе 1-й Воздушной армии принимал участие в Восточно-Прусской стратегической наступательной операции. В это время 10-й ОРАП состоял из  четырех эскадрилий, две из которых были оснащены самолетами Пе-2, одна – самолетами  Ил-2 и одна – самолетами По-2. Пе-2 представлял собой пикирующий бомбардировщик,  переоснащенный для целей воздушной разведки: вместо установки для бомбометания в  бомбовом отсеке была смонтирована фото- и киноаппаратура. Поэтому единственным  вооружением такого самолета-разведчика были 5 пулеметов разного калибра и направления  действия. Экипаж состоял из трех человек – летчика, штурмана, выполнявшего  одновременно функции летчика-наблюдателя, и воздушного стрелка-радиста.  Несмотря на обстрелы зенитной артиллерией противника, разведывательный  самолет должен был лететь строго по указанному в полетном задании маршруту. Если  самолет отклонялся от указанного курса, на планшетах оборонительных полос появлялись  «белые пятна» – разрывы. Тогда для досъемки надо было проводить дополнительные полеты, расходуя силы и средства.  Следуя за наступающими наземными частями, 10-й ОРАП неоднократно менял  место своей дислокации. В начале февраля 1945 года он базировался на аэродроме Гросс-Каллвайтшен, находившемся восточнее Кенигсберга близ границы с СССР.  Перед началом наступательной операции войск 3-го и 2-го Белорусских фронтов штабом 1-ой Воздушной армии был разработан план по уничтожению авиации противника на его  основных аэродромах, расположенных в Восточной Пруссии и Северной Польше. В книге Г. В. Зимина «Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия»  сообщается, что, согласно этому плану, 329-му истребительному авиационному полку была  поставлена задача нанести в день начала наступления 13 января 1945 года бомбо-штурмовой удар по аэродрому Гросс-Шиманен и уничтожить находящиеся на нем вражеские самолеты. На этом аэродроме, располагавшемся в 140 км южнее Кенигсберга, было около 30  самолетов разных типов, преимущественно «Фокке-Вульф-190» и «Мессершмитт-109». В  результате реализации плана половина воздушной техники немцев была уничтожена: сбито  при взлете 3 ФВ-190, сожжено на земле 5 ФВ-190 и 6 Ме-109.  Через десять дней аэродром Гросс-Шиманен был занят нашими войсками, а к 15 февраля на него перебазировался 10-й ОРАП.  О масштабах действий этого авиаполка можно судить по тому, что только за февраль 1945  гда визуальным наблюдением и фотографированием при выполнении боевых заданий его  экипажами, несмотря на сложные погодные условия, были зафиксированы сотни самолетов и орудий, десятки танков, тысячи вагонов, автомобилей и повозок, десятки тысяч вражеских  солдат, сфотографировано почти три тысячи квадратных километров площади. При разведке боем были уничтожены более сотни солдат и офицеров противника, десятки лошадей,  автомобилей, повозок и мотоциклов. В воздушных боях были сбиты один Ме-109 (экипажем старшего лейтенанта И. И. Каминского) и один ФВ-190 (экипажем старшего лейтенанта В. М. Харитонова). За успешное выполнение боевых заданий по воздушной разведке  противника в Восточной Пруссии авиаполк 19 февраля 1945 года был награжден орденом  Суворова III степени, а за участие во взятии Кенигсберга ему 17 мая 1945 года было  присвоено почетное наименование «Кенигсбергский». После окончания войны он стал  именоваться 10-м отдельным Московско- Кенигсбергским ордена Суворова III степени разведывательным авиационным полком.  За время войны личному составу части было вручено более тысячи правительственных наград, 13 лучшим военным разведчикам присвоено звание Героя Советского Союза, а трое, среди которых воздушный стрелок-радист, наш владимирский земляк из Мурома старший  сержант А. С. Ашин, стали полными кавалерами ордена Славы.  Однако далось это ценой огромных потерь: с 1941 по 1945 гг. четырежды сменились  экипажи авиаполка, выбыло из строя не менее 400 человек летного состава. Только в феврале 1945 года полк потерял три экипажа, причем все они были из 2-й эскадрильи, летавшей на  самолетах Пе-2 под командованием Героя Советского Союза Василия Васильевича Кибалко.  В отчете полка о боевых действиях за этот месяц значится:  «5.2.45 г. экипаж Пе-2 в составе командира звена ст. лейтенанта Каминского И. И., штурмана капитана Михеева Г. Я. и начальника связи авиаэскадрильи ст. лейтенанта Соломонова П. И., фотографировавший площадь в районе Браунсберг – Вормдитт, при  выходе из нее над своей территорией на высоте 4500 м был атакован семью Ме-109Г,  подожжен и сбит. Ст. лейтенанты Каминский и Соломонов выпрыгнули на парашютах –  находятся в госпитале. Капитан Михеев (не выпрыгнул по неизвестной причине) погиб в  самолете. Самолет разбился и полностью сгорел. В воздушном бою сбит 1 Ме-109Г.  5.2.45 г. экипаж Пе-2 в составе командира звена ст. лейтенанта Семенова А. К., летнаба ст. лейтенанта Ващенко Г. М., стрелка-радиста сержанта Варягина С. И., вылетевший на фотографирование площади в районе Волиттник –  Хайльсберг, с боевого задания не вернулся.  