Людовик XVI получил в наследство целый ворох нерешённых проблем. Казна опустела, внутренняя торговля не развивалась, а выражать недовольство начала уже не только чернь, но и элита. Разрозненное дворянство постепенно перестало быть союзником короны. Иными словами, избежать потрясений было бы сложно, но возможно. Король, однако, предпочёл сначала не замечать лёгкого возгорания в своей стране, а когда костерок превратился в пожар, кинулся заливать его керосином. Подумаем о том, что можно было сделать, чтобы сохранить монархию и не устроить катастрофу.
Первый сценарий. Безболезненная демократизация
Метод убеждения очень хорошо работал на протяжении 150 лет, но стал совершенно бесполезен при Людовике XVI. Возможно, дело тут в личности самого короля. Человек он был слабохарактерный, зависимый и даже робкий. Нерешительность эта проявлялась в самых разных ситуациях, в том числе и не связанных с политикой. Монарх, например, долго не мог отважиться на совершенно безопасную операцию по удалению небольшого прыща, расположенного немного выше бёдер. Такие операции французские врачи делали с конца 16-го века, а риск умереть или пострадать был равен нулю.
Хуже было другое — события, которые начали происходить в 1789 году, король воспринимал как некое досадное недоразумение. Он не усмотрел в протестах, манифестациях, политических собраниях и строительстве баррикад глобальных процессов.
Двор шёл на уступки в надежде выиграть время, но сам тем временем вынашивал планы реванша. Как известно, попытки отыграть всё назад в итоге стоили королю головы. Другое дело, что королю предлагались проекты создания свободного правительства, которое было бы частично ему подконтрольно, но при этом также и автономно. Такой кабинет министров, случись проекту реализоваться, должен быть коалиционным. Это был бы переход к конституционной монархии, который можно было бы осуществить безболезненно, если бы члены правительства сумели утрясти личные противоречия.
Времена пришлось бы пережить трудные, но полного кошмара удалось бы избежать. Ни Вандейского восстания, ни диктатуры якобинцев, ни Директории, ни наполеоновского переворота не случилось бы. Бонапарт, наверное, так и остался бы талантливым военачальником и не более того. А возглавить коалиционное правительство мог бы, например, Жак Неккер — сторонник мягких реформ и небольших уступок.
Военная диктатура
А что, если это правительство оказалось бы слабым? Что, если бы коалиция тут же погрязла бы во взаимных склоках? Первый вариант — военная диктатура. Тут, в общем, всё понятно. По сути, захват власти Наполеоном и был военной диктатурой. Просто тогда это так не называлось. Свет, однако, не сходится клином на Наполеоне. Бонапарт, конечно, фигура самая заметная. Но и без него во Франции хватало мощных генералов.
Нет комментариев