В жизни бывают удивительные случаи. Отдыхая летом на своей родине в селе
Косинском, я неожиданно получил от сельской администрации известие о том, что появились новые сведения о моем отце, воздушном стрелке-радисте старшем сержанте Михаиле
Григорьевиче Капицыне, пропавшем без вести в феврале 1945 года. Начальник второго
отделения Юрьев-Польского райвоенкомата Александр Владимирович Борзионов
помог мне связаться с поисковиком Геннадием Владимировичем Полубедовым,
проживающим в Пятигорске. Выяснилось, что в течение продолжительного
времени Г. Полубедов занимался поиском места захоронения своего дяди, погибшего в марте 1945 года южнее Кенигсберга в бою у имперской автомагистрали,
известной теперь как «Берлинка». В Центральном архиве Минобороны России в Подольске
изучал документы авиационных частей, самолеты которых в дни, когда погиб его
родственник, могли вести аэрофотосъемку на соответствующем участке магистрали. Среди
них были и документы 10-го отдельного разведывательного авиационного полка (ОРАП)
1-й Воздушной армии 3-го Белорусского фронта, в котором, как оказалось, воевал и мой отец М. Г. Капицын.
Недавно Г. Полубедов прислал мне копию обнаруженного в военном архиве документа, в
котором отмечаются некоторые обстоятельства последнего боевого вылета отца.
В энциклопедическом издании «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» отмечено, что разведывательная авиация являлась основным средством
тактической и оперативной разведки, вела и стратегическую воздушную разведку на глубину до 500-600 км. За время войны разведывательная авиация сфотографировала площадь,
равную 6,5 млн. кв. км, ей было изготовлено 9 млн. фотоотпечатков. С 1944 года
разведывательные самолеты осуществляли также киносъемку обороны противника.
Безусловно, история 10-го ОРАП меня заинтересовала. Этот авиаполк был сформирован в августе 1941 года в
Подмосковье (по одним сведениям, на аэродроме Монино, по другим – на аэродроме
Чкаловский). Однако из-за больших боевых потерь через год от полка осталось лишь две
эскадрильи. Прибывшее пополнение дало авиаполку возможность возродиться вновь. В мае
1943 года ему было присвоено наименование «Московский». В январе – мае 1945 года 10-й ОРАП в составе 1-й Воздушной армии принимал участие в Восточно-Прусской стратегической наступательной операции. В это время 10-й ОРАП состоял из
четырех эскадрилий, две из которых были оснащены самолетами Пе-2, одна – самолетами
Ил-2 и одна – самолетами По-2. Пе-2 представлял собой пикирующий бомбардировщик,
переоснащенный для целей воздушной разведки: вместо установки для бомбометания в
бомбовом отсеке была смонтирована фото- и киноаппаратура. Поэтому единственным
вооружением такого самолета-разведчика были 5 пулеметов разного калибра и направления
действия. Экипаж состоял из трех человек – летчика, штурмана, выполнявшего
одновременно функции летчика-наблюдателя, и воздушного стрелка-радиста.
Несмотря на обстрелы зенитной артиллерией противника, разведывательный
самолет должен был лететь строго по указанному в полетном задании маршруту. Если
самолет отклонялся от указанного курса, на планшетах оборонительных полос появлялись
«белые пятна» – разрывы. Тогда для досъемки надо было проводить дополнительные полеты, расходуя силы и средства.
Следуя за наступающими наземными частями, 10-й ОРАП неоднократно менял
место своей дислокации. В начале февраля 1945 года он базировался на аэродроме Гросс-Каллвайтшен, находившемся восточнее Кенигсберга близ границы с СССР.
