Магазин
Цель: учиться определять первый и последний слоги в словах.
Материал: предметы, продукты, бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Разложите на прилавке разные предметы — ка-ран-даш, мы-ло, ба-нан, ча-сы, те-ле-фон. Подготовьте деньги для игры: на листочках бумаги напишите первые слоги названий предметов. Желательно подбирать предметы таким образом, чтобы их названия начинались со слога-слияния (согласная буква и последующая гласная). В нашем примере это КА, МЫ, БА, ЧА, ТЕ. Будут и лишние деньги — слоги-слияния, на которые нет предметов в магазине, например БУ и СА. Обратите внимание на то, что в этом и последующих упражнениях нужно подбирать такие слова, в которых произношение первого слога совпадает с его написанием (например, слово "вата" подходит, а "вода" — нет: произносится [вада]).
Продавец — взрослый, покупатель — ребенок. Главное условие: товар можно купить, только правильно назвав первый слог слова и заплатив продавцу соответствующие деньги.
После поменяйтесь ролями. При покупке иногда специально выбирайте неправильный слог. Продавец должен будет отказать и объяснить, по-
чему он не может продать продукт за предложенные деньги.
В следующий раз в качестве денег используйте слоги, на которые заканчиваются названия предметов, например: кол-ба-са — СА; бул-ка — КА; ма-ка-ро-ны — НЫ; мо-ло-ко — КО; яб-ло-ки — КИ; кон-фе-ты — ТЫ и т. д.
Кубики
Цель: запоминать слоги, учиться находить их на слух.
Материал: несколько деревянных или пластмассовых кубиков, белая бумага, линейка, про-
стой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, клей ПВА, мелкие игрушки.
Измерьте с помощью линейки длину грани кубика. Нарежьте листочки бумаги такого же размера. На них цветными карандашами или фломастерами напишите слоги. Приклейте карточки со слогами к граням кубика.
На один кубик прикрепите слоги, в состав которых входит одна и та же буква — гласная или согласная. Например, на один кубик приклейте слоги РА, РЕ, РИ, РО, РУ, РЫ, а на другой — ЛА, ЛЕ, ЛИ, ЛО, ЛУ, ЛЫ. Или для одного кубика используйте слоги БО, ВО, ЛО, РО, СО, ТО, а для другого — БИ, ВИ, ЛИ, РИ, СИ, ТИ.
Предложите ребенку научить читать по слогам его игрушку (небольшого размера, такого, чтобы она могла свободно стоять на кубике). Пусть ребенок ищет слоги и показывает их игрушке. Затем и сам ребенок сможет "обучать" игрушку слогам: он будет называть слог и сам за игрушку его находить.
Одновременно используйте не более пяти кубиков.
Парочки
Цель: запоминать слоги, развивать память и внимание.
Материал; белый картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Подготовьте 16 карточек одинакового размера (например, 10 х 15 см) из белого картона. Выберите для игры восемь слогов. Напишите их на карточках, по одному на каждой, повторяя слог сразу на двух. Таким образом вы получите комплект карточек, из которого можно составить восемь пар одинаковых слогов.
Перемешайте карточки и разложите их на столе слогами вниз. Должно получиться четыре ряда по четыре карточки в каждом. По очереди с ребенком пытайтесь найти одинаковые буквы. Откройте любые две карточки. Если открыты карточки с одинаковыми слогами, оставьте их себе. Если открылись разные слоги, переверните их снова буквами вниз, оставляя на прежних местах. Следующий ход должен сделать ребенок. Объясните ему, что нужно стараться запомнить, где какой слог расположен на столе. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек.
Слоговое лото
Цель: развивать внимание, учиться подбирать слово к слогу.
Материал: бумага для рисования, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, предметные картинки (из настольных игр или вырезанные из журналов), мешочек.
Листы бумаги разделите на 6—8 прямоугольников одинакового размера. В каждом из них напишите по одному слогу-слиянию, состоящему из
согласной и последующей гласной буквы (ПА, ПЕ, ПИ, ПО, ПУ, ПЫ).
Из настольных игр или журналов подберите картинки, названия которых начинаются на слоги, записанные на листах бумаги. Старайтесь подбирать к одному и тому же слогу несколько разных картинок. Например: СА — са-мо-лет, са-по-ги; ВА — ва-та, ва-за.
Предложите ребенку выбрать одну из карточек со слогами и найти к каждому слогу соответствующую картинку из подготовленных для игры. Важно, чтобы малыш сначала назвал то, что нарисовано на карточке. Слог нужно закрывать ею.
В эту игру можно играть всей семьей. Правила просты. Каждый из членов семьи должен выбрать себе карточку со слогами. Один из членов семьи — ведущий. Он достает предметные картинки из мешочка по одной и спрашивает: "Кому нужен..?" — и произносит название предмета, изображенного на картинке. Тот, у кого есть соответствующий слог, забирает картинку себе, закрывает ею слог. Выигрьгвает первый закрывший все слоги на своей карточке.
Комментарии 3