Практика Ваджрапани связана не только с нагами, но и с восемью классами в целом, к которым принадлежат все могущественные существа вселенной. Восемь классов <ка-гъе>подразделяются на тридцать или тридцать два подкласса. К тому же существуют не только эти разряды: их столько, сколько разнообразных существ во вселенной. Все эти существа могущественны и причиняют самый разный вред, поэтому многие наши неприятности возникают из-за их воздействий. Все ритуалы, которые мы делаем, чтобы устранить и облегчить эти неприятности, в основе своей связаны с Ваджрапани.
Есть гневное проявление Ваджрапани, которое называется Дрегпа Кундул, то есть усмиритель всех дрегпа. Поэтому практику Ваджрапани можно использовать и в этих целях. Одна из главных разновидностей дрегпа — это класс нагов.
В древней традиции бон вся вселенная подразделяется на три уровня: уровень божеств, уровень существ ньен и уровень нагов. Эти три уровня можно соотнести с небом, землей и пространством <между ними>, и есть существа, которые повелевают этими тремя уровнями. Наги — это обобщающее название, если же мы захотим составить классификацию нагов, то существуют сотни их разновидностей.
Существа, повелевающие воздушным пространством, называются ньен, что значит «могущественный и свирепый». Они бывают самых разных видов, например, ньен и все те существа, которых мы считаем местными охранителями, мирными или гневными, мужского или женского пола.
Класс ньен доставляет нам множество неприятностей. Входящие в него существа обитают в воздушном пространстве, но считается, что горы и скалы — тоже их сфера, потому что эти места связаны с воздухом.
Можно не замечать всех этих многообразных созданий или не знать об их существовании, и тем не менее, они способны причинять вред не только людям, но и всем обитателям вселенной. Поэтому просветленные взяли обет держать их в подчинении. В сансаре присутствуют кармические проблемы, а если к ним добавятся еще и другие вредные воздействия, нам не удастся очистить карму. Вредные воздействия обусловлены многообразными вторичными причинами.
Бывают вторичные кармические причины, связанные с состоянием человека, а бывают и другие, временные, вызванные влиянием различных существ. Поэтому есть много разных практик. Если мы хотим узнать о разнообразных существах, обитающих во вселенной, о том, как мы навлекаем на себя их воздействия и как их устранить, нужно учиться и углублять знание учений Кагье.
Один из трех главных их разделов называется Мопа трагнгаг и связан с гневными мантрами: со всеми мантрами, с
помощью которых можно управлять этими энергиями. Другой раздел называется Джигтен чото. Джиг значит «мирской» и подразумевает всех мирских существ: дэвов, нагов и прочих существ восьми или тридцати двух классов. Этот раздел предназначен для усмирения всех существ, обитающих в этих мирах.
Раздел Мамо ботйнг посвящен главным образом пониманию и знанию мамо. Вред, который причиняют мамо, — это нечто вроде порчи или проклятья. Есть много тантр и историй, в которых рассказывается, к какому классу существ принадлежат мамо и какой вред они могут причинить. В частности, многие из них входят в последние восемь или девять томов нингмапинского собрания Гьюбум.
Обычно люди не слишком стремятся получить лунг, передачу этих учений. Но я думаю, что в нашу эпоху понимать это особенно важно, потому что постоянно возникает множество затруднений и разнообразные новые болезни. Нам непонятно, почему мы сталкиваемся со всеми этими препятствиями, потому что мы никогда не изучали этот предмет. Однако в древнем Тибете, в существовавшей в Шанг-Шунге традиции бон, люди очень интересовались этими делами. Было много достигших осуществления учителей, которые обладали чрезвычайно глубокими познаниями в этой области, — и не только в Шанг-Шунге, но и в Индии, и в Уддияне. Например, когда Падмасамбхава встретил учителя по имени Ромбугухья, тот оказался большим знатоком этого предмета и занимался соответствующими практиками.
Так что если вы немного углубитесь в эту тему, то обнаружите, что в древности в Индии и Уддияне были большие специалисты в данной области. Но потом Тибет подпал под влияние буддизма, а буддизм основан главным образом на философии и учении о природе ума — может быть, поэтому буддисты пренебрегли этими учениями. Вот почему, хотя в школе нингмапа есть направление Дешег кагъе, в котором имеется много подобных учений и осуществляетея их передача, интереса к этой теме нет, и никто в нее глубоко не вникает.
