Другие кандидаты: Любовь Полищук, Наталья Ченчик (сыграла Аню, которая приходит на встречу к Шарапову), Нина Ильина (появляется в фильме «Капитан Немо» во время исполнения песни о «Женщине с зелёными глазами»).
Синичкина
Роль сыграла Наталья Данилова, хотя пробовалось на неё едва ли не больше претенденток, чем на любую другую в этом фильме.
Другие кандидаты: Лариса Удовиченко, Ольга Науменко (Галя из «Иронии судьбы»), Леся Досенко (малоизвестная актриса, снявшаяся в итоге всего в одной картине), Елена Капица (Лена из «Гонок по вертикали»), Елена Борзова (впервые снялась в 17 лет в фильме «Письмо из юности»), Ирина Азер (учительница из «Внимание, черепаха»).
Соловьёв
Роль исполнил Всеволод Абдулов, который осенью 1977 г. попал в страшную автоаварию. Когда лежал в больнице и уже восстанавливался, к нему пришли Высоцкий и Говорухин и предложили выбрать роль (видимо, желая поддержать Всеволода Осиповича). Тот остановился на персонаже, у которого поменьше текста — после аварии не запоминал слова. Работать было сложно, память подводила постоянно, но в итоге Абдулов почувствовал, что ещё сможет и играть, и сниматься.
Другие кандидаты: Юрий Гусев (снялся почти в 100 картинах, в том числе «Вечный зов», «Пропавшая экспедиция» и «Долгая дорога в дюнах»), Валерий Бассэль (в итоге сыграл в фильме безымянного милиционера).
Гриша Шесть-на-Девять
Фотографа Григория Ушвина сыграл Лев Перфилов, который сам попросился в картину. По его воспоминаниям, он когда-то снимался вместе с Говорухиным, так что решил воспользоваться знакомством. «Я Славе говорю: «Я ничего делать в картине не буду. Буду только ходить среди банды и всё. И будет всё ясно: раз этот тип в банде — то это ещё та банда!» А Говорухин, вы же его знаете, как-то так устало махнул рукой: «Да ладно, ты другого стоишь. Будешь играть у меня Гришу Шесть-На-Девять». И ушёл. Я думаю, у него уже заранее были распределены роли. Во всяком случае, разговор был очень короткий, без всяких проб. <…> Я прочёл сценарий, мне роль понравилась сразу. Ну, Господи, здесь же не надо ничего придумывать. <…> Это была та роль, которую я ждал всю жизнь, то есть взять и сыграть самого себя».
Лев Алексеевич заблуждался, претенденты на эту роль были, но предпочтение Говорухин отдал именно этому артисту, который к этому моменту уже укрепился в амплуа экранного «злодея».
Другие кандидаты: Владимир Носик, Семён Крупник, известный одесский актёр и исполнитель песен городского одесского фольклора и ленинградский артист Николай Буров.
Одно это перечисление подтверждает — героев искали долго и тщательно. Правда, из-за того, что бюджет картины был ограничен, приглашали и «своих». Дочь Аркадия Вайнера Наталья сидела в массовке в ресторане, где брали Фокса (там же в массовке, кстати, танцевала и Лариса Гузеева, а в ресторанном оркестре играл на саксофоне Сергей Мазаев). Бывшая жена Говорухина Юнона Карева сыграла Галину Желтовскую. Администратор Высоцкого Владимир Гольдман также снимался в роли посетителя ресторана, а свою жену Марину Влади Владимир Семёнович просил взять на роль Синичкиной (режиссёра не устроило в первую очередь возрастное несоответствие). Официантка в ресторане, которая своей тележкой мешала Шарапову, — это жена друга Высоцкого Наталья Петрова, а администратор Театра на Таганке Валерий Янклович сыграл администратора Большого театра.
Съёмки в деталях
Дата начала съёмок хорошо известна — 10 мая 1978 г., день рождения Марины Влади. Она, кстати, до последнего старалась уговорить Говорухина не снимать мужа. Тому начали разрешать выезжать за границу на более длительные, чем раньше, сроки, и она хотела, чтобы артист воспользовался этой возможностью. Но сам Высоцкий мечтал, чтобы картина состоялась. Премьера на ТВ была уже в ноябре 1979-го, так что сняли очень быстро.
И не просто быстро, а продуктивно — материала получилось не на 5, а на 7 серий. Сокращали аккуратно, удаляли эпизоды, без которых основное действие ничего не теряло. В корзину пошли военные эпизоды, где фигурировали Шарапов и Левченко, исчез из картины и эпизод с пленным немцем, которого сыграл сын Марины Влади Пьер Оссейн. Удалили небольшую интимную сцену между Шараповым и Варей. Владимир Конкин вспоминал, что многие эти эпизоды Говорухин выкидывал без сожаления: понимал, что, пожертвовав ими, он сохранит в картине то, что действительно важно. Например, консультанты от МВД были против того, чтобы Жеглов подкидывал Кирпичу кошелёк. В итоге сюжет удалось ценой жертв сохранить.
Съёмки вела Одесская киностудия, но местом действия была Москва, так что в основном снимали в столице, тщательно вымеряя все повороты камеры, чтобы в кадр не попали реалии 1970-х. А вот «московские» дворы снимали как раз в Одессе, там же, в павильонах студии, построили коммунальные квартиры. Допускали в кадре так называемые «ляпы»: то электричка не по времени появлялась, то «Жигули», но денег на обширные пересъёмки не было. Поэтому к удовольствию фанатов, которые отслеживают такие вещи, не идеальные кадры оставили.
Для воссоздания послевоенного быта собирали реквизит, где могли, в том числе члены съёмочной группы приносили сохранившиеся с 1940-х годов вещи. Историки моды обращают внимание на то, что внешний облик москвичей послевоенной эпохи воспроизведён достаточно точно, включая модную длину волос до плеч, шляпки, брови-ниточки и яркую помаду. Вспомним хотя бы, как выглядела Манька-Облигация.
Сложности вызвало то, что консультанты от МВД хотели, чтобы Жеглов появлялся в форме (а консультантом числился не кто иной, как заместитель главы МВД генерал-полковник Константин Никитин). Ссориться с ним Говорухину не хотелось, но Высоцкий сам подобрал себе образ и не собирался надевать форменный китель. Уговорить его удалось только на одну сцену, когда он примеряет его дома («Это моя домашняя одежда, нечто вроде пижамы»). Тогда же он присаживается к роялю и поёт песню Вертинского. Многие зрители недоумевали — почему же Высоцкий в фильме не исполнял свои песни? Они были написаны, но потом от них решили отказаться, чтобы Жеглов на экране не превращался в известного певца.
Спеть на экране в этом фильме ему не довелось, зато актёр выступил в новой для себя роли. Несколько раз во время съёмок Говорухину нужно было уезжать, и он оставлял вместо себя Высоцкого, которому тоже хотелось поработать режиссёром. Актёры вспоминали, что он действовал очень профессионально, доверял артистам, не тянул одеяло на себя, но требовал от всех сотрудников группы дисциплины. Под его руководством были сняты опознание Фокса, допрос Груздева и сцена с участием Васи Векшина. Зиновий Гердт вспоминал, что, когда он приехал в Одессу, на площадке заправлял Высоцкий, так что не исключено, что и разговоры на коммунальной кухне снимал он.
Нет комментариев