Судогда преображается. Это отмечают и местные жители, и гости города. Надолго задерживаются посетители у живописных барельефов с изображением усадьбы Храповицкого в фойе культурно-досугового центра «Родина», любуются фигурами на «Поляне сказок». Ко всему этому и многому другому приложил руки резчик по дереву, художник Андрей Бугай.
СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА
Я увидела, как работает Андрей, в КДЦ «Родина» два года назад. Остановилась, засмотрелась на знакомые виды усадьбы в Муромцево: главный дом, лодочной павильон, - на то, как трудится мастер. Стала задавать вопросы: как рождается рисунок, что это за техника? Резчик оказался очень интересным, увлечённым человеком с большим опытом работы. Резьбой по художественной штукатурке занимается более десяти лет - увидел её за границей. Но основное направление работы – резьба по дереву. На вопрос: «Почему на панно изображена именно усадьба Храповицкого?» ответил:
- Эскизы обсуждал с главой администрации района Александром Смирновым. Предлагал ему разные варианты. Остановились на мотивах, связанных с усадьбой. О ней знают даже в Москве: в интернете видели, в брошюрах, на экскурсии приезжали. Александр Викторович лично контролирует мою работу. Приезжает часто, наблюдает, замечания делает по существу. К примеру, нарисовал я две утки и маленьких утят на Барском пруду. Александр Викторович запротестовал: «Так не бывает, с утятками только уточка плавает. Селезня с ними быть не должно». Исправил. Мне приятно работать, когда дают полезные советы. Я прислушиваюсь.
Сразу захотелось написать об Андрее - интересном человеке, творческой личности, но он тогда эту идею не поддержал.
ХОЧЕТСЯ РАССТАВИТЬ АКЦЕНТЫ
- Город оформляется. Стало чище на улицах. Уже с утра люди в красивых жилетах что-то собирают, убирают, - начал разговор мой собеседник на этот раз. - Хочется расставить в Судогде красивые акценты, привнести что-то своё. В Германии много таких маленьких городов. Жители гордятся ими, хвалят, приглашают посетить, рассказывают о достопримечательностях. Я неравнодушен к Судогодскому району - этому лесному краю. Здесь, в посёлке Муромцево, живут мои родители.
- Папа, Иван Григорьевич, человек разносторонний, внимательный к людям. Он помнит всех, с кем трудился в совхозе «Пионер», когда был директором. С близких людей спрашивает более строго, чем с остальных. Для него главное не личное, а «сводка рабочего дня». Любит землю, лес. Отец - представитель поколения детей войны. В 1943 году 38 его родственников фашисты сожгли заживо в д. Бобовище Витебской области.
Мама, Галина Игнатьевна, талантливей меня в сто раз. Она работает в разных техниках. Часто советуюсь с ней, прошу сделать эскиз. Мама делает картины из ваты, перьев, кожи, бересты и даже из рыбных костей! Рисует маслом, акварелью, пастелью. Занималась и резьбой по дереву, увлекалась чеканкой. Писала иконы и реставрировала для храма святой мученицы царицы Александры в Муромцеве. Мама может всё. Однажды, когда я был ещё маленьким, в дом пришёл пожилой мастер перекладывать печку. Мама видела, что ему тяжело, и начала помогать. В итоге под руководством печника она её и выложила, да ещё и с плитой. Ей бы сейчас силёнок, она бы такое сделала!
Увлёкся резьбой по дереву Андрей всё же не под влиянием мамы, а глядя на соседа - учителя по трудам в школе. Он раскладывал инструменты, брал липовое полено и вырезал посуду. Мальчик видел результат его труда, и самому тоже так хотелось. Свою первую деревянную ложку будущий мастер вырезал лет в шесть-семь. И вот уже более 50 лет с ножами и стамесками в руках. Он вспоминает:
- Даже в пионерский лагерь я соглашался ехать при условии, что возьму с собой нож. Прятал его в дупле за пределами территории и при возможности им что-то мастерил. Дома на спинке стула вырезал своё имя, как мне казалось, красиво, но родители моё «творчество» не оценили. Мы в детстве старались делать сами и лук, и арбалет, а сейчас мои внуки просят меня об этом. Завидовали тому, у кого получается лучше. Я зависть окрасил бы в розовый цвет: если человек завидует умениям, таланту, тому, что сделал другой своими руками, и сам хочет этому научиться – это здорово!
ГЕОГРАФИЯ ТРУДА
Десять лет трудился Андрей по контракту в Германии. Вспоминает, как в крупнейшем парке развлечений «Европа-парк» бригада мастеров из Владимира, в том числе и он, оформляла «Русскую деревню». Хозяева предлагали назвать улицу в русской части парка «Достоевской», «Чайковской» или «Пушкина», но наши ребята настояли на названии «Владимирская». На фронтоне здания в тематической зоне, посвящённой Греции, делал Андрей фигуры персонажей из греческой мифологии - Одиссея, Пенелопы - в человеческий рост, с полной анатомией…
- Контракты в Германии были серьёзные, но по полгода быть вдалеке от родных, это плохо. В семье нужно присутствовать, воспитывать детей. Надо жить, а не готовиться к жизни, – время проходит быстро. Когда катаешься по заграницам, про тебя забывают на родине и работу уже не предлагают, - рассуждает Андрей.
Он принимал участие в строительстве и реставрации храмов в России и за рубежом. За изготовление иконостаса в храме Святой Троицы в Сходне (микрорайон г. Химки Московской области) в 2004 году митрополит Крутицкий и Коломенский вручил мастеру грамоту «В Благословение за усердные труды во славу Святой Церкви». Работал в Солнечногорске, Мстёре… В нашем районе делал иконостас для храма в честь Амвросия Оптинского в посёлке Головино, расписывал деревянный храм в женской колонии.
