Семёновский и Преображенский полки, вместе с выборными (лучшими) солдатскими полками Ф. Лефорта и П. Гордона составили костяк новой армии. В этих частях осуществлялось регулярное военное обучение, за ними присматривал сам царь. Вместе с Петром азы военного дела осваивали его ближайшие сподвижники – А. Головин, М. Голицын, А. Вейде, Ф. Апраксин, А. Репнин, Я. Брюс, А. Меньшиков и т. д. Семёновский и Преображенский полки стали кузницей офицерских кадров для других воинских соединений.
Пётр положил начало правильной традиции офицерства – служить с нижних чинов. Он начал с барабанщика, 1691 году получил чин сержанта, в 1693 году – бомбардира Преображенского полка. Это позволило ему выработать в себе качества необходимые полководцу. Пётр знакомился с военной литературой того времени, изучал науки связанные с военным и морским делом – геометрию, фортификацию, астрономию, кораблестроение, артиллерийское дело и пр.
Начали проводить масштабные военные маневры, так в Кожуховском походе сентября-октября 1694 года приняло участие до 40 тыс. человек, их поделили на две армии. Во время учений отрабатывали приёмы осады и штурма крепости, переправы через водную преграду, проверялась полевая выучка войск. В истории военного искусства России это было новым явлением. Обучение проводилось под руководством иностранных офицеров. Начали вводить элементы линейной тактики.
Азовские походы 1695-1696 годов продемонстрировали преимущества новых полков над силами поместного и стрелецкого войск. Стрельцов, которые участвовали в кампании, оставили на юге, возложив на них гарнизонную службу. Численность выборных солдатских полков значительно увеличили. Кроме того, Пётр решил использовать опыт стран Западной Европы для реорганизации армии, в начале 1697 года за границу отправили для подготовки офицерских кадров 150 человек. Для изучения опыта организации, устройства лучших западных армий был отправлен майор А. Вейде. Он изучил опыт французской, голландской, австрийской, саксонской армий и в 1698 году предоставил подробный аналитический отсчёт. Основной вывод его доклада: основа победы – это «прилежное обучение». Переработанный доклад Вейде стал источником для создания уставов, инструкций, наставлений русской регулярной армии.
Для регулярной армии нужны были кадры и много вооружения, обмундирования. Различного рода амуниции. Уже в 1698 году в Россию прибыло около 700 иностранцев. Великое посольство закупило за границей 10 тыс. мушкетов и другого оружия. К августу 1698 года основные подготовительные мероприятия по реформе армии были завершены.
Реформа 1699-1700 годов
Стрелецкое восстание 1698 года только ускорило процесс реформы. Стрелецкие полки были распущены и в 1699 году начали набирать людей в «прямое регулярное войско».
Пётр и его соратники разработали первые уставные документы. Они были довольно просты, всё лишнее было отброшено, брали только те положения, которые были необходимы для боевой подготовки солдат. Документы отличались ясностью и простотой изложения. В 1699 году были составлены «Воинские артикулы» А. Головина, в 1700 году напечатано «Краткое обыкновенное учение» Петра. В 1700 году изданы уставы регламентирующие внутреннюю жизнь войск» «Статьи воинские как надлежит солдату в житии себя держать и в строю и во учении как обходиться» и «Ротные пехотные чины».
Активизировалась подготовка отечественных офицерских кадров. В начале мая 1699 года Пётр провёл смотр московских стольников, а затем и других дворян. Началось их регулярное обучение. Нерадивых наказывали очень жёстко, вплоть до ссылок, с конфискацией вотчин и поместий. Царь лично проверял годность дворян к строевой службе. После курса «молодого бойца» дворян распределили по дивизиям («по генеральствам»), которыми командовали Репнин, Вейде, Головин. В июле прошёл смотр, распределение следующей группы дворян.
Систему подготовки кадров развернули и самих войсках. В Преображенском полку открыли в 1698 году первую в России артиллерийскую школу. В Семёновском полку создали учебную команду сержантов. В распоряжение Головина прислали 300 иностранцев, но они не оправдали надежд. По словам Головина большинство были «гуляками», а другие просто невеждами, не знающими с какого конца брать мушкет. От половины пришлось отказаться сразу, в итоге от идеи наёмничества отказались вообще.
Подготовив минимальный офицерский корпус, Пётр начал набор солдат. В этом деле был использован опыт создания полков «иноземного строя». Сначала брали вольных людей – указ от ноября 1699 года. Добровольцам обещали 11 рублей годового жалованья и «хлебные и кормовые запасы». В этом же месяце последовал указ о выделении даточных людей. Миссию по отбору даточных людей была возложена специальную комиссию, которую возглавил генерал-адмирал Фёдор Головин. К 1 мая 1700 года она набрала 10,3 тыс. человек. Ещё 10,7 тыс. человек набрала комиссия Репнина (набирала даточных и вольных на Поволжье), 8-9 тыс. вольных людей (добровольцев) было набрано в съезжей солдатской избе под руководством генерала Автонома Головина. Кроме того, сильно расширили штаты 4 первых полков.
Через несколько месяцев сформировали 3 первые дивизии, в каждой было по 9 полков. Их возглавили генералы Автоном Головин, Адам Вейде и Аникита Репнин. Каждый пехотный полк имел по штату: подполковника, майора, 9 капитанов, капитан-поручика, 11 поручиков, 12 прапорщиков, полкового обозного и полкового писарей, 36 сержантов, 12 каптенармусов (унтер-офицерское воинское звание, военный чин и должность в роте, батарее, эскадроне, ведал учётом и хранением имущества и выдачей провианта, а также оружием, снаряжением и одеждой), 12 подпрапорщиков, 48 капралов, 12 ротных писарей. Младший командный состав (от сержантов до капралов) набирали из солдат. В полку по штату должно было быть 1152 человека. Полк вооружался и снабжался за счёт государства. На вооружении пехотных полков были фузеи (дульнозарядное гладкоствольное ружьё с кремнёвым замком, существовали в варианте пехотного ружья, драгунского, офицерского, они отличались общей длиной, длиной ствола и калибром) и багинетами (штыки вставлявшиеся в ствол).
Основу будущей регулярной конницы составили два драгунских полка. В них брали «детей боярских и небогатых князей», а затем стали пополнять и дворянами. Поместное войско к началу Северной войны составило основу русской кавалерии.
Учитывая тот факт, что надежды на иностранцев не оправдались, а армии нужны были офицеры, по предложению А. Головина с мая 1700 года была сделана ставка на подготовку отечественных командирских кадров. Привлекли московских дворян из лучших фамилий, на обучение было направлено 940 человек. Это была новинка – до этого дворяне массово служили в коннице, считая это сословной прерогативой, в пехоту шли неохотно. Но Пётр сломал эту традицию. Всё попытки уклонения безжалостно наказывались, дворяне были обязаны служить. Результаты энергичной деятельности быстро сказались, если в начале Северной войны в высшем командном составе преобладали иностранцы, то средний и младший командный состав на две трети был русским.
Нет комментариев