Перед началом наступательной операции войск 3-го и 2-го Белорусских фронтов штабом 1-ой Воздушной армии был разработан план по уничтожению авиации противника на его
основных аэродромах, расположенных в Восточной Пруссии и Северной Польше. В книге Г. В. Зимина «Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия»
сообщается, что, согласно этому плану, 329-му истребительному авиационному полку была
поставлена задача нанести в день начала наступления 13 января 1945 года бомбо-штурмовой удар по аэродрому Гросс-Шиманен и уничтожить находящиеся на нем вражеские самолеты. На этом аэродроме, располагавшемся в 140 км южнее Кенигсберга, было около 30
самолетов разных типов, преимущественно «Фокке-Вульф-190» и «Мессершмитт-109». В
результате реализации плана половина воздушной техники немцев была уничтожена: сбито
при взлете 3 ФВ-190, сожжено на земле 5 ФВ-190 и 6 Ме-109. Через десять дней аэродром Гросс-Шиманен был занят нашими войсками, а к 15 февраля на него перебазировался 10-й ОРАП.
О масштабах действий этого авиаполка можно судить по тому, что только за февраль 1945
гда визуальным наблюдением и фотографированием при выполнении боевых заданий его
экипажами, несмотря на сложные погодные условия, были зафиксированы сотни самолетов и орудий, десятки танков, тысячи вагонов, автомобилей и повозок, десятки тысяч вражеских
солдат, сфотографировано почти три тысячи квадратных километров площади. При разведке боем были уничтожены более сотни солдат и офицеров противника, десятки лошадей,
автомобилей, повозок и мотоциклов. В воздушных боях были сбиты один Ме-109 (экипажем старшего лейтенанта И. И. Каминского) и один ФВ-190 (экипажем старшего лейтенанта В. М. Харитонова). За успешное выполнение боевых заданий по воздушной разведке
противника в Восточной Пруссии авиаполк 19 февраля 1945 года был награжден орденом
Суворова III степени, а за участие во взятии Кенигсберга ему 17 мая 1945 года было
присвоено почетное наименование «Кенигсбергский». После окончания войны он стал
именоваться 10-м отдельным Московско- Кенигсбергским ордена Суворова III степени разведывательным авиационным полком.
За время войны личному составу части было вручено более тысячи правительственных
наград, 13 лучшим военным разведчикам присвоено звание Героя Советского Союза, а трое, среди которых воздушный стрелок-радист, наш владимирский земляк из Мурома старший
сержант А. С. Ашин, стали полными кавалерами ордена Славы.
Однако далось это ценой огромных потерь: с 1941 по 1945 гг. четырежды сменились
экипажи авиаполка, выбыло из строя не менее 400 человек летного состава. Только в феврале 1945 года полк потерял три экипажа, причем все они были из 2-й эскадрильи, летавшей на
самолетах Пе-2 под командованием Героя Советского Союза Василия Васильевича Кибалко.
В отчете полка о боевых действиях за этот месяц значится:
«5.2.45 г. экипаж Пе-2 в составе командира звена ст. лейтенанта Каминского И. И., штурмана капитана Михеева Г. Я. и начальника связи авиаэскадрильи ст. лейтенанта Соломонова П. И., фотографировавший площадь в районе Браунсберг – Вормдитт, при
выходе из нее над своей территорией на высоте 4500 м был атакован семью Ме-109Г,
подожжен и сбит. Ст. лейтенанты Каминский и Соломонов выпрыгнули на парашютах –
находятся в госпитале. Капитан Михеев (не выпрыгнул по неизвестной причине) погиб в
самолете. Самолет разбился и полностью сгорел. В воздушном бою сбит 1 Ме-109Г.
5.2.45 г. экипаж Пе-2 в составе командира звена ст. лейтенанта Семенова А. К., летнаба ст. лейтенанта Ващенко Г. М., стрелка-радиста сержанта Варягина С. И., вылетевший на фотографирование площади в районе Волиттник –
Хайльсберг, с боевого задания не вернулся.
19.2.45 г. экипаж Пе-2 в составе летчика ст. лейтенанта Мальцева И. И., летнаба
лейтенанта Вострокнутова Е. И. и стрелка-радиста ст. сержанта Капицына М. Г., вылетевший на разведку косы Фрише-Нерунг на участке Пиллау – Данциг и дорог в
районе Эльбинг – Штегей – Данциг – Процет, с боевого задания не вернулся».
Таким образом, последний полет отца проходил вдоль морского побережья от
Пиллау (ныне г. Балтийск, близ Калининграда) до Данцига (польский г. Гданьск).
