Максим Горький –
русофоб и человеконенавистник
«Если враг не сдается – его уничтожают» /Максим Горький (Алексей Пешков-наст. имя).
Враг – это русское крестьянство, которое, по убеждению писателя, тормозит развитие России, мешает общественному прогрессу страны. И оно, крестьянство, должно быть уничтожено, или, как выразился Горький, вымереть, чтобы на его месте выросло иное поколение людей.
Этого человека возносили, чуть ли не обоготворяли, его произведения издавали миллионными тиражами, изучали в школах и институтах, в его честь названы театры, улицы, даже город, который, впрочем, уже переименован. Правда, речь идет о временах Советского Союза, хотя, и в Европе этого писателя и общественного деятеля тоже почитали, а в России и до сей поры есть немало поклонников его таланта. О ком речь?
Максим Горький.
Легенда советской литературы. «Буревестник революции», защитник бедных и обездоленных, его произведения изучали на уроках литературы в советских школах и вузах. «Песню о соколе» и «Песню о буревестнике» учеников заставляли заучивать наизусть.
Его пьесы ставили во всех театрах страны, и до сей поры они остаются в репертуарах многих российских театров. А о таких рассказах, как «Сердце матери», «Старуха Изергиль», «Песня о соколе» и «Песня о буревестнике» вообще говорить не приходится – их тоже изучали, как говорится, вдоль и поперек.
В общем, революционный писатель, глашатай Советской власти. Его почитатели и до сей поры так считают.
В Интернет выложена статья Горького «О русском крестьянстве», написанная им в 1922 г. (Издательство И. П. Ладыжникова. Берлин, 1922.). Советую всем его фанатам и почитателям ее прочитать, может быть, у них откроются глаза на этого «революционного писателя». Именно сия статья открывает настоящую, истинную сущность товарища Горького. Здесь он проявился во всей красе – русофоба, питающего ненависть ко всему русскому, особенно крестьянству, которое он называет диким, жестоким и безжалостным. И одновременно – преклонение перед так называемыми «европейскими ценностями», вообще Европой – цивилизованной и культурной, по представлениям Горького.
И чем лучше Алексей Максимович тех западных и российских русофобов, которые говорят практически то же самое?
Мнение о русском крестьянстве, что его надо уничтожить.. у Горького сложилось еще в молодости, когда он, связавшись с революционерами, поехал на село агитировать крестьян к восстаниям и бунтам против помещиков, кулаков, вообще, местной власти, которые, мол, эксплуатировали этих самых крестьян, не давали им свободно развиваться, вести свое хозяйство. Однако последние вместо бунта вызывали полицию, которая отправляла такого агитатора в тюремную камеру. Вот он и возненавидел русского крестьянина,
За подобную статью его нежно было ликвидировать, как русофоба и антисоветчика, заманить в СССР из эмиграции и расстрелять, как врага народа. Но И.В.Сталин,наоборот, вытащил А.М.Горького из эмиграции .
А в эмиграции Горький провел в общей сложности почти 20 лет. Он то уезжает из России, то вновь возвращается. Его ни что и ни где не устраивает, все ему не нравится, он вечно всем недоволен. Причина – его не оценивают так, как он мечтает.
Его не носят на руках, не почитают, как великого Л.Н.Толстого, не издают такими же тиражами (речь идет о временах Российской Империи).
Между прочим, двуличие Горького именно Лев Николаевич Толстой и раскусил.После нескольких встреч с ним Толстой понял, что Горький не тот человек, за кого он себя выдает. О чем Лев Николаевич и написал А.П.Чехову: «Не могу отнестись к Горькому искренно, сам не знаю почему, а не могу. Горький - злой человек. Он похож на семинариста, которого насильно постригли в монахи и этим обозлили его на все. У него душа соглядатая, он пришел откуда-то в чужую ему, Ханаанскую землю, ко всему присматривается, все замечает и обо всем доносит какому-то своему богу. А бог у него - урод, вроде лешего или водяного деревенских баб».
Правда, А.П.Чехов считал, что таким образом Л.Н.Толстой ревнует Горького к Л.А.Сулержицкому, известному театральному режиссеру и художнику. Но Антон Павлович ошибался. Горький действительно оказался не тем человеком, за кого себя выдавал.
Через много лет, в 1909 году, Лев Толстой говорил Душану Маковицкому (словацкий врач, писатель, переводчик, общественный деятель, врач семьи Толстого и яснополянских крестьян): «Перечитывал Горького. Он мне был тогда несимпатичен. Боялся, что я несправедлив. Нет, не изменилось моё мнение».
Так оно и было на самом деле – А.Горький действительно был обозлен на весь мир, он считал, что ему все что-то должны, его не оценили по достоинству, все виноваты в том, что он, Алексей Максимович Пешков, не достиг тех высот, каковых он достоин в своей жизни.
Жаль, не прислушались к мнению великого писателя ни его современники, ни потомки. А ведь он был прав. Горький был действительно обозлен на весь мир. Россию тоже ненавидел. Он всю жизнь пытался противопоставить себя другим – власти, интеллигенции, элите. Считал себя оппозиционером – сначала царскому режиму, потом большевикам, Советской власти. Отсюда и его «революционные» произведения, особенно роман «Мать», который обязательно входил во все школьные образовательные программы. Он всю жизнь старался быть на виду, все пытался доказать, что выходец из бедной семьи может многого добиться сам, без помощи со стороны. Хотя, повторяю, семья его отнюдь не бедствовала. Но Алексей Максимович надел на себя маску «выходца из низов». Так всю жизнь в ней и проходил…
Но вот что пишет в своем «Дневнике» К. И. Чуковский: "Сейчас вспомнил, как Леонид Андреев ругал мне Горького: «Обратите внимание: Горький - пролетарий, а все льнет к богатым - к Морозовым, к Сытину, к (он назвал ряд имен). Я попробовал с ним в Италии ехать в одном поезде - куда тебе! Разорился. Нет никаких сил: путешествует как принц».
И далее, через несколько страниц: «Память у Горького выше всех других его умственных способностей. Способность логически рассуждать у него мизерна, способность к научным обобщениям меньше, чем у 14 летнего мальчика...»
Понятно, что такие строки о М.Горьком не могли быть опубликованы во времена Советской власти, они увидели свет только в 1991 году. К.И.Чуковский скончался в 1969 г., так что полного издания своих «Дневников» он не увидел…
Еще более убийственную характериктику Горькому дал Д.С.Мережковский в письме знаменитому англискому писателю Г.Уэллсу: «Знаете, какою ценою «спасает» Горький? Ценою оподления. Простите, но Горький не лучше, а хуже всех большевиков, хуже Ленина и Троцкого. Те убивают тела, а этот убивает души».
Дело в том, что в 1920 г. автор «России во мгле», посещая Россию, жил в Петербурге у М.Горького. Впоследствии, уже уехав из России, он, переписываясь с Д.Мережковским, восхищался Алексеем Максимовичем, его умом и жизнерадостностью. Вот и пришлось Дмитрию Серегеевичу опустить великого фантаста с небес на землю…
Жаль, не встретил Г.Уэллс в Петрограде известную поэтессу З.Гиппиус, иначе узнал бы еще более страшные факты о своем «хорошем друге», как он называл Горького.
Вот что она пишет в своих «Петербургских дневниках» за 18 мая 1918 года: «Горький скупает за бесценок старинные вещи у «буржуев», умирающих с голоду»…
Некоторые исследователи считают, что таким – жестоким, равнодушным – Горького сделало его детство и юность. Отчасти верно, но не совсем. Сие передалось Алексею Максимовичу на уровне генетическом…
Родился А.М.Пешков (М.Горький) в Нижнем Новгороде в мещанской семье. И отнюдь не самой бедной. А воспитывался и вовсе в купеческой – дед Василий Каширин, отец его матери Варвары, был богатым владельцем красильной мастерской, был в числе зажиточных граждан Нижнего Новгорода. Поэтому ни о каких «низах» говорить не приходится, происхождение Горького было совсем не пролетарское.
Горький приложил немало усилий, чтобы уничтожить в России церковь и религию…
Русский писатель-эмигрант И.Д.Сургучев, был уверен, что Горький (тогда еще А.Пешков) продал душу дьяволу. Вот что он пишет: «В юности Алеша Пешков служил в иконной лавке. Его оттуда выгнали, когда хозяин узнал, что тот подходит к иконописцам и шепчет: «Пририсуй рожки». Когда выгоняли, один художник сказал: «Я нарисовал тебе две иконки, выбери любую». На одной был изображен Алексей Божий человек, на второй - румяный улыбающийся страшный дьявол. Алеша выбрал вторую, а богомаз произнес: «Я так и мыслил, что ты возлюбишь дьявола. Ты из дьявольской материи создан». Эту иконку Горький хранил всю жизнь и иногда показывал своим друзьям…
Алексей оказался на распутье. И выбрал единственный, как ему казалось путь – стать великим (непременно – великим) писателем. Но решил описывать жизнь не интеллигенции, не купцов или чиновников, а самых низов общества, в России эту тему практически никто не поднимал. Собственно, осуждать его за это нельзя – каждый пишет о том, что ему ближе всего. Так появились «Челкаш» и другие рассказы о жизни разного рода деклассированных элементов. Он ждал восторженных отзывов, но так и не дождался. Его писательский талант никто из пишущих знаменитостей не оценил.