19.2.45 г. экипаж Пе-2 в составе летчика ст. лейтенанта Мальцева И. И., летнаба  лейтенанта Вострокнутова Е. И. и стрелка-радиста ст. сержанта Капицына М. Г., вылетевший на разведку косы Фрише-Нерунг на участке Пиллау – Данциг и дорог в  районе Эльбинг – Штегей – Данциг – Процет, с боевого задания не вернулся».  Таким образом, последний полет отца проходил вдоль морского побережья от  Пиллау (ныне г. Балтийск, близ Калининграда) до Данцига (польский г. Гданьск).  Много интересного об этих экипажах, о летном составе авиаполка мне сообщила Нина  Авраамовна Дубова, вдова бывшего летчика 2-й эскадрильи Василия Алексеевича Дубова,  скончавшегося в январе 2013 года. С нею я недавно познакомился благодаря Г. Полубедову.  Погибший капитан Григорий Яковлевич Михеев был Героем Советского Союза, получившим это высокое звание вместе со своим боевым товарищем В. В. Кибалко в мае 1943 года за разведку ставки Гитлера под Смоленском, а также места расположения танковой дивизии «Герман Геринг». Оставшийся в живых пилот  самолета Пе-2 И. И. Каминский летом 1945 года также стал Героем Советского Союза. После  войны он жил в Минске, был на партийно-советской работе. В. В. Кибалко, благополучно закончивший войну, в мирное время жил в Москве и в звании  полковника преподавал в Военной академии им. М. В. Фрунзе. Умер в 1992 году, похоронен на Митинском кладбище.  В ходе кропотливого поиска Г. В. Полубедову удалось выяснить биографию Г. Я. Михеева, чье имя увековечено на мемориальной доске на Нарвской улице г.  Калининграда, установить место его гибели, а также разыскать родственников,  проживающих в настоящее время в Брянске, где в свое время учился и закончил среднюю школу герой. В последние месяцы подготовленная Г. Полубедовым статья о  Михееве «Где похоронен погибший Герой?» была опубликована в разных изданиях в  Калининграде, Брянске, Ростове-на-Дону и Москве.  А Н. Дубова готовит к изданию книгу воспоминаний «Голубая полоска», написанную при  жизни ее мужем, который в послевоенное время стал командиром эскадрильи. Рассказала  мне, что экипаж Мальцева – Вострокнутова – Капицына назывался в полку «музыкальным»  за устраиваемые им музыкальные вечера.   Мой отец М. Г. Капицын родился в 1917 гду в Духовницком районе Саратовской области. В  1933 году вместе с семьей переехал в деревню Секерино Юрьев-Польского района. До 1937  года работал учителем Косинской неполной средней школы. В 1940 году окончил  Ярославский педагогический институт и был призван в Красную Армию. Служил он на  дальневосточном аэродроме близ г. Спасск-Дальний, где обучался специальности стрелка- радиста военного самолета-разведчика Р-5. В июне 1943 года был переведен в башкирский  город Давлеканово для дополнительного обучения той же специальности на самолете- разведчике Пе-2. В сентябре 1944 года направлен на Западный фронт, ставший тогда же 3-м  Белорусским, где совершал разведывательные полеты над территорией противника вплоть до последнего вылета, состоявшегося в феврале 1945 года.  Память об отце, о его погибшем на войне брате Капицыне Петре Григорьевиче и других  участниках Великой Отечественной войны увековечена на мемориальной доске обелиска,  установленного жителями с. Косинского, ежегодно отмечающими возле него День Победы.  Мои родители поженились в 1938-м. Мама - Анастасия Григорьевна Капицына - с 1935 года работала учителем, а с 1943 по 1972 годы – директором Косинской семилетней  школы. Была награждена медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной  войне 1941-1945 гг.» и другими медалями. Умерла в 1999 году, похоронена в Косинском. В  1987 году ушла из жизни старшая их дочь, моя сестра Маргарита Михайловна  Креопалова, которая жила в Москве. Ее дочь и сын со своими семьями проживают в Москве. Вторая дочь, Басурова Тамара Михайловна, с мужем, дочерью и сыном и их семьями  проживает в Нижнем Новгороде.  Как оказалось, в редакции газеты "За коммунизм» длительное время работал  фотокорреспондентом двоюродный брат М. Г. Капицына – участник и инвалид Великой Отечественной войны, кавалер двухорденов  Отечественной войны, член Союза журналистов СССР Николай Лазаревич Капицын.       Владимир КАПИЦЫН. Фото из архива автора. #ВеликаяОтечественная #война #СелоКосинское #МихаилКапицын
Log in or sign up to add a comment