Много интересного об этих экипажах, о летном составе авиаполка мне сообщила Нина
Авраамовна Дубова, вдова бывшего летчика 2-й эскадрильи Василия Алексеевича Дубова,
скончавшегося в январе 2013 года. С нею я недавно познакомился благодаря Г. Полубедову.
Погибший капитан Григорий Яковлевич Михеев был Героем Советского Союза, получившим это высокое звание вместе со своим боевым товарищем В. В. Кибалко в мае 1943 года за разведку ставки Гитлера под Смоленском, а также места расположения танковой дивизии «Герман Геринг». Оставшийся в живых пилот
самолета Пе-2 И. И. Каминский летом 1945 года также стал Героем Советского Союза. После
войны он жил в Минске, был на партийно-советской работе. В. В. Кибалко, благополучно закончивший войну, в мирное время жил в Москве и в звании
полковника преподавал в Военной академии им. М. В. Фрунзе. Умер в 1992 году, похоронен на Митинском кладбище.
В ходе кропотливого поиска Г. В. Полубедову удалось выяснить биографию Г. Я. Михеева, чье имя увековечено на мемориальной доске на Нарвской улице г.
Калининграда, установить место его гибели, а также разыскать родственников,
проживающих в настоящее время в Брянске, где в свое время учился и закончил среднюю школу герой. В последние месяцы подготовленная Г. Полубедовым статья о
Михееве «Где похоронен погибший Герой?» была опубликована в разных изданиях в
Калининграде, Брянске, Ростове-на-Дону и Москве.
А Н. Дубова готовит к изданию книгу воспоминаний «Голубая полоска», написанную при
жизни ее мужем, который в послевоенное время стал командиром эскадрильи. Рассказала
мне, что экипаж Мальцева – Вострокнутова – Капицына назывался в полку «музыкальным»
за устраиваемые им музыкальные вечера.
Мой отец М. Г. Капицын родился в 1917 гду в Духовницком районе Саратовской области. В
1933 году вместе с семьей переехал в деревню Секерино Юрьев-Польского района. До 1937
года работал учителем Косинской неполной средней школы. В 1940 году окончил
Ярославский педагогический институт и был призван в Красную Армию. Служил он на
дальневосточном аэродроме близ г. Спасск-Дальний, где обучался специальности стрелка-
радиста военного самолета-разведчика Р-5. В июне 1943 года был переведен в башкирский
город Давлеканово для дополнительного обучения той же специальности на самолете-
разведчике Пе-2. В сентябре 1944 года направлен на Западный фронт, ставший тогда же 3-м
Белорусским, где совершал разведывательные полеты над территорией противника вплоть до последнего вылета, состоявшегося в феврале 1945 года.
Память об отце, о его погибшем на войне брате Капицыне Петре Григорьевиче и других
участниках Великой Отечественной войны увековечена на мемориальной доске обелиска,
установленного жителями с. Косинского, ежегодно отмечающими возле него День Победы.
Мои родители поженились в 1938-м. Мама - Анастасия Григорьевна Капицына - с 1935 года работала учителем, а с 1943 по 1972 годы – директором Косинской семилетней
школы. Была награждена медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной
войне 1941-1945 гг.» и другими медалями. Умерла в 1999 году, похоронена в Косинском. В
1987 году ушла из жизни старшая их дочь, моя сестра Маргарита Михайловна
Креопалова, которая жила в Москве. Ее дочь и сын со своими семьями проживают в Москве. Вторая дочь, Басурова Тамара Михайловна, с мужем, дочерью и сыном и их семьями
проживает в Нижнем Новгороде.
Как оказалось, в редакции газеты "За коммунизм» длительное время работал
фотокорреспондентом двоюродный брат М. Г. Капицына – участник и инвалид Великой Отечественной войны, кавалер двухорденов
Отечественной войны, член Союза журналистов СССР Николай Лазаревич Капицын.
Владимир КАПИЦЫН.
Фото из архива автора.
#ВеликаяОтечественная #война #СелоКосинское #МихаилКапицын
Нет комментариев