Более того, российские писатели были в шоке от того, что главными героями произведений Горького стали бандиты, бродяги, воры, вообще, всякое отребье, которому не было места в приличном обществе. По сути, именно Горький стал предтечей той «уголовной» культуры, культуры «низов», которая заполонила Россию в 1990-е годы, во времена ельцинской либерал-фашистской диктатуры.
Вот что пишет А.Бунин: «Я прочел «Мои университеты» Горького. Это нечто совершенно чудовищное по лживости, хвастовству и по такой гадкой похабности, которой нет равной во всей русской литературе!».
Впрочем, «Детство» и «В людях» ничем не лучше, такое же самолюбование и ненависть к окружающему миру…
Российская дореволюционная творческая интеллигенция к писательскому таланту Горького относилась скептически, с этакой снисходительной усмешкой. Они считали его маргиналом, который каким-то образом сумел выбраться в «люди» и возомнил себя великим писателем. И были правы – он, вроде бы, уже стал довольно известным писателем, однако даже к 30 годам писал полуграмотно, с массой орфографических и пунктуационных ошибок, которые ещё долго выправляла его жена Екатерина Волжина, которая был профессиональным корректором.
И Горький платил интеллигенции тем же. В его пьесах, рассказах и романах российская творческая богема изображена отнюдь не самым лучшим образом – ханжество, зависть, измена. Он так и пишет: «Интеллигенция в России столь же варварская и духовно грубая, как и ее народ».
Кого больше всего ненавидел Горький, так это Ф.М.Достоевского, ему и его творчеству он посвятил статью «О карамазовщине; еще о карамазовщине», в которой весьма нелестно отзывается о творчестве этого великого писателя и богослова: «Хотя Достоевский и реакционер; хотя он является одним из основоположников "зоологического национализма", который ныне душит нас; хотя он - хулитель Грановского, Белинского и враг вообще "Запада", трудами и духом которого мы живем по сей день; хотя он - ярый шовинист, антисемит, проповедник терпения и покорности, - но при всем этом его художественный талант так велик, что покрывает все его прегрешения против справедливости, выработанной лучшими вождями человечества с таким мучительным трудом…Он (Достоевский) создает человека по образу и подобию дикого и злого животного… Я считаю это (действие Достоевского на читателей - зрителей) социально вредным».
Именно усилиями Горького в СССР в 1920-1930-е годы чуть не запретили издавать труды этого великого писателя…
Вот только в отличие от т.Горького, в произведениях которого практически нет положительных героев независимо от того, о ком он пишет – о людях из низов, либо о той же интеллигенции, у Достоевского таковые (положительные герои) присутствуют в каждом его произведении.
А.П.Чехов во многих письмах с симпатией отзывался о Горьком, признавая его незаурядный талант. Вместе с тем в письме к А.И.Сумбатову-Южину (актер, драматург, театральный деятель) он писал, что со временем произведения Горького забудут, хотя сам он едва ли будет забыт.
В данном случае речь идет об организаторских способностях Горького, в этом ему действительно не откажешь – он был хорошим организатором, воглавлял не одно издательство, помог многим начинающим писателям, и не только в СССР, но и до революционных потрясений 1917 г., стать известными творческими личностями.
Если кто и воспринимал его произведения положительно, так это большевики, вообще, революционеры, чему Горький поначалу был не очень рад. Но потом понял, что из этого можно извлечь немалую выгоду, в том числе, и материальную. Отсюда его сближение со знаменитым фабрикантом Саввой Тимофеевичем Морозовым. Мало кто знает, что этот миллионер давал деньги большевикам не просто так – он поставил условие, чтобы на его фабриках не было ни одного большевистского агитатора. Попросту говоря, таким образом он добивался ослабления своих конкурентов.
Осуждая русского крестьянина, вообще, русский народ, в жестокости, и восхваляя Европу, Горький почему-то забыл о том, что творилось в самой Европе не только в Средние века, но и незадолго перед горьковской статьей, то есть в годы Первой мировой войны.
Такую жестокость, садизм, какие проявлялись в так называемой Европе, никакому русскому, россиянину и в голову не придет – инквизиция, геноцид индейцев в Америке, работорговля африканцами, расстрелы сипаев в Индии, облавы на бездомных и развешивание их на ближайших деревьях в Англии. Да и иностранная интервенция в России в годы Гражданской войны так же не отставала по своей жестокости от всего выше перечисленного.
Однако у «буревестника» вдруг проявилась некая амнезия и он увидел жестокость только в русском народе.
Рассказывая о той жестокости, которую проявляли крестьяне по отношению к красноармейцам, большевикам во время Гражданской войны, товарищ Горький забыл рассказать о «красном» терроре, который творили большевики на занятых ими территориях. Вспомнить, хотя бы, знаменитое «расказачивание», которое осуществлялось по инициативе «черного демона» революции Я.М.Свердлова. Впрочем, здесь то все понятно.