- При изготовлении иконостаса много вкладывается труда. Люди видят, что красиво, а кто это сделал, не задумываются. Но это большой труд - на века. Мы, когда работали с сыном, сверху на иконостасе положили записку, что делали его. Может, когда-то кто-то прочитает и вспомнит нас добрым словом. Сын Андрей окончил Свято-Тихоновский православный, гуманитарный университет, отслужил в спецназе ГРУ в Северо-Кавказском военном округе в 22-й бригаде. Сейчас живёт и работает в Москве.
В Судогде Андрей украшал резными скульптурами «Поляну сказок», принимал участие в изготовлении стелы на выезде из города со стороны Лаврова. В планах, поставленных главой администрации района Александром Смирновым, оформлению бетонной плиты за Мемориалом Победы, стелы на въезде со стороны Владимира - уже готов для этого красивый герб Судогды.
- Работаю я здесь благодаря Александру Смирнову, - пояснил мастер. Он прикладывает немало усилий, чтобы Судогда и район были красивыми, узнаваемыми. Александру Викторовичу рассказали обо мне, порекомендовали, представили. Я показал ему свои работы, рассказал о том, что создавал в Германии, и добавил: «Сделаю и здесь не хуже». На что глава администрации района ответил: «Нам не надо «не хуже», нам надо лучше». Вот тогда он и предложил начать с оформления фойе в КДЦ «Родина».
ДЕЛО РУК МАСТЕРА
Мы беседовали с Андреем в его мастерской. Он показал две новые деревянные скульптуры, ожидающие своего выхода. Это грибы размером выше человеческого роста. Они займут свои места на «Поляне сказок» этой весной. Один - с хитро прищуренным взглядом бывалого мужичка…
- Видите, он приставил палец ко рту. Это означает: в лесу не шуметь, не сорить, слушать пение птиц. На шляпке у него улитка - для красоты. Женатый, с колечком на руке. Лицом напоминает чем-то Евгения Леонова. Судогодцы любят грибы собирать. Вот для удачи потрут ему носик – и будет у них полная корзина, - поясняет автор.
А второй гриб - это теремок. Здесь и птички, и зайчик, белочка, мышка-норушка, ёжик, лягушка, петушок. Червячок из шляпки торчит… Сделано всё из сосны. Внизу планируется шестигранная скамеечка, на ней можно будет сидеть.
- В планах - ещё парочка грибов. Они же семьями в лесу растут. Вот и поставим их на «Поляне сказок» с разными выражениями «лиц», - делится планами резчик.
- Это мишка, - мой собеседник подошёл к заготовке, из которой торчали, как пёрышки, маленькие щепочки. - Его начали выпиливать на Дне леса, но до конца не доделали. Заготовка неплохая, но стояла она на улице – и её порвало. Все щели заделаю, всё облагорожу, почищу, доделаю.
На «Поляне сказок» уже стоят скульптуры мастера - три медведя: папа с балалайкой в руках, мама - с крынкой молока и сын - с баночкой судогодского мёда. Все приветливые, улыбчивые. Красуется там и колоритная Баба Яга, у ног которой пристроился кот. Андрей вспоминает, как привезли ему целый лесовоз огромных брёвен. Он даже напугался: из них ведь надо что-то путное сделать! На Бабу Ягу использовал бревно высотой почти два с половиной метра, в обхвате - три. Скульптура далась тяжело.
- Стали бревно заносить - человек восемь нас было - я приложил силу и надорвал спину: накрыло меня на полтора месяца. Потом, я Яге сделал колечко и красивый амулет на шею и как-то по-доброму стал относиться - как к мудрой бабушке. Мы с ней и договорились, всё нормально получилось.
Я советуюсь с Юрием Александровичем Младовым. Вместе учились во Владимирском художественном ремесленном училище №15, теперь рядом работаем. Он предложил, чтобы из метлы Бабы Яги торчала мышка, я так и сделал.
Скульптурная резьба - самый сложный вид резьбы. Она требует от резчика объёмного видения фигуры, сохранения её пропорций. Андрей прекрасно владеет этим искусством. Сначала он рисует эскизы будущих фигур, делает их модели, а потом создаёт задуманное в натуральную величину.
КОРОТКО О РАЗНОМ
- Я ничего не изобретаю, просто наблюдаю за природой, за людьми. Когда еду в автобусе, рассматриваю лица: как морщинки расположены, как двигаются мышцы. Запоминаю и иногда применяю в своих работах. Когда вырезаю, слушаю музыку. Включаю тяжёлый рок и начинаю стучать. Слушаю аудиозаписи книг о Великой Отечественной войне, например, Алеся Адамовича. Рубрику «Чтобы помнили» часто включаю.
Инструмент - залог успешной работы, утверждает резчик. В чехлах на полках большое количество стамесок, киянок. На 70 процентов успех зависит от их качества. Одна стамеска – 70 евро.
Андрей Бугай делал памятные сувениры российским космонавтам, многим известным в стране и в мире людям: политикам, артистам. Например, Шрёдеру, Миттерану, Софи Лорен… Сейчас радует своим творчеством нас - жителей Судогодского района. К любой работе резчик, художник относится творчески. Утверждает: «Мне важно, чтобы профессионал крепкий сказал о моих работах: руки у мастера на месте». Мне кажется, это очевидно.
Людмила КУДРЯВЦЕВА, "Судогда и судогодцы".
Фото автора.