Тетрис разработал советский программист Алексей Пажитнов в 1984 году. В 1980-е годы он работал в вычислительном центре Академии наук СССР – занимался распознаванием речи на «Электронике-60».
В то время в Москве были популярны математические головоломки-игрушки пентамино, где плоские пятиклеточные фигурки из дерева нужно было укладывать в форму-коробку. Чтобы отдохнуть от работы, вечерами Пажитнов оцифровывал эту физическую игру. Но старому компьютеру такое оказалось не под силу, пришлось упростить.
В стакан стали падать четырехклеточные фигурки – тетрамино. Так и родилось название «тетрис»: от соединения слов «тетра» («четыре» по-гречески) и «теннис» (любимый спорт Пажитнова). В первой версии не было ни уровней, ни очков, но автор и так не мог оторваться от своего детища пару недель. На самом деле за тетрис стоит благодарить не только Пажитнова. Игрой заинтересовался его коллега программист Дмитрий Павловский и познакомил Алексея с юным стажером Академии наук СССР Вадимом Герасимовым. Тот портировал тетрис на персональный компьютер – IBM PC, а потом вместе с Пажитновым добавил подсчет результатов и звук.
Однако единственным создателем игры считается лишь Пажитнов: Герасимову на тот момент было 16 лет, его попросили подписать бумагу об отказе на любые права на игру, и его имя исчезло из всех документов. И Герасимов, и Павловский, и Пажитнов сейчас живут и работают за границей. Российским СМИ Пажитнов интервью не дает, а Герасимов не выходит на связь.
Тетрис как инструмент холодной войны
Пажитнов мечтал о мировой славе для тетриса. Но тут вмешалось советское государство: за импорт и экспорт программного обеспечения в СССР отвечала компания-монополист «Электроноргтехника» (или «Элорг»), куда позже перешел работать сам программист. Так как он разработал игру в качестве сотрудника госструктуры на казенном компьютере, то и права на нее принадлежали «Элоргу», то есть государству.
Гостивший тогда в Москве владелец английской компании Andromeda Software Роберт Стейн, который занимался программным обеспечением, о таком раскладе и не подозревал. О покупке перспективной игры он договаривался лично с Пажитновым и получил от него копию игры. Стейн тут же предложил тетрис партнерам из британской Mirrorsoft (и ее американской дочерней компании Spectrum HoloByte). В итоге британцы и американцы уже обстряпали контракт на игру, права на которую еще даже не выкупили у СССР.
Этот казус быстро всплыл – заинтригованные «игрой из-за железного занавеса» журналисты CBS взяли интервью у Пажитнова. В разгар холодной войны Стейн отправился на переговоры в СССР еще раз, но получил отказ. Цена маловата.
Американцы тем временем уже подготовили версию тетриса для PC, упаковав ее в набор советских штампов: красный цвет, собор Василия Блаженного на фоне, русская народная музыка, серп и молот в названии вместо буквы С… Игра поступила в продажу в 1989 году.
Тетрис начал завоевывать мир. В США ходили байки об игре, дескать, секретное оружие КГБ должно парализовать западную экономику. В тетрис играли все, у кого были компьютеры, в том числе в рабочее время. Фанаты встречали друг друга фразой «КГБ следит за тобой».
Нет комментариев