Во времена Советской власти, излагая биографию А.М.Горького, авторы книг и монографий нехотя упоминали о том, что в сентябре 1902 г. Горький усыновил Зиновия Свердлова, старшего брата Я.Свердлова. Но они старались не писать, что Зиновий Свердлов, будучи генералом Французской армии, прибыл в 1918 году в Россию с экспедиционным корпусом генерала Жанена, а вскоре стал одним из советников адмирала А.Колчака, а затем и П.Врангеля. Получается, что братья Свердловы воевали друг с другом – красный Яков и белый Зиновий. Хотя и считается, что якобы Зиновий отрекся от своей семьи (Свердловых), но, думается, не без участия этих братьев адмирал А.Колчак был выдан большевикам.
«Нет сомнения, - писал В.И.Ленин, - что Горький - громадный художественный талант, который принёс и принесёт много пользы всемирному пролетарскому движению».
Кстати, тот же Ленин, фактически, выдворил Алексея Максимовича из Советской России в 1921 году. У Горького в очередной раз возникли проблемы с большевистской властью, он не принял ни Октябрьского переворота 1917 г., ни методы, которыми большевики устанавливали свою власть. Ленин посоветовал «буревестнику революции» уехать из страны, прямым текстом заявив, что в любой момент за ним могут «прийти».
И для Ленина, и для Сталина Горький был, прежде всего, пролетарским писателем, который разделяет взгляды большевиков, а если понадобится, то и прогнется перед вождями. Что Горький, кстати, и делал. Правда, если о Ленине он все же написал хвалебный очерк, то с биографией Сталина ничего не получилось. После этого дружба между Сталиным и Горьким прекратилась навсегда.
Все разговоры о том, что, якобы, к смерти Горького в 1936 г. был причастен Сталин, это чистейшая ложь, которую придумал Хрущёв, а через тридцать лет этот бред повторили перестройщики либерал-фашисты времен Горбачева и Ельцина.
На самом деле Сталину убивать Горького не было никакого резона, хотя их отношения и испортились после отказа Горького писать очерк о Сталине. На него начались гонения, а коллеги по писательскому цеху, которые до того перед ним преклонялись, прогибались, всячески восхваляли и превозносили, поняв, что Сталин уже не защищает этого «буревестника», устроили ему настоящую травлю. Чего А.М.Горький перенести не смог. Ведь он поставил перед собой весьма «скромную» цель – всего лишь стать «хозяином» русской литературы, возглавить союз писателей России, и постепенно, в течение нескольких лет стать самым читаемым и самым продаваемым писателем в России, затмив знаменитого и самого почитаемого в России великого Л.Н.Толстого.
Вроде бы, цель была достигнута – Горький возглавил Союз писателей России, его произведения издавались миллионными тиражами, его любили и почитали. И вдруг все закончилось. А ведь Алексей Максимович рассчитывал на стать самым-самым на вечные времена. Он не выдержал такого позора и покончил собой. Да-да, это было самоубийство. Даже если поверить в версию, изложенную еще Н.С.Хрущовым, что в его организме был обнаружен цианистый калий, то это не означает, что Горького отравили. Для него, личности такого масштаба, вхожего во все кабинеты, имеющего огромные связи везде и всюду, раздобыть цианистый калий не было никакого труда.
Тем более, что с психикой у него было не в порядке. Еще в 1904 году известный психиатр, доктор медицины М. О. Шайкевич написал книгу «Психопатологические черты героев Максима Горького», изданную в Санкт-Петербурге. При этом он исходил из того, что у самого автора этих произведений явно просматривается психопатия, поскольку так описать поведение своих героев может только человек, имеющий подобное заболевание.
Поясним, что такое психопатия — это психопатологический синдром, проявляющийся в виде таких черт, как бессердечие по отношению к окружающим, сниженная способность к сопереживанию, неспособность к искреннему раскаянию в причинении вреда другим людям, лживость, эгоцентричность и поверхностность эмоциональных реакций. Горький таковым и был в жизни, а не только в своих произведениях. Когда умерла его хорошая знакомая, с которой у него были не только дружеские отношения, он, как вспоминали потом люди, его знавшие, никак на ее кончину не отреагировал. Как будто этой женщины и не было в его жизни…
Горький мог внезапно впадать в депрессию и так же внезапно проявлял неуправляемую ярость. На этой почве еще в подростковом возрасте у него развилась повышенная гиперсексуальность, этакая мужская нимфомания, ему постоянно требовалась женщина, поэтому, помимо официальных жен, у него было множество неофициальных. Он даже пытался лечить от этой гиперсексуальности, но никакие врачи и лекарства не помогали.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1