На одном полотне Боттичелли соединил сюжетные линии, взятые у Овидия и Лукреция. Первый в своих стихах о древнеримском праздничном календаре рассказывает историю Флоры — богини весны: когда-то она была нимфой Хлоридой, но влюбился в неё бог ветра Зефир и принудил к замужеству, а в искупление своих страстей превратил её в богиню и подарил прекрасный сад, который и изобразил флорентийский гений.
У Лукреция же Боттичелли заимствовал композицию в целом:
Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый
Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками всё наполняет и запахом сладким...
Читать полотно нужно справа налево: Зефир, Хлорида и Флора символизируют март (считается, что весна начинается с первого дуновения Зефира); Венера с Амуром и грациями — апрель; Меркурий (чью мать зовут Майя) — май.
Каждый из образов несёт в себе мифологическую символику: зарождение любви и жизни — Флора; девичья дружба — Грации; забота и опека — Венера; философское раздумье — Меркурий. Но собранные Боттичелли в одном саду (где, кстати, ботаники насчитали не менее 130 видов растений) они говорят нам нечто большее.
На своем полотне художник зашифровал философию неоплатоников, идеи которых поддерживал. Любовь, согласно их представлениям, — это путь от земной природы чувства к божественной. В ней есть и радость, полнота жизни, и печаль знания, страдание. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий — проводник к разуму. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, — мотив, традиционно ассоциировавшийся с древом познания.
Христианская тема проявляется в том, что Венера напоминает Мадонну, которая словно благословляет всех. Правая часть картины в этом случае рассматривается как аллегория плотской любви, левая — как аллегория любви к ближнему, но высшая любовь в центре — к богу. Другая версия рассматривает изображение на картине как три этапа путешествия по земному раю: вхождение в мир, путешествие по саду и исход на небеса.
«Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, который собрался жениться на Семирамиде Аппиани. Предполагалось, что полотно будет висеть над инкрустированной софой — леттуччо. Это был не просто подарок, но наставление, призыв к гуманности как высшей добродетели.
Кстати, по одной из версий, Боттичелли изобразил своих современников: Меркурий — Лоренцо ди Пьерфранческо, центральная грация, смотрящая на него, — Семирамида Аппиани. Другие считают, что Меркурий — это сам Лоренцо Медичи, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Не исключено, что в образе Купидона Боттичелли изобразил себя.
Нет комментариев