Образ коня-лося (или лося-коня) прослеживается у племен ямной культуры, которые в III тысячелетии до н. э. наряду с ритуальными захоронениями коней совершали ритуальные захоронения оленей. Культовое почитание животных, и в том числе оленя (лося), сохранилось и у продолжателей ее традиций — скифов и савроматов и в срубную эпоху (II тысячелетие до н. э.)57 .
У классических коневодов и наездников — скифов, которые, конечно же, не ездили ни на оленях, ни на лосях, постоянно контаминируются образы коня и оленя (лося).
Память о том далеком времени, когда лось был верховым, а олень вместе с ним и упряжным, и главным жертвенным животным, сохранил один из важнейших гимнов Ригведы "Гимн жертвенному коню".
В этом глубоко архаичном гимне, исполнявшемся во время священного обряда "Ашвамедхи" — ритуального принесения в жертву белого царского жеребца,— его ноги названы "ногами оленя", говорится, что он летит по небу птицей, и у него "крылатая" голова и "золотые рога", которые "широко простираются в пустынных просторах", что впереди коня ведут "козла — его сородича", и, наконец, что "небесные кони, являющие свою силу, в ряд, словно гуси, смыкаются..." 58 .
(Интересно, что на Центральной скале Залавруги (Белое море) всю композицию из огромных фигур двух лосей, лосих и лодок возглавляют справа лоси, идущие клином, как летящие гуси.)59
Объяснить эти странности можно только тем, что здесь ретроспективно описывается не конь, а лось, так как, скорее, лосиные рога, напоминающие крылья птицы, могут делать голову "крылатой".
Трудно согласиться со средневековым комментатором Ригведы Саяной в том, что "золотые рога" — это развевающаяся грива коня60 — скорее всего, это все же рога.
Таким образом, вероятно, сложившийся еще на рубеже мезолита и неолита (а, возможно, и раньше) круг древних образов, состоящий из человека, лося и водоплавающей птицы, связанных с каким-то архаичнейшим комплексом мифопоэтических представлений, со временем трансформировался и на смену лосю пришел конь, который органично вписался в древнейшую трехчастную композицию.
Наглядное подтверждение этому мы можем найти не только в памятниках индоиранской мифологии и изобразительного искусства, но и в славянской народной традиции, для которой "характерна консервация рудиментов архаичнейших явлений, не зафиксированных подчас не только в античной традиции, но и в традиции ведической эпохи" 61 , так как если в общеиндоевропейском фольклоре и встречается уподобление коня оленю или птице, а пара уток символизирует супружескую любовь, то трудно, тем не менее, найти где-либо за пределами славянского, а точнее восточнославянского, ареала такое точное воспроизведение именно индоиранской схемы, как это имеет место в русском, конкретно северорусском, народном прикладном искусстве.
Именно здесь в трехчастных композициях с центральным женским персонажем или эквивалентным ему деревом, а зачастую женщиной, трансформирующейся в дерево, изображаются олени-лоси, всадники, кони, "утицы", т. е. утки ("гуси-лебеди"), и, что очень важно, именно в этой традиции можно встретить изображения коней с птичьими хвостами, с лебедиными туловищами, уток с конскими головами. Еще на праславянских украшениях встречаются многочисленные изображения лебедей.
Они расположены по сторонам женской фигуры, стоящей с поднятыми руками, на бронзовом браслете VII в. до н. э. из клада в Радолинеке, близ Познани62 .
Древнегреческая мифология связывает лебедей, священных птиц Аполлона, с северной окраиной Ойкумены, куда они ежегодно уносили бога к берегам далекого, холодного Кронийского океана, в земли гипербореев.
Вероятно, прав Б. Рыбаков, считая, что "солнечных лебедей праславянского мира мы должны рассматривать не как механическое заимствование античного мифа, а как соучастие северных племен в каком-то общем (может быть, индоевропейском) мифотворчестве, связанном с солнцем и солнечным божеством", и что образ женщины, воздевшей руки к небу, с птицами-утками ("утицами") по сторонам, очень архаичный, дожил именно в северорусской вышивке до конца XIX в.63
Той же глубочайшей древностью, что и образ водоплавающей птицы (утки, гуся, лебедя), отличается и образ коня-лебедя, коня-утки ("утицы") в восточнославянском искусстве.
Так, еще в археологических материалах XI-XII вв. встречаются среди подвесок, найденных в Старой Ладоге, фигурки коньков с утиной головой.
В. Василенко считает, что "в этом образе таинственно соединились птица и конь" 64 .