Вредные воздействия
Возьмем, к примеру, такую болезнь, как рак. В древности, во времена Падмасамбхавы или Ютогпы, великого учителя врачевания, существовала болезнь наподобие рака, но собственно рака не было. В принципе, все болезни связаны со временем и обстоятельствами. Они всегда развиваются и созревают вместе с обстоятельствами. Сегодня налицо много конкретных обстоятельств: загрязнение воздуха, всей атмосферы — это причина возникновения многих новых заболеваний. Кроме того, мы можем навлечь на себя вредные воздействия со стороны многих существ, потому что постоянно тревожим их самыми разными способами. Возможно, мы и не подозреваем, что их беспокоим: ведь мы не знаем, что они существуют и владеют разными местами. Например, путешествуя по некоторым странам, можно заметить, что там срывают горы или вырубают целые леса, или загрязняют воду. Естественно, загрязнение воды вызывает недовольство нагов. Или же, сжигая мусор и пластик, люди загрязняют воздух. Загрязнение воздуха тревожит многие разряды ньен и цен. Если мы их потревожим, они, разумеется, станут тревожить нас. В мире людей считается обычным, когда в ответ на удар дают сдачи. Но все эти существа гораздо свирепее людей, так что можно себе представить, сколько разных бед мы на себя навлекаем. Часто, получая вредные воздействия, мы их не замечаем, потому что они созревают не сразу. Все зависит от обстоятельств: это могут быть климатические условия или другие вторичные причины.
Вторичные причины
Если, например, нам угрожает несчастный случай, он не обязательно произойдет сразу после полученного воздействия: необходимы вторичные причины, например путешествие, транспорт или что-то в этом роде. Все эти обстоятельства связаны со временем, поэтому нам неизвестно, когда они созреют. Чтобы человек получил вредное воздействие, должна быть вторичная причина — слабая жизненная энергия. Чтобы уберечься от таких воздействий, необходимо упорядочивать и укреплять свою энергию. Но, даже не укрепляя энергию, мы можем пребывать в отличном состоянии, и тогда результат вредного воздействия не проявится. Однако это не значит, что таких воздействий не существует. Враждебные существа насылают заклятья на семьи, отдельных людей и целые народы. Если вред или порча направлены на семью, воздействию обычно подвергается самый слабый ее член в самое неблагоприятное для него время.
Бывает, люди падают духом: они делают все, что в их силах, занимаются практикой и в итоге, вместо того чтобы благоденствовать, получают одни неприятности. Тогда они думают, что практика не помогает, а, напротив, вредит. Сама практика ни в коем случае не может принести никакого вреда, но если человек накопил много вторичных причин, то непременно должны созреть очень большие беды. Поэтому, если он делает очистительные практики, это помогает и по-настоящему серьезные беды проявляются более легко. Так что это не плохо и следует понимать, что причин для уныния нет.
Иногда же у человека, который совсем не занимается практикой и не интересуется никакими учениями, все идет прекрасно. Возможно, такой человек удачлив и обладает сильной защитной энергией. Но это не значит, что карма на нем не сказывается: на самом деле это и есть результат кармы. Если человек накопил много очень дурных действий, то, чтобы их результат проявился, должна созреть та малость благой кармы, которая у него есть. Очень возможно, что до какого-то времени у него все будет складываться отлично, но не нужно думать, что это само по себе так уж хорошо. Очень тяжкие дурные последствия могут проявиться позже. Поэтому не стоит ни воспарять, ни падать духом в зависимости от превратностей жизни — уважайте то, что есть, проявляйте понимание и сотрудничайте, чтобы устрашить вредные воздействия и упорядочить свое состояние. Важно знать, какие вредные воздействия нам угрожают.
Болезни
Как правило, мы свято верим в медицину и считаем, что она способна излечить любую болезнь. Возможно, это так и есть, в такой вере нет ничего плохого, только сегодня этого мало. Вероятно, нам удастся решить проблему рака. Может быть, со временем даже будет найдена вакцина от него. Но не успели мы справиться с раком, как появился СПИД. Теперь многие тревожатся по поводу этой болезни, но, конечно, когда-нибудь и эта проблема будет решена: ведь если есть вред, должно быть и избавление от него. Очищением можно избавиться от чего угодно: очень вероятно, что в этом случае проявятся вторичные причины, которые решат исход дела. Но это не значит, что не возникнет новая болезнь.
Сегодня мы не знаем, какая болезнь придет на смену СПИДу. Она еще не проявилась, но я уверен, что уже на нашем веку появится новая болезнь, просто пока о ней еще не известно. И так будет продолжаться не только на нашем веку, но и при жизни следующих поколений. Единственный способ этого избежать — научиться так работать со своим состоянием, чтобы не создавать проблем. Но в нашем мире это невозможно, во-первых, потому, что люди в это не верят, а во-вторых, потому, что очень мало людей, которые в это верят, и такая небольшая горстка людей не может изменить ситуацию в нашем мире. Поэтому решать мировые проблемы нелегко. Но принцип состоит в том, что эволюция начинается с отдельного человека. Каждый человек, который в этом заинтересован, должен постараться понять, а поняв, использовать свое знание й передавать его. Может быть, так мы сможем что-то улучшить.
- Из учения, данного Намкаем Норбу Ринпоче в Меригаре 17 ноября 1991 года
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев