Очередной рекорд отечественных ЗРК - "Бук-М3" приземлил новейший GLSDB
И вновь наша техника оказалась сильнее, чем образцы западного вооружения - речь про распиаренные дальнобойные ракеты GLSDB, являющейся крайне интересным скрещиванием высокоточного авиационного боеприпаса и разгонной ступени вместо истребителя.
Об этой новинке и о том, как наши ЗРК им противостоят, мы сейчас и расскажем.
Начнём с того, что шуток про GLSDB не будет - это довольно опасное вооружение, где ставка делается на скрытность. Если кратко, то американцы пошли интересным путём, совместив лёгкую высокоточную авиабомбу GBU-39 и разгонный блок от ракеты М26 "Химеры", с которой и осуществляется пуск, обойдя тем самым необходимость в пилотируемой авиации. Так вот, получается относительно недорогая, но весьма точная ракета, способная пролететь до 130 километров.
Однако такая дистанция достигается при условии прямого полёта, что у в условиях работы ПВО/ПРО реализуется редко, рабочая же в районе 70-100. ГСН у неё полуактивная, наводится по излучению лазера, то есть действует как наш "Краснополь" - необходим внешний подсвет с земли, ну или с того же беспилотника. Эффективность в данном моменте спорная ввиду дистанции, но не исключён вариант наведения по GPS, где вмешательство вообще не нужно - при таком раскладе работать можно только по заранее разведанным целям. Как мы отметили выше, ключевая фишка - это скрытность и достигается она двумя путями.
Во-первых, это технология "Стелс" во всех её проявлениях - вероятно покрытие боеприпаса, а также немного доработанные обводы, затрудняющие обнаружение.
Ну а во-вторых, сам по себе GBU-39 чрезвычайно мал - весит чуть больше сотни килограмм, а боевая часть при этом 93. То есть список целей у неё весьма скромный.
В пилотируемой авиации этот минус максимально нивелирован - на одном самолёте таких боеприпасов может быть очень много - во внутренних отсеках "Раптора" 8 штук против 6 у "Химеры".
Здесь же яркий пример того, как можно загрузить более ходовую машину типа F-15, на которой аж 20 GBU-39.
Но вернёмся к скрытности. Согласно заявлениям, эффективная площадь рассеивания боеприпаса составляет ничтожно малые 0,015 квадратных метров.
Для наглядности - ЭПР голубя всего на треть меньше. Обнаружить крайне трудно, а сбить ещё труднее - считается, что это одна из самых сложных для ЗРК любого класса цель. Тем не менее, нашим Букам на это дело оказалось всё равно - появились крайне любопытные новости о недавнем таком столкновении.
Из рассказа оператора - обнаружили они летящую GLSDB на высоте 15 километров. Это довольно много, но когда к ней прикручен разгонный блок, то для РЛС это уже не проблема, что и зафиксировали операторы. Затем последовало отсоединение боеприпаса и планирование к цели, но, что чрезвычайно важно, Бук это прекрасно видел и отслеживал уже два объекта.
То есть настолько малая цель для него - это вполне решаемая задача. Ну а позже последовала нейтрализация угрозы путём её перехвата. На этом тесты GLSDB пока что закончились в пользу нашим систем противовоздушной обороны. Но есть интересные моменты.
Согласно опубликованной информации, цель эта низкоскоростная, что опять же не играет в её пользу - во время полёта с разгонным блоком скорость достигала всего лишь 550 км, а после отделения и вовсе упала до 250. Но эту проблему GLSDB компенсирует маневрированием, что является сложностью для любого средства перехвата. Но даже несмотря на это, нашей ЗУР удалось с первого раза попасть в это крайне трудное для нейтрализации устройство.
Подводя краткий итог по GLSDB можно отметить, что получается весьма неоднозначный боеприпас, со своими плюсами и минусами, но, пока что, победа на стороне наших зенитных ракетных комплексов.
Хорошо, допустим GLSDB будет не одна - отстреляются две, ну или три Химеры разом (больше на вряд ли), и мы получим сразу 12-18 высокоточных малозаметных маневрирующих авиабомб, которые летят не в группе, а значит задеть одной ЗУР сразу несколько не выйдет. Справится ли наш Бук-М3?
Безусловно, хотя бы потому, что ракет у него навалом. А дело в составе комплекса, который как раз под такие сценарии и рассчитан. Всего имеется два типа пусковых - шесть самоходных огневых установок и двенадцать обычных пусковых. Первая несёт РЛС и 6 ракет, вторая только перехватчики в количестве 12 штук. То есть в одном ЗРК до 180 ЗУР, плюс какое-то количество на ТЗМ - цифра колоссальна. Работают они под управлением командного пункта, но могут и автономно.
Наверняка всё это дело прикрывается комплексами ближнего радиуса по типу "Тора", так что пройти мимо не удастся совершенно точно. Оговоримся, что это максимальная комплектация, но даже есть взять минимум - одна СОУ и две пусковых, то получим сразу три десятка противоракет.
Этого с лихвой достаточно для нейтрализации работы даже 4 Химер - шанс перехвата маневрирующей цели не менее 80 процентов, так что придётся перестраховаться. Причём Бук-М3 может обстреливать одновременно сразу 36 целей, так что перегрузить его работу в нынешних условиях крайне трудно, если вообще возможно. Опять же, не забываем про "Тора" и "Панциря" и получим чрезвычайно эффективную связку.
Совместная работа Бук-М3 и Бук-М2 с целью повышения эффективности последнего, так как ещё пару лет назад новой версии у нас было не так уж и много. Сейчас же ситуация несколько изменилась.
Подводя итог хотелось бы отметить, что из столь успешной работы по малозаметной и чрезвычайно сложной цели нашего ЗРК, можно сделать один далеко идущий вывод про эффективность всей заокеанской технологии "Стелс" и реализованных к ней подходов. Это означает, что такие машины, как F-35 той или иной модели будут гарантированно замечаться нашими далеко не самыми продвинутыми средствами обнаружения.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев