— один из главных праздников календаря славянских народов. Это миг наивысшей радости и веселья, когда человек ощущает себя единым с природой, с окружающим миром. А если все цветет вокруг, то как же не петь и не веселиться? Купальские обряды, совершаемые в канун праздника («ночь накануне Ивана Купалы»), составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания. Иван Купала или Купайла — с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. После перехода на новый стиль праздник Ивана Купала приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Некоторые европейские страны отмечают Иванов день или День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния, 23 июня.
По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет рассвет сил природы. Наши предки очень любили этот летний праздник, соблюдали связанные с ним многочисленные обряды и верили в их чудодейственную силу. Пожалуй, главная традиция, приуроченная к Ивановой ночи, — разжигание костров. С давних времен люди верили в то, что огонь способен защитить от злых сил. Огонь — самая сильная и действенная очистительная стихия: в нем может сгореть все грязное и отжившее, но сам огонь всегда остается чистым. Костры в Иванову ночь разжигали несколькими способами. Сам по себе костер призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он символизировал победу света над тьмой. Разжигая костер и поддерживая его до утра, люди словно приветствовали новое солнце. Во многих странах до сих пор распространен обычай прыгать через костер, такие игры воспринимались как необходимый обряд очищения. Над костром принято ставить высокую жердь, украшенную венками и листьями или же увенчанную колесом. Сжигание жерди, знаменующее собой уход всего старого и отжившего. Это один из самых торжественных моментов праздника. Между тем, очищались в этот день не только огнём, но и водой.
В ночь на Ивана Купалу люди шли купаться на реку, озеро, пруд. Исцеление приносила и роса: народ вставал рано поутру и спешил умыться утренней росой, побегать по ней босиком. Также в этот день было принято всей семьёй собирать лечебные травы, которые набирают магические силы к восходу Солнца. Люди запасались ими впрок, сушили их и хранили в течение всего года, используя при необходимости для лечения больных членов семьи или других обрядовых действий. Считалось, что только раз в год цветы и травы обретают особые свойства, поэтому собирать их нужно умеючи, с пониманием. Праздник жив до сих пор. Он воплощает собой торжество лета, плодородия, расцвет жизненных сил.
Комментарии 1