Неважно, употребил ли Трамп термин «редкоземельные элементы» в широком смысле, имея в виду все критически важные минералы, или говорил именно о редкоземельных металлах. Их всего 17 (на Украине около 5% мировых запасов), и на сегодняшний день их просто нечем заменить при создании магнитов, электродвигателей и широкого спектра электроники. Важно, что новая администрация идёт за старой след в след.
Один штрих. Официальный свод законов США в 2021 году был дополнен новым разделом под названием «Сотрудничество с Украиной в отношении титановой промышленности». Чёрным по белому там написано, что политика Вашингтона заключается в том, чтобы взаимодействовать с Киевом по вопросам сотрудничества в титановой промышленности как потенциальной альтернативы китайским и российским источникам, от которых в настоящее время зависят Соединённые Штаты и Европа (
https://t.me/rt_russian/225608).
Эту закладку, кстати, уже однажды использовали. Трамп, по сути, вернулся к сентябрьскому разговору в Нью-Йорке. Тогда прикативший (
https://russian.rt.com/ussr/article/1375702-zelenskii-vizit-ssha) на Генассамблею ООН Зеленский представил ему свой так называемый план победы, одним из пунктов которого было предложение о совместной с американскими партнёрами разработке месторождений редких минералов. Уже тогда писали, что предложение будущую администрацию Трампа заинтересовало.
Кем и как писался пресловутый «план победы» — доподлинно не известно, но многое указывает на то, что делалось это не в Киеве.
Слишком явно потенциальные причастные обнаруживали себя. Например, ещё в конце августа на съезде демократов сенатор Ричард Блюменталь рассказывал мне, что «США должны предоставить им дальнобойную артиллерию, ПВО, беспилотники… и именно поэтому он (т. е. Блюменталь) будет настаивать на дополнительной поставке оружия Киеву до конца года, а также на соглашении по редким минералам, потому что Украина обладает большим количеством минералов».
Блюменталь тогда только вернулся из поездки в Киев. Посланцами единой партии «глубинного государства» вместе с республиканцем Линдси Грэмом они дважды мотались к Зеленскому и точно обсуждали всё ту же тему редкозёмов. Например, 10 июня Грэм в программе CBS Face the Nation назвал Украину (
https://t.me/rt_russian/204097) «золотой жилой», настаивая на том, что Запад должен во что бы то ни стало сохранить доступ к ценному сырью.
«Они сидят на критически важных минералах на сумму от $10 трлн до $12 трлн на Украине, — сказал тогда Грэм. — Я не хочу отдавать эти деньги и эти активы Путину, чтобы он делился ими с Китаем».
Конкуренция с Китаем (
https://russian.rt.com/world/news/1429995-kitai-eksport-kontrol-metally), который обладает крупнейшими в мире запасами редкоземельных металлов, что позволяет Пекину контролировать не только добычу, но и цены на критически важное оборонное сырьё, для США важнейший приоритет. Подземные кладовые Украины в этом контексте — как противовес. Ещё в 2022 году в The Washington Post конфликт на Украине был назван «битвой за минеральное и энергетическое богатство страны».
Американские издания называли Украину «сырьевой жилой», которая «является кладовой для 117 из 120 наиболее широко используемых минералов и металлов и основным источником ископаемого топлива». При этом большая часть сырья находится на востоке страны.
Оценка объёма потенциально извлекаемых ресурсов составляет примерно $12,4 трлн.
Едва ли случайно такой интерес к далеко не самой популярной у западного читателя теме возник именно у The Washington Post. Ведь её владелец миллиардер-олигарх Джефф Безос — это не только хорошо всем известная Amazon. Вместе с Биллом Гейтсом Безос, получивший, между прочим, высочайший уровень доступа на инаугурацию Трампа в ротонду Капитолия, стоит за крупнейшим в США стартапом по добыче редкоземельных металлов KoBold Metals, чья капитализация вплотную приблизилась к $3 млрд.
Цель — не просто заработать, но подорвать доминирование Китая в цепочке поставок полезных ископаемых.
Насколько всё серьёзно, можно понять на примере Гренландии. Из 34 критически важных минералов на этом полярном острове сокровищ есть 25. Общие запасы редкоземельных металлов там и на территории США и вовсе сопоставимы. 1,5 млн метрических тонн в пока ещё датских владениях и 1,8 млн — в Америке. «Пока» — потому что Трамп дал понять, что за Гренландию (как и за Панамский канал) Штаты при нём готовы воевать.
За Украину же де-факто они уже воюют. Трудно отнести к простому совпадению тот факт, что разговор о военной помощи киевскому режиму в обмен на украинские редкозёмы Трамп вывел в публичное поле, как раз когда российские войска вплотную приблизились к границам Днепропетровской области, где, как и в бывших Донецкой и Луганской областях (ныне — ДНР и ЛНР), располагаются крупнейшие запасы лития, титана, бериллия, а также цирконий, тантал. Но ДНР и ЛНР для Киева и США уже потеряны, днепропетровские же запасы — как «последний фронтир».
Раз так, то и сообщения о возобновлении поставок оружия Зеленскому выглядят вполне логично. Взвесив за и против, в новой трамповской администрации могли прийти к мнению, что в некоторых вопросах преемственность вполне допустима. Например, в вопросе, как заработать несколько триллионов долларов, извлекая чужими руками дорогие ископаемые из чужой земли, за которую проливается чужая кровь.
Шеф бюро ВГТРК в Нью-Йорке
Валентин Богданов @valentinbogdanovhttps://t.me/c/1686844692/7202
Нет комментариев