Довольно часто на коньках-привесках Смоленщины XI-XII вв. задняя ножка конька выглядит как головка птицы — "утицы". Привески в виде "утицы" и гуся доживают в славянской традиции до XII в., а коньковые — до XIII в., после чего они исчезают, но в вышивке, и особенно северорусской вышивке, изображения коней с утиными головами, с птичьими хвостами, конеголовых утиц доживают до конца XIX — начала XX в.65
Что касается образа коня-лося (коня-оленя), то Г. Громов, Д. Деопик и В. Плющев, исследовав более двухсот архангельских вышивок, пришли к выводу о том, что здесь присутствует контаминация образов лося и коня, причем преобладает мотив лося 66 .
Но уже в вологодской вышивке мотив коня, также часто контаминирующийся с мотивом лося, преобладает. И чем дальше на юг, тем меньше в русской народной вышивке лосей — и тем больше коней. В северорусской же народной традиции даже конца XIX — начала XX в.
образы утицы, коня и лося взаимозаменяемы. Так, охлупни изб Русского Севера могут быть выполнены как в виде "конька", так и в виде "утицы", а в Архангельской области — не редкость оленьи или лосиные рога, венчающие крышу дома.
Таким образом, между этими образами на семантическом уровне поставлен знак равенства, так как и конь, и утка, и лосиные рога (а значит и лось), венчая дом, выполняют одну и ту же функцию.
В традиционном декоре мезенских прялок, крайне архаичном как в цветовом решении, так и в образном строе, верхние регистры отданы, как правило, чередующимся рядам гуськов (лебедей) и оленей (или лосей), а уже ниже их помещен ряд коней, которые отличаются от оленей только отсутствием рогов.
Довольно часто солоницы — "утицы", ковши, имеющие форму водоплавающей птицы, завершаются ручками в виде конских голов. О взаимозаменяемости образов коня, лося и гуся в народной вышивке было сказано выше.
Интересно, что еще в XV-XVI вв. русские крестьяне достаточно хорошо представляли себе сакральное значение изображений коня и птицы, о чем свидетельствуют строки из "Слова Иоанна Златоуста о христианстве", где автор поучения возмущается тем, что, не умея сказать ни слова о христианских категориях, не зная количества пророков, каждый становится философом и оратором и на все ответ даст, когда его спросят о конях, птицах или еще о чем-либо подобном67 .
Начатая на севере европейской части нашей страны еще неолитическими петроглифами Белого моря и Онежского озера традиция изображения в ритуальных сценах лосей и водоплавающих птиц завершилась в конце XIX — начале XX в. в вышивке северорусских крестьянок композициями, объяснить которые, не используя материалы индоиранской мифологии, крайне сложно.
И в то же время многие загадки гимнов Ригведы и Авесты, думается, могут быть решены, если для их дешифровки использовать такой богатейший источник, как русское народное творчество.
Одним из примеров тому является образ коня-гуся и коня-оленя, сохраненный до наших дней в мифопоэтических образах Ригведы, с одной стороны, и в северорусской народной изобразительной традиции — с другой.
В заключение хотелось бы отметить, что изложенная в работе гипотеза о первичности лося и вторичности коня как верхового и главного жертвенного животного в индоиранской мифологии и ритуалах подтверждается и современными данными сравнительного индоевропейского языкознания .
_______________
1 Чхандогья Упанишада. М., 1965, IV, 7, с. 198.
2 Рапопорт Ю. А. Космогонический сюжет на хорезмийских сосудах.— В сб.: Средняя Азия в древности и средневековье. М., 1977, с. 67.
3 Там же, с. 68.
4 Там же, с. 68.
5 Там же, с. 61.
6 Кузьмина Е. Е. О двух перстнях Амударьинского клада с изображением цариц.— Сов. археология, 1979, № 1, с. 44.
7 Кузьмина Е. Е. Конь в религии и искусстве саков и скифов.— В сб.: Скифы и сарматы. Киев, 1977, с. 103.
8 Кузьмина Е. Е. Конь в религии..., с. 100.
9 Ригведа, избранные гимны. Перевод, комментарий и вступительная статья Т. Я. Елизаренковой. Москва, 1972, с. 166.
10 Махабхарата. Адипарва. Кн. 1. М.-Л., 1950, с. 46.
11 Рапопорт Ю. А. Космогонический сюжет, с. 61.
12 Кузьмина Е. Е. Конь в религии..., с. 103.
13 Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. М., 1977, с. 59, 60.
14 Там же, с. 63.
15 Atharva-Veda Samhita, tr. Whitney W. D. (Delhi, 1962), XIII, 2.
16 Равдоникас В. И. Наскальные изображения Онежского озера. М.-Л., 1936, табл.: 6(3); 16(145); 33(13, 15); 34(8, 9, 19, 20); его же. Наскальные изображения Белого моря. М.-Л., 1938, табл.: 1, 2, 11, 22 и др.
17 Савватеев Ю. А. Онежские петроглифы и тема зверя в них.—В кн.: Звери в камне. Новосибирск, 1980, с. 114.
18 Савватеев Ю. А. Там же..., с. 145.
