Е.,Высшая школа народных искусств (институт)
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОДОЕВСКОГО КРУЖЕВА
В сорока двух километрах от Белёва на левом берегу реки Упа
расположен город Одоев. Первые упоминания о населённом пункте относятся ко
второй половине XIV века. 10 сентября 1777 года Одоев стал уездным городом. 22 февраля 1926 года
город переведен в разряд сельских поселений, с присвоением наименования Одоево. 11 декабря 1959 года
село отнесено к категории рабочих поселков с присвоением ему наименования —
рабочий поселок Одоев. С 2006 года
муниципальное образование (городское поселение) — «рабочий посёлок Одоев».
В 20-30 годы XIX века в Одоевском уезде Тульской губернии
помещик Соковнин в слободе Челюскиной в своём имении открыл школу, в которой
обучали девочек с шести лет ремеслу кружевоплетения. Занятия в школе проходили
с четырёх часов утра до обеда.
Во второй половине XIX века в уезде сложился кружевной промысел.
Основательницей кружевного промысла в городе Одоеве является Дронова. Из бесед Софьи
Александровны Давыдовой с Дроновой мы знаем подробности, которые способствовали
появлению кружевного дела в городе. Встреча этих женщин состоялась в 1880 году,
когда Дроновой было 75 лет.
В молодости Дронова торговала
кружевом, которое скупала у мастериц городов Белёва, Мценска и Ельца. В своих
поездках по этим городам она знакомилась с тонкостями кружевоплетения, вникала
в быт кружевниц. Реализовывала приобретённый товар в Калуге и Москве. Семья
Дроновой, муж и дочери, жили в своём доме в Одоеве. После смерти мужа в 1855
году изменился весь строй жизни семьи. Дронова решила отвезти свою старшую дочь
Пелагею Афанасьевну в Белёв, где отдала её в обучение к лучшей кружевнице. За
две недели девушка освоила все приёмы плетения и научилась составлять и колоть
сколки. После того как Пелагея вернулась домой, она научила плетению кружева
своих сестёр и начала давать уроки по плетению заинтересовавшимся женщинам, которые
увидели в данном деле возможность приработка. Через некоторое время у неё не
было нужды самой продолжать плести кружево. По совету матери она сама стала
выезжать с кружевным товаром, выполненным женщинами города. Её примеру
последовало немало женщин более свободных по своему семейному положению.
Кружевным промыслом в Одоеве занималось исключительно бедное население:
мещане, обедневшие дворяне, семьи отставных старых служивых. Для этих людей
рукоделие представляло главный источник заработка. Мастерицы вели своё дело самостоятельно,
в отличие от кружевниц Белёва, которые реализовывали свой товар через скупщиц.
Они сами закупали весь необходимый для работы материал, продавали свои изделия
или сдавали их заказчикам.
Промысел активно работал в течение двадцати одного года (с 1855 по 1876).
Не освобождение крестьян, не проведение новых путей сообщения между городами и
сёлами не повлияло на кружевной промысел Одоева. Свои коррективы в производство
кружева внесли требования моды. Единственными поставщиками материалов и ходовых
узоров были торговки. Позже хозяева нескольких лавок Одоева стали скупать
кружево у мастериц и выписывать материалы для плетения.
Узнав о большом спросе на кружевные изделия, мастерицы решили выйти
из-под опеки торговок и стали запасаться бумажными и шёлковыми нитями. Но, как
впоследствии оказалось, их расчёт был ошибочен. Лавочники, пользуясь
стеснёнными обстоятельствами большинства кружевниц, предлагали брать кружево в
обмен на материал.
Кружево плели из бумажных нитей разных номеров, а также из чёрного и
кремового шёлка. Техника плетения ничем не отличалась от белёвской. Рисунок
кружева составлялся из тех же элементов что и в белёвском кружеве: «дорожка холстинкой», «репья», «ковелюжки
полные и пустые», «двойная ковелюжка». В некоторых кружевных изделиях,
выполненных из бумажных нитей, посередине полотнянки прокладывали скань «верёвочкой». В изделиях из шёлка скань,
как правило, не выполнялась. В деревни Кокурино близ Одоева, плели кружево 15
мастериц.
Ассортимент выполняемых изделий был разнообразен. Кружевницы выполняли
шарфы, косынки, польки, оплёты носовых платков, сухарницы, покрышки для
подушек, «вшивки» для наволочек и скатертей, мерное (аршинное) кружево для
отделки простыней и платьев. Более выгодным считалось выполнение штучных
кружевных изделий. За мерное кружево мастерицы брались не охотно и плели его
только по заказу. До наших дней дошло мало образцов одоевского кружева, поэтому
трудно выявить принципиальные отличия от белёвского. Городские кружевницы брали
за образец белевские узоры, хотя под названием «белевский манер» встречаются
различные рисунки. Объединяет кружево Белёва и Одоева сцепная техника плетения.
В краеведческом музее города хранится очень мало изделий одоевских мастериц,
что затрудняет его подробное исследование и выявление отличительных
особенностей. По тем немногочисленным сохранившимся изделиям можно
предположить, что одоевское кружево имело ряд характерных только для него
особенностей, не встречающихся в изделиях Российских кружевных промыслах.
Литература
1.Давыдова
С. Русское кружево и русские кружевницы, СПб.: типография А.С.Суворова, 1892, С.
86-90.
2. Фалеева
В.А. Русское плетёное кружево, Л.: Художник РСФСР, 1983, С. 180.
3. http://www.viktur.ru/regions/tula-region/odoev-3512-936.html 4. http://ru.wikipedia.org/wiki ----------------------------------------- на фото Скворцова Ольга Александровна, Окончила Московское художественно-промышленное училище им.Калинина, художник-мастер, член Союза художников России, преподаватель, возрождает одоевское-белевское кружево, участник Всероссийских выставок, многочисленных фестивалей кружевниц, имеет несколько персональных выставок, проводит обучающие мастер-классы, работы хранятся в Тульском художественном музее, у московского коллекционера , имеет медаль от Правительства Тульской области. Много лет проводила мастер-классы в усадьбе В.Д.Поленова
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев