Шло время, и мир менялся. В IX веке появляется новое государство - Киевская Русь, и почти тут же в этом государстве закладываются основы русской почтовой службы. Сначала письма пересылаются со случайными людьми, чаще всего с много путешествующими купцами. Первое упоминание о гонцах, специально посланных с известиями, встречается в "Повести временных лет". Относится это упоминание к 885 году, который и принято считать началом истории отечественной почты: "послал Олег к Родимичам, спрашивая"...
Почта в силу своей важности для молодого государства довольно быстро становится упорядоченной - уже в 984 году появляется так называемый "повоз" - повинность для населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов, несущих важные вести. В 1266 г., почти на 100 лет раньше, чем в Германии - стране с наиболее развитой по тем временам почтой, возникают первые правила проезда гонцов по русским землям.
Татаро-монгольское иго принесло неисчислимые беды русской земле, в том числе и развитию почты. Единственное, что русские позаимствовали у захватчиков, так это новое название почты - ямская гоньба. Появилась она в XIII веке и просуществовала до второй половины XIX в. На важных дорогах были построены ямские дворы, где гонец мог сменить лошадь. В XVI в. для руководства ямской гоньбой создано государственное учреждение - Ямской приказ. Затем специальным правительственным указом была учреждена новая должность в государстве - начальник ямского приказа. На этот пост дважды назначался князь Дмитрий Пожарский.
Петр I за время своего правления существенно преобразовал российскую почту. Было открыто большое количество новых почтовых трактов, введены почтовые печати, заложены основы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единому образцу. В конце XVIII в. появляются специальные штемпеля, оттискиваемые краской на каждом отдельном письме.
В 1714 году была создана специальная почта для обслуживания армии и военнослужащих, а для перевозки почты начали использовать водный транспорт. К концу правления Петра I к 1725 году протяженность почтовых маршрутов в России достигла 10667 верст, а число почтовых учреждений - 458.
В 1772 году был ликвидирован Ямской приказ, а взамен был создан Почтовый департамент при Коллегии иностранных дел, получивший административную и финансовую самостоятельность. Указом правительственного сената 1784 года разрешается по губернским и уездным городам строить каменные дома для почтовых контор из суммы в 20000 руб.
В начале 70-х годов XVIII в. появляется "Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей", на основе которого почти 80 лет составлялись правила организации почтовой гоньбы. На почтах впервые свозникает должность содержателя станции, известная впоследствии под названием "станционный смотритель" - фигура, ставшая вполне легендарной, (в селе Выра Ленинградской области даже есть музей станционного смотрителя). В то же время зарождаются новые термины: эстафета, конверт, почтовый колокольчик, тройка. Почтовая тройка тоже становится образом, глубоко вошедшим в песенное и литературное творчество.
В 1802 году, в связи с учреждением в Российской империи министерств, почта переходит под попечение Министерства внутренних дел. В почтовой отрасли происходят важные изменения: вводится городская почта, появляются новые правила содержания почтовых станций, приводятся к единообразию почтовые операции. В 1834 году между Санкт-Петербургом и Москвой строится первое шоссе. Постепенно другие главные дороги страны переоборудованы в шоссейные, что дает возможность объединить перевозку почты с перевозкой пассажиров. К концу XIX столетия практически вся районы российской империи были охвачены регулярной почтовой связью.
Интересно, что должность почтальона в те времена была весьма перспективной и ответственной. При приеме на эту работу надо было выдержать довольно строгий конкурсный отбор и некоторое время поработать, как сейчас говорят, на испытательном сроке, перед прохождением которого соискатель давал подписку о конфиденциальности телеграфной корреспонденции и о том, что кандидат не имеет претензий за долгое ожидание зачисления его в штат почтальонов.
Весьма любопытна история появления первого почтового ящика в России. Сделан он был из дюймовых досок, обшит снаружи листовым железом и установлен в Санкт-Петербурге в 1848 году. Эти ящики были чрезвычайно неудобны и слишком легко взламывались. Многие злоумышленники попросту уносили их вместе с письмами с собой. Поэтому власти вскоре заменили деревянные ящики на чугунные, весом свыше 40 килограммов. И только в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал почтовый ящик с механически открывающейся дверцей. Его изобретением пользуются до сих пор.
Почта XX века
Нет комментариев