19 Там же, с. 148; по подсчету Ю. А. Савватеева, на петроглифах Онежского озера изображены 149 лебедей, 61 лось и 17 северных оленей (с. 140-141).20 Филонов К. П. Лось. М., 1983, с. 23.
21 Там же, с. 23.22 Чапский К. К. Преобразование животного мира СССР. М., 1957, с. 296.
23 Филонов К. П. Лось..., с. 25, рис. 11.
24 Баскин Л. М. Лось.— В сб.: Животный мир южной тайги. М., 1984, с. 49.
25 Там же, с. 53.26 Там же, с. 48.
27 Палеогеография и хронология верхнего плейстоцена и голоцена по данным радиоуглеродного метода. К VII конгрессу INQUA (США, 1965). М., 1965, с. 77.
28 Там же, с. 130.
29 Там же, с. 119.30 Берг Л. С. Климат и жизнь.М., 1947, с. 98, 99.
31 Савватеев Ю. А. Залавруга. Л., 1977, с. 299-300.
32 Ошибкина С. В. Мезолит бассейна Сухоны и Восточного Прионежья. М., 1983.
33 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1893, т. IX , с. 934, 923, 665, 666.
34 Гурина Н. Н. Оленеостровский могильник. МИА, 1956, № 47.
35 Равдоникас В. И. Наскальные изображения Белого моря... Табл. 2, 11.
36 Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956, с. 144, 145.
37 Стеблин-Каменский М. И. Древнескандинавская литература. М., 1979, с. 39.
38 Рыбаков Б. А. Новые данные о культе небесного оленя.— В кн.: Восточная Европа в эпоху камня и бронзы. М., 1976, с. 58.
39 Махабхарата, Удьйогапарва. Л., 1976, с. 486; Dowson J. A. Classical Dictionary of Hindu Mythology and Religion.- Geography, History and Literature. London, 1967, p. 268.
40 Равдоникас В. И. Наскальные изображения Белого моря, табл.: 5 (16, 17); 12 (169, 171); 29 (261, 262); 32 (61, 62); 33 (61, 62).
41 Чапский К. К. Преобразование..., с. 295.
42 Жизнь животных. М., 1971, т. 6, с. 477.
43 Там же, т. 6. с. 473.
44 Чапский К. К. Преобразование..., с. 295-296.
45 Кнорре Е. П. История и итоги проведенных опытов по одомашниванию лося.— В кн.: Одомашнивание лося. М., 1973.
46 Жизнь животных..., т. 6, с. 477.
47 Баскин Л. М. Лось..., с. 53.
48 Дмитриев Ю. Д. Человек и животные. М., 1976, с. 119, 236.
49 Кулагин Н. М. Лоси СССР. Л., 1932, с. 112, 129.50 Дмитриев Ю. Д. Человек и животные..., с. 119.
51 Описание Архангельской губернии. Статистические труды И. Ф. Штукенберга. СПб., 1857, с. 12.
52 Кулагин Н. М. Лоси..., с. 114, 112.
53 Кузьмина Е. Е. Распространение коневодства и культа коня у ираноязычных племен Средней Азии и других народов Старого Света.— В кн.: Средняя Азия в древности и средневековье. М., 1977, с. 29.
54 Кузьмина Е. Е. Конь в религии..., с. 105; Граков Б. Н. Скифы. М., 1971, табл. XVIII.
55 Киселев С. В. Древняя история Южной Сибири. МИА. М.-Л., 1949, с. 207.
56 Членова Н. Л. Иранские прототипы "скифских оленей". КСИА, 178. Памятники железного века. М., 1984, с. 4.
57 Кузьмина Е. Е. Конь в религии..., с. 105; Смирнов К. Ф. Савроматы. М., 1964, с. 182-188, 236, рис. 33.
58 The Hymns of the
Rgveda.tr. Griffith R.T.H. Delhi, 1986, I, 163.
59 Равдоникас В. И. Наскальные изображения Белого моря, табл. 2 (172-190).
60 The Hymns of the Rgveda, p. 109, f.n. 9.
61 Белецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978, с. 11.
62 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981, с. 341 - 342.
63 Там же, с. 342, 344.
64 Василенко В. М. Русское прикладное искусство (I в. до н. э.- XIII в. н. э.). М., 1977, с. 192.
65 Рыбаков Б. А. Язычество..., с. 495, 505, 521.
66 Громов Г. Г., Деопик Д. В., Плющев В. И. Применение методов количественного анализа орнаментальных образов русской народной вышивки — Вестник МГУ, 1971, №4, с. 90, 96.
67 Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. II. М., 1913, с. 252.
