В «Бессмертном полку» села Султан вы встретите фамилию Шимченко Михаила Федотовича. Михаил Федотович родился в 1924 году. До войны учился в библиотечном техникуме. Узнал о начале войны в электричке, когда ехал из Ессентуков на каникулы. Был в оккупации. После освобождения села, в 1943 году, был призван в армию. Участвовал в освобождении Крымского полуострова. Встретил Победу в Австрии. Мирная жизнь была насыщенной. Получил специальность инженер-технолог рыбной промышленности. На рыбокомбинате, в городе Красноводске, прошел служебную лестницу от мастера до директора. Выйдя на заслуженный отдых, вернулся на родину в Султан. Два десятилетия посвятил Михаил Федотович вопросам истории своего села. Напечатал ряд воспоминаний о своем военном прошлом, о земляка. К сожалению, в конце 2013 года Михаил Федотовича не стало.
Летом 2006 года газета «Призыв» опубликовала его воспоминания «А завтра была война». В преддверии 80-летия со дня начала войны предлагаем нашим читателям познакомиться с ними.
Война вошла в нашу жизнь страшной бедой. О ней много говорили и писали, к ней готовились и все-таки не думали, что это случится так быстро и внезапно.
Война круто изменила мирный ритм страны, перевернула жизнь всех советских людей, каждого из нас. Многое, задуманное вчера и казавшееся таким важным, потеряло свой смысл.
Стояли жаркие длинные дни и короткие ночи. На колхозных полях раньше обычного созревал богатый урожай пшеницы и ячменя. На линейку готовности в степь выведена уборочная и вспомогательная техника, на культстанах постоянно находились те, кто первым начнет уборку. На завтра, воскресенье запланирован выход в поле – начало жатвы. И вдруг…
Враг сильный и жестокий рвался в глубь нашей Родины. Жег и разрушал наши города и села, грабил и убивал женщин, стариков и детей. Ежедневные сводки Совинформбюро пестрели горькими сообщениями: «оставили... оставили... оставили...». Советские люди, уверенные пропагандой, что «врагу никогда не гулять по республикам нашим» в недоумении: что случилось? почему? кто виноват? К сожалению, объяснить происходящее никто не мог.
В районе, как и в стране, шла мобилизация мужчин. Почти ежедневно со станции Курсавка уходили вагоны с новобранцами на фронт. Транзитом шли эшелоны с боевой техникой, боеприпасами и другими военными грузами. Вспоминается стихотворные строки первых дней войны:
Взметнулся дымок из трубы паровоза,
Взорвался гудок и вагоны пошли.
Увез он парней из родного колхоза
На битву с врагом, на защиту земли.
А потом захватила сердца всех тревожно-зовущая песня «Вставай, страна огромная!». Она сразу стала своего рода гимном военного времени, звала советских граждан на защиту родной страны, к мщению врагу: за разрушенные наши города и села.
Под тревожные гудки паровозов через станцию Курсавка уходили в восточные районы эшелоны с эвакуированным оборудованием заводов и фабрик, промышленными и продовольственными товарами.
С первых дней войны в городах и селах края проводились мероприятия по подготовке населения к отпору врагу. В школьные программы ввели начальную военную подготовку в кружках Осоавиахима активизируется изучение санитарной и противохимической обороны, приемов тушения зажигательных бомб, умение распознавать вражеские самолеты по их силуэтам. Сдавшим зачеты выдавались значки. Носили их тогда с неменьшей гордостью, чем ордена и медали. Юношам приобретенные знания пригодились в боевых действиях на фронте.
Не ради славы одели солдатские гимнастерки и сапоги девушки нашего села Полина Буклова, Люба Дикая, Рая Кулешова, Нина Неваленная, Шура Неваленная, Оля Подольская, Маруся Сорокина, Катя Голоколосова и другие. Они наравне с мужчинами стойко переносили все невзгоды фронтовой жизни, будучи медсестрами, санитарами, связистами, зенитчиками, прожектористами, регулировщиками.
Вскоре в селе Султан, как и в других городах и селах нашего края, появились беженцы или, как их тогда называли, - эвакуированные. Мои сельчане бескорыстно принимали в свои семьи обездоленных и вынужденных покинуть свои родные места украинских, белорусских, молдавских, других национальностей братьев и сестер, делились с ними хлебом-солью и кружкой воды, хотя сами жили на скудном военном пайке. В то же время находились в селе советские воины, лечившиеся после ранения в госпиталях Кавминвод и признанные врачами непригодными к воинской службе, родные места которых находились на оккупированной немцами территории. Все они по мере возможности работали в местном колхозе и оставили о себе добрую память.
