«Обыкновенный фашизм» (1965) целиком состоит из кинохроники и, по сути, является не просто фильмом документальным, но фильмом-памфлетом, фильмом-разоблачением. Голос режиссёра Михаила Ромма, который комментирует явление Гитлера миру, бывает саркастически ядовитым, назидательно-предостерегающим, вежливо-ироничным, но никогда не нейтральным. Этот ГОЛОС из-за кадра – летопись совести, а предназначение совести, как известно, оценивать и судить.
Голос Копеляна в «Мгновениях» сдержаннее и доверительнее. И звучит он дозировано, но связь с авторской речью из «Обыкновенного фашизма» очевидна: он тоже расставляет акценты – политические, исторические, нравственные. Действие внутри «Семнадцати мгновений» движется под сводом авторских комментариев, и при повторных просмотрах это впечатление усиливается – начинаешь предугадывать интонацию ГОЛОСа.
Если «Обыкновенный фашизм» решён в форме наглядного урока истории, в жанре учительского монолога – никто не удивился бы, если бы его читал школьный учитель из фильма «Доживём до понедельника» в исполнении Вячеслава Тихонова, – то в саге о Штирлице нам слышится уже своеобразное «воспоминание» о монологе. В то же время этот голос обладает такой проникновенной и выразительной силой, что у зрителя-слушателя иной раз подкатывает комок к горлу.
Но и ГОЛОС из фильма-памфлета «Обыкновенный фашизм» родился не из пустоты. Ему в свою очередь предшествовал ГОЛОС ежедневного комментатора войны, громом гремевший в каждом доме из «чёрной тарелки», от первых слов которого «От советского информбюро…» замирали сердца советских граждан. Сначала голос диктора Левитана приносил вести о том, что советская армия «ведёт ожесточённые бои», что «оставлены города». А потом, что «захватчики отброшены от Москвы», что «замкнули кольцо окружения вокруг немецкой армии в районе Сталинграда», что «освобождены», что «взят Берлин» и, наконец, «пал Рейхстаг».
Четверть века спустя режиссёр Юрий Озеров в фильме «Освобождение» (1968-1971) обратился к приему закадрового комментария, который интонацией и пафосом напоминает военные сводки Левитана. Актуальность Совинформбюро сменилась масштабной метафорой. Радиосводка – голосом самой истории. Об итогах сражения Великой Отечественной нам сообщают на фоне кадров, снятых с бреющего полёта. ГОЛОС звучит из-под небес – над распростёртым полем битвы.
Нет комментариев