68 Так, В. И. Абаев считает, что само название среднеазиатских скифов saka соотносится в осетинском языке со словом sag, иранском — saka, персидском — saha, русском — сохатый. Все эти слова имеют одно значение "олень-бык (самец)" (Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. I., 1978, т. 3, с. 11 -16), а в русском — лось. Но Н. Андреев в своей работе "Ранний индоевропейский праязык" (Л., 1986) отмечает наличие в балтских языках, в частности в литовском, слова sokti, что значит "конь" и что соответствует вышеприведенным словам. И, наконец, Л. Герценберг считает, то для наиболее архаического периода индоевропейского праязыка, совпавшего по времени с доместикацией эквидов, возможна реконструкция праформы не ekuo, a s-ekua (Герценберг Л. Г. Рец.: Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейские языки и индоевропейцы.— "Советская этнография", 1988, № 1). Таким образом, и данные лингвистики приводят нас к вероятности вывода о том, что на раннем этапе формирования индоевропейской общности, и в том числе индоиранцев, "лось" и "конь" фактически сливаются в один образ, причем историческое первенство принадлежит "лосю", изображение которого в скифском искусстве I тысячелетия до н. э. постепенно вытесняется образом оленя, ставшего тотемным животным скифов-саков (Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. М.- Л., 1949, т. I), и коня.
#РусскаяКультура #жарникова #ЗнакиИСимволы
Комментарии 4
Но память о том времени, когда не конь, а лось или олень были ездовыми и священными животными, сохранилась у многих индоевропейских народов. Е. Кузьмина отмечает, что синкретичный образ коня-оленя характерен для мифопоэтической традиции Древней Греции, Ирана конца II — начала I тысячелетия до н. э.; что в Эдде олень выступает в роли коня у мирового дерева, а у скифов существовали налобники с изображением оленей, "что тождественно обряду обряжения коня в оленя".''
Здесь же уместно вспомнить о находках изображений лося в скифских курганах на Украине 54 . Исключительный интерес представляет в этой связи ритуальная маска с мощными, по нашему мнению, скорее лосиными, чем оленьим...ЕщёКонь, заменив этих животных в упряжке, заменил их и в ритуале, приняв на себя все те сакральные функции, которые ранее с ними связывались. Он стал хтоническим животным, осуществляющим связь потомков и предков, стал главной ритуальной жертвой и объединился с гусем-лебедем.
Но память о том времени, когда не конь, а лось или олень были ездовыми и священными животными, сохранилась у многих индоевропейских народов. Е. Кузьмина отмечает, что синкретичный образ коня-оленя характерен для мифопоэтической традиции Древней Греции, Ирана конца II — начала I тысячелетия до н. э.; что в Эдде олень выступает в роли коня у мирового дерева, а у скифов существовали налобники с изображением оленей, "что тождественно обряду обряжения коня в оленя".''
Здесь же уместно вспомнить о находках изображений лося в скифских курганах на Украине 54 . Исключительный интерес представляет в этой связи ритуальная маска с мощными, по нашему мнению, скорее лосиными, чем оленьими рогами, найденная в конском захоронении Пазырыкского кургана (рис. 4, 1); С. Киселев приходит к выводу, что здесь ритуальная маскировка коня в виде оленя подтверждает то, "что первым верховым животным был олень, что оленя в этой функции лишь спустя много времени сменила лошадь", и далее — что "все данные говорят за то, что верховым животным на Алтае в эпоху Пазырыка была лошадь, а для перевозки тяжести применялись быки, запряженные в ярмо...
Однако, как только дело касалось полных вековой традиционности областей культа и погребального ритуала, так оживало воспоминание о первоначальной роли оленя
Археологические открытия последних десятилетий свидетельствуют о том, что в эпоху мезолита-бронзы север европейской части нашей страны был основательно заселен людьми, а долгое время бытовавшее в науке убеждение в безлюдности этих территорий в древности не соответствует действительности.
ни о каком безлюдном севере европейской части СССР уже в период мезолита не может быть и речи. Чтобы человек не жил на этих территориях, не было никаких объективных причин./С.В.Жарникова/
Статья Жарниковой прекрасно доказывает связь эллинов с русами и откуда это название..
Эллины, древнерусск. ЕЛАНЕ , тж. ЕЛАНИЕ, ЕЛАНСТЕ/ ЕЛАНШТЕ/ ИЛАНЬШТЕ. Влескнига отличает Греков от Эллинов: "…Греки, которых называют также Эллинами", "Греки же среди Эллинов - племя особенное…" Древнерусское слово ЕЛАНЕ/ ЕЛАНЬЕ, означает и "Эллины" и "олени" - корень явно один, и слово то же самое - как и СЛАВНИ - "славные" и "славяне". Когда в Элладе появились Гиперборейцы, чтобы построить первый храм Аполлона в Дельфах, первый жрец храма имел имя Олен(ь). Чередование "е" ("э" и "о" наблюдается и в древнерусском, и в древнегреческом./Словарь Слатина/