Северная Россия, Олонецкая губерния
Примечания
1 См.: Гаген–Торн Н.И. Магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах Восточной Европы. — Советская этнография, 1933, вып. 5–6.
2 См.: Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко–этнографический источник. М., 1978.
3 См.: Молотова Л.Н. Шенкурские свадебные головные уборы. — В сб.: Русский народный свадебный обряд. Л., 1978, с. 220–232.
4 Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М., 1985, с. 27.
5 См.: Балашов Д.М. и др. Русская свадьба, с. 14.
6 См.: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
7 См.: Жарникова С.В. О попытке интерпретации некоторых образов русской народной вышивки архаического типа. — Советская этнография, 1983, № 1, с. 87–94; Она же. Архаические мотивы вышивки сольвычегодских кокошников северодвинского типа. — Советская этнография, 1985, № 1, с. 107–115.
8 См.: Бибиков С.Н. Поселение Лука Врублевецкая (материалы и исследования по археологии СССР). М., 1953, № 38.
9 См.: Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. Опыт реконструкции мировосприятия. М., 1984, с. 143–144.
10 См.: Погожева А.П. Антропоморфная пластика Триполья. Новосибирск, 1983.11 См.: Молотова Л.Н., Соснина Н.Н. Русский народный костюм. Л., 1981, с. 28.
12 Г.С. Маслова отмечает: “... рогатость — устойчивая черта в вышивке и присуща только женским персонажам. Она является еще одним из определяющих признаков женских изображений” (Маслова Г.С. Указ, соч., с. 118).
13 См.: Мифы народов мира: в 2–х т. М., 1982, т. 2, с. 79.
14 Там же.
15 См.: Рыбаков Б. А. Указ, соч., с. 442–459.
16 См.: Мифы народов мира: в 2–х т. М., 1980, т. 1, с. 206, 261, 159, 507.
17 См.: Токарев С.А. Религия в истории народов мира. Изд. 2–е. М.,. 1965, с. 446.
18 См.: Мифы народов мира: в 2–х т., т. 1, с. 507.19 Гусева Н.Р. Индуизм: мифология и ее корни.— Вопросы истории, 1973, № 3, с. 143.20 См.: Рыбаков Б.А. Указ, соч., с. 451–452.
21 Антонова Е.В. Указ, соч., с. 197.
22 “Связь образов быка н женщины в культе плодородия исследовалась многими учеными... Все приходят к заключению, что бык символизирует мужское начало в земледельческо–скотоводческом культе плодородия энеолитических племен” (Погожева А.П. Указ, соч., с. !31).
23 См.: Жарникова С.В. Верховное восточнославянское божество и отражение его культа в орнаментике северорусских женских головных уборов. — Всесоюзная этнографическая сессия по материалам полевых исследований 1980–1981 гг. Тезисы докладов. Нальчик, 1982, с. 147–148.
24 См.: Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949, с. 379–380.
25 См.: Толстые Н.И. и С.М. Заметки по славянскому язычеству. 5. Защита от града в Драгачеве и других сербских зонах. — В сб.: Славянский и балканский фольклор. Обряд, текст. М., 1981, с. 44–120.
26 См.: Толстой И.И. Статьи о фольклоре. М.; Л., 1966, с. 22–23. См.: Там же, с. 21–22.
28 Устное сообщение И.Ф. Никитинского, за которое приношу ему искреннюю благодарность.
29 См.: Рыбаков Б.А. Указ, соч., с. 449.
30 Рыбаков Б.А. Указ, соч., с. 430.31 См: Фаминцын А.С. Божества древних славян. Спб., ,1884, вып. 1. с. 31.
#жарникова #РусскаяКультура #русскоеодеяние
Нет комментариев