Именно таким он предстает перед нами в описании автора XVI в. игумена Памфила: “С вечера собирается простая чадь обоего пола и соплетают себе венцы из ядомого зелия или корения и перепоясавшеся былием возгнетают огнь; инде же наставляют зеленую ветвь и, емшися за руце около, обращаются окрест оного огня, поюще свои песни, преплетающие Купалом; потом через оный огонь перескакуют... Егда бо прийде самый праздник, тогда во святую ту нощь мало не весь град возмятется, в селах взбесятся, в бубны и сопели и гудением струнным, плесканием и плясанием... Ту есть мужем и отрокам великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение, и женам мужатым осквернение и девам растление”. 27
Подводя итоги, можно сказать, что судя по всему, в основе восточнославянских календарных обрядов, отмечающих такие важные моменты года, как зимнее и летнее солнцестояние, лежали те же мировоззренческие установки, те же мифологемы, что зафиксированы в ведических текстах (Ригведе, Махабхарате, Авесте):
1. Каждый умерший в “день богов” обретает вечную жизнь в мире богов и реинкарнации в мире людей не подлежит. Им посвящены Святки, время, когда они могут посетить своих потомков.
2. Каждый умерший в “ночь богов” обязательно должен вернуться в мир живых людей росой, дождем или снегом, чтобы перевоплотиться в новорожденного ребенка. Праздник Росы, предваряющий Ивана Купала, и сам купальский обряд, будучи началом брачного периода, как бы включали этот процесс реинкарнации.
3. Так как души на том свете изначально имели световое или огненное воплощение, то и во время зимних святок, и на Купалу живые люди приобщались к миру умерших через все три ипостаси огня: собственно огонь (солнце, костер), воду (несущую в себе потенциально огонь), дерево (трением которого друг о друга получают ритуальный “живой огонь”).
Древние календарные представления о делении года на две половины (божественный день и божественная ночь) восходят к тому отдаленному историческому периоду, когда предки индоевропейцев, в частности индоиранцев и славян обитали в Приполярье, на севере Восточной Европы.
Факт такого пребывания доказывается текстами Ригведы, Махабхараты и Авесты, где даются красочные и детальные описания природных реалий именно этих высоких северных широт.
Выдающийся индийский исследователь Б. Г. Тилак писал в своей работе “Арктическая родина в Ведах”, вышедшей в свет в 1903 году: “Арьи не были автохтонами ни в Европе, ни в Центральной Азии — их исходный регион лежал где-то вблизи Северного полюса в эпоху палеолита. И они мигрировали оттуда в Азию и Европу не под влиянием "неодолимого импульса", а потому что наступили неблагоприятные изменения в климате этого региона”.
Он подчеркивает:
“Утверждение, что день и ночь богов длятся по 6 месяцев, крайне широко распространено в древнеиндийской литературе... мифы тоже указывают на Северный полюс, как на исходную землю и других нардов, кроме арьев, и нельзя утверждать, что только арьи пришли с севера. Напротив, есть основания считать, что пять рас людей (паньча джанах), часто упоминаемые в Ригведе, могли быть теми, кто жил рядом с арьями на общей родине”. 28
Примечания
1. Цит. по: Баландин А. И. Мифологическая школа в русской фольклористике. М., 1988. С. 40.
2. Ригведа. Мандалы I-IV. Перевод и комм. Т.Я.Елизаренковой. М., 1989. С. 543.
3. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. М., 1880. С. 5.
4. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. М., 1992. С. 519.
5. Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь. М., 1987. С. 167-168.
6. Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. М., 1982. С. 146.
7. Неуступов А. Д. Святочные обычаи в Кадниковском уезде // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. 1913, № 1. С. 26.
8. Забылин М. Русский народ... С. 12.
9. Фонд Санкт-Петербургского фольклорно-этнографического центра МК РФ.
10. Махабхарата. Вып. V. Книга 1. Мокшадхарма. Ашхабад, 1983. С. 515.
11. Махабхарата. Вып. V. Книга 2. Нараяния. Ашхабад, 1984. С. 245.
12. Махабхарата (в пересказе Н.Р.Гусевой). М., 1984. С. 19.
13. Фонд Санкт-Петербургского фольклорно-этнографического центра МК РФ.
14. Забылин М. Русский народ... С. 68.
15. Там же. С. 69.
16. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 396.
17. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1991. С. 24.
18. Махабхарата. Нараяния... С. 272.
19. Махабхарата. Вып. III. Горец. Ашхабад, 1985. С. 453.
20. Там же С. 443, 449.
21. Махабхарата. Мокшадхарма... С. 519.
22. Там же. С. 110.
23. Гусева Н. Р. Индия: тысячелетия и современность. М., 1971. С. 60.
24. Махабхарата. Мокшадхарма... С. 110.
25. Махабхарата. Вып. IV. Беседы Маркандеи. Ашхабад, 1958. С. 267-268.
26. Там же. С. 269.
27. Калинский И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси // Записки РГО по отд. этнографии Т. VII. СПб., 1877. С. 411.
28. Кто они и откуда. Древнейшие связи славян и арьев. М., 1998. С. 160.
С.В. Жарникова (Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации)
Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности
В сборнике: На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда, 2001.
https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/001/073/06.htm#русскиепраздники #жарникова #русскаякультура #купало #зимниесвятки #летоисчисление
Комментарии 2