Война огненным шаром катилась в глубь страны. Фашистские войска рвались к грозненской и бакинской нефти, ставропольскому и кубанскому хлебу, кавказским здравницам. По призыву крайкома и райкомов партии тысячи жителей Ставрополья вышли на строительство оборонительных сооружений. Из нашего села бессемейные и учащиеся старших классов рыли противотанковые рвы, траншеи, окопы в окрестностях станицы Воровсколесской и города Черкесска. Мерзлая земля не поддавалась лопате. Верхний слой долбили ломами, кирками. Холодный металл прилипал к рукам, коченели от мороза ноги потеющие ноги. Рвы копали глубиною два-три метра. Работа от восхода до захода солнца при скудном питании и необустроенном жилье.
Летом сорок второго фашистские войска начали наступление в направлении Сталинграда и Северного Кавказа. Война подошла к Ставрополью и Кубани. Все чаще над нашим благодатным краем появлялись немецкие двух-фюзеляжные самолеты разведчики «Фоке-Вульф», или, как их тогда называли – «рама». По ночам авиация бомбила железнодорожные станции, мосты, линии связи. Сбрасывали бомбы на любой огонек, показавшийся на земле в ночной темноте.
В конце июля над селом Султан появилась первая «рама», сбросила две бомбы на армейские машины, отходившие на Круглолесское. На вспаханном поле остался могильный холмик. Под ним два погибших воина. После освобождения села их останки перезахоронены в братской могиле на сельском кладбище.
Седьмого августа в Султане появилась первая фашистская машина. Остановилась при въезде в село, у молочно-товарной фермы. Несколько холеных немецких солдат в шортах, кителях и рубашках с короткими рукавами, с автоматами на груди, с гиканьем осмотрели ближние дома, но не найдя ничего для себя подозрительного (наверное, советских солдат), отправились в центр. Пришли черные дни оккупации.
Фашисты начали наводить в селе «новый порядок»: назначили старосту, полицаев, Развесили объявления, в которых чаще всего встречалось слово «запрещено»… Запретили находится на улицах в ночное время, слушать радио.
В сентябре или октябре в селе появились каратели. По доносу немецких холуев арестовали и расстреляли активистов Советской власти Федота Кулешова, Евдокию Бедник, Мавру Щукину, Марию Орехову, Марию Мельникову и других. Готовились списки молодежи для отправки в Германию. Трудно переживали султанцы дни оккупации. Радовали редко доходившие известия об успехах Красной Армии на фронте.
В декабре началось наступление по изгнанию фашистов с Северного Кавказа. Середина зимы, сильные морозы, метели. Немецкие вояки бегут на машинах, мотоциклах, повозках, лошадях, одетые и обутые во что попало. Теперь это уже не те холеные, высокомерные фрицы, наезжавшие в село.
На рассвете 16-го января 1943 года солдаты с красными звездочками на шапках-ушанках вошли в Султан, тепло и торжественно встреченные его жителями. С горечью мы узнали, что при освобождении нашего села, попав в засаду, погибли воины-разведчики. Похоронены они на сельском кладбище в братской могиле.
Из Султана ушли на фронт около 1000 человек. Героически защищали они страну, а их матери, жены, сестры самоотверженно трудились в тылу, чтобы приблизить Победу. Сели на трактор Дуся Компанцева, Маруся Пилипенко, Вера Чумакова, Маруся Карпенко, Маруся Неваленная, Лена Антощенко, Паша Водолазская и другие. Не жалея сил и здоровья, работали на колхозных полях семейные экипажи комбайнеров - Макаренко Николая Ефимовича и Кучеренко Ивана Ивановича с женами Марией и Варварой. Наравне с взрослыми работали подростки Николай Козин, Дмитрий Кудря, Алексей Богатырев, Филипп Шапкин, Николай Шрамко, Ольга Заикина, Поля Шимченко, Рая Давыденко и другие. Пахали и сеяли на лошадях и волах, пасли колхозный скот, ухаживали за телятами и свиньями. «Все для фронта, все для Победы!». К сожалению, не возможно в одной газетной статье рассказать обо всех тружениках тыла села, чей беспримерный труд ковал долгожданную Победу. Нам, ветеранам войны и труженикам тыла, надо вспоминать и рассказывать тем, кому жить в 21 веке, о том, что принесла война, чтобы не допустить кровопролития, чтобы наши дети, внуки и правнуки засыпали и просыпались под мирным небом».
#СвечаПамяти26#ДеньПамятиИСкорби26#ВспомнимВсехПоименно#Журавльпамяти26#ГероическаяповеркаИюнь41#ЯЖивуНаУлицеГероя#цифроваякультура#библиотекиандроповскогорайона#султанскийбиблиотечныйфилиал#андропов
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев