И вот удивительное дело – это чуть ли не единственная страна в Европе, которая всегда была деятельно враждебна России.
Так было в пору нашей гражданской войны, когда норвежцы жестоко грабили «бесхозное» тогда русское Заполярье и Поморье. Так было в годы Великой Отечественной, когда норвежские «квислинги» целыми дивизиями «Викинг» воевали против нас в составе нацистского вермахта. Так было в годы «холодной войны», когда именно НАТО-вская Норвегия была главной базой всех анти-советских операций западных спецслужб на русском Севере и в Арктике.
Ничего не переменилось и ныне.
Вот, например, 8 сентября в Норвегии пройдут парламентских выборы. И даже поверхностный анализ политических программ основных партий страны – Рабочей партии, партии «Хёйре», «Партии Прогресса» – прямо говорит всё о том же: в Норвегии нет политиков, настроенных на хоть какой-то диалог с таким важным соседом как Российская Федерация.
И это при том, что Норвегия – единственная страна мира, которая вместе с Россией фактически управляет одной из важных территорий планеты, арктическим островом Шпицберген.
Продолжение конфронтации с русскими – таков по-прежнему базовый принцип внешнеполитических действий норвежских политиков. Принцип, судя по всему, крепко основанный на предпочтениях электората, подданных королевства.
Так все политические силы Норвегии находятся в полном консенсусе «о необходимости укрепления НАТО как основы норвежской безопасности». Одним из самых важных пунктов программы Рабочей партии является «срочная модернизация армии». А партия «Хёйре» подчеркивают важность интеграции в новую антирусскую «Европейскую систему безопасности» (хотя не существует пока даже виртуальных контуров такой системы). «Партия Прогресса» теперь прямо настаивает на открытии постоянных военных баз НАТО в Норвегии.
И все эти три ведущих партии уверены в том, что милитаризации, резкого усиления военного присутствия требуют и интересы страны в Арктике.
Причём новым тревожным фактором для норвежской политики становится желание «военной концентрации» (если переводить тамошнее витиеватое политиканство на понятный русский язык).
Крупнейшие политические партии – естественно, под предлогом несуществующей «русской угрозы» – требует резкого усиления контроля государства над стратегическим секторами национальной экономики, от судостроения и ВПК до энергетики.
То есть, если говорить честно, по старой норвежско-фашистской традиции, восходящей в 1930-40 годы, к правительству Квислинга, уходят от прежней либеральной экономико-политической модели – более-менее «открытого рынка» в сторону всё более и более «вертикально управляемого» коронного «национал-социализма».
В этой тенденции, кстати, весьма прозрачно проявляются экономические трудности, что явно переживает сейчас одна из самых богатых стран Европы, «европейская нефтеносная Аравия».
Сказывается здесь и стремительный распад ещё недавно экономически единого глобального пространства. Который явлен миру и в трамповских тарифах, и в антироссийских санкциях, и во множестве «военных обострений» – от Камбоджи и Таиланда до Индии и Пакистана.
И, главное, во всемирной тенденции «закрытия» целых макрорегионов планеты, где озабочены только одним – личным самовыживанием.
Хотя ещё недавно казалось, что на века вперёд обеспеченная десятилетиями крайне выгодной нефте- и газоторговли Норвегии никогда больше не может теперь грозить ничего подобного.
Поразительно при этом, что ни одна из норвежских политических партий ничего не говорит о том заметном ущербе, который экономика Норвегии понесла от поддержки антироссийских санкций. Хотя эти потери исчисляются уже сотнями и сотнями миллионов евро.
Так, лишились массы заказов норвежские судоверфи, на которых ремонтировались российские рыболовные суда.
В северной части Норвегии – в провинции Финнмарк, граничащей с Россией, закрылась масса фирм, сервисных организаций, мелкого бизнеса, ориентированных на гостей на нашей страны. Окончательно свёрнуто здесь теперь и любое трансграничное сотрудничество с Россией.
Удар, который сами себе нанесли норвежцы, уже сейчас становится всё более нагляден, заметен даже невооружённым взглядом. Финнмарк становится безлюдным.
Молодёжь, лишённая прежних возможностей и перспектив, массово покидает родную землю. Столица норвежского Финнмарка, город Киркенес, как недавно признали власти Норвегии, «стремительно утратил потенциал к развитию».
Кстати, и сам факт замалчивания в «высокой» норвежской политике накануне грядущих выборов этих фактов тоже предельно показателен. Ведь в маленькой стране, как в деревне, ничего утаить объективно невозможно – и значит, антироссийские санкции – это настолько большая, настолько страшная проблема, что о ней даже просто говорить вслух боятся.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев