Елена Каминская (по материалам семинара "Песочные сказки")
Давайте рассмотрим педагогическую роль песочных игр. Песок обладает удивительным свойством притягивать внимание детей. Он притягивает внимание даже очень подвижных малышей, во время «общения» с песком такие крохи становятся намного внимательнее сосредоточеннее.
Играя с песком можно знакомить ребёнка с различными аспектами взаимоотношений людей, обучать написанию букв, развивать тактильные способности (умение сравнивать предметы и находить одинаковые, умение узнавать предметы), давать элементарные математические понятия, знакомить с географией, развивать речь и многое-многое другое, была бы фантазия. Я хочу предложить Вам наиболее удачные, на мой взгляд, игры.
Игра-упражнение «Чудесные горки»
Цель – Развитие различных видов тактильного восприятия.
Эта игра напоминает игру «Чудесный мешочек». В этом варианте игры знакомые малышу предметы (ключ, ложка, яблоко, машина, камешек, куб, шар и прочее) прячутся по одному не в мешочек, а в песочную горку. Задача малыша засунуть руку в песок, узнать, не высовывая, и назвать то, что было спрятано. Итог: все радуются и смеются. Играть по очереди с мамой.
Второй вариант игры: одна горка, два набора предметов. В горке спрятано два, три предмета; в руке у малыша один. Нащупать и выбрать из горки такой же предмет, как в руке.
Третий вариант игры: две горки и два набора предметов. Руки в горки засовываются одновременно, нужно узнать, что спрятано. Либо если в горке спрятаны по нескольку предметов найти два одинаковых на ощупь.
Упражнение «Узоры на песке»
Цель — закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
1. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые и сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого. Как вариант подобной игры — взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
2. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и т. д.
Мама: «Сегодня мы с тобой будем рисовать узоры. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй как я... Придумай свой узор, рисунок. Вверху песочницы будут узоры из кругов, а внизу— из треугольников и т. д.»
Игра-упражнение «Создаем мир»
Цель — развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — это город, деревня, лес, река, озеро, остров, и т. д., а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.
В различных вариантах этой игры можно создавать и исследовать различные климатические зоны. Малыш вместе с мамой создает рельеф, ландшафт, населяет местность животными соответствующих видов. Это занятие похоже на чтение географической энциклопедии только объемной.
Упражнение «Едем в гости к ...»
Цель — развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх-низ».
Взрослый в игровой форме знакомит (закрепляет знания) ребенка с пространственными представлениями верх-низ, право-лево, над - под, из-за, из-под, центр, угол. Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.
Например: перед началом игры мама вместе с малышом создает ландшафт.
Мама: «Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (В правом верхнем углу, малыш отвечает—в верху песочницы). Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки / картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?»
«Идем в гости к лошадке»
Аналогично выполняются игры-задания закрепляющие знания о домашних животных и их жилье.
«Плывем к дельфинам»
Цель - формирование и закрепление знаний об обитателях морей и рек и т. д.
В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений (за неимением игрушечных фигурок можно использовать ламинированные картинки).
Упражнение «Отпечатки»
Отпечатки, как барельефные (низкий рельеф), так и горельефные (высокий рельеф) на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используйте формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т. д.
По очереди делайте отпечатки на мокром песке. Затем малыш по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает свою серию отпечатков, комментируя процесс. Можно начертить "тарелочку" или "лист бумаги" и украшать просить сделать "куличик" в углу, в центре, симметрично, или как-то ещё.
Включайте и задания на классификацию предметов, например, просите брать только геометрические формы, только изображения животных и т. д. Для детей от 4-х лет можно придумать задание похитрее: "возьми не красную и не жёлтую формочку", "ту, которая между красной и животным", и т.д.
Игра «Кто к нам приходил?»
Цель — развитие зрительного и тактильного восприятия.
Малыш отворачивается, мама изготавливает с помощью формочек барельефные (выпуклые) и горельефные (вдавленные) отпечатки, затем кроха отгадывает формочку, которую использовала мама.
Потом можно поменяться ролями. Формочки нужно предварительно осмотреть и ощупать, обвести их контур.
Усложнение задания: игра происходит с новыми формочками без предварительного их ощупывания, а также путем наложения нескольких характерных отпечатков друг на друга.
Игра-упражнение «Песочный круг»
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами и т. д. После чего ребенок может дать название своему «песочному кругу».
Можно вместе параллельно создавать два одинаковых круга. Сначала малыш может повторять за мамой. Потом поменяйтесь ролями.
Игра-упражнение «Мои ладошки»
Предложите ребёнку украсить отпечатки своих ладоней различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами и т. д. Потом можно вместе сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он станет в будущем».
Можно сделать два отпечатка и украшать их одинаково. Это задание формирует умение анализировать зрительные симметричные образцы.
Всего доброго!
Ирина Долгополова
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев