В палаточном «Дельфине»
Скромные черно-белые фотографии напоминают о ярких страницах моей жизни в 1965 году. В том году в г. Бердске Новосибирской области проводилось первенство РСФСР по морскому многоборью, включающему плавание на 400 м., бег на 1500 м., стрельбу из малокалиберной винтовки на 50 м., греблю на 2000 м. и три парусные гонки на ЯЛ-6.
Для меня это были не первые соревнования такого высокого уровня. В 1963 году наша команда Горьковского университета первый раз (но далеко не последний) выиграла первенство России. В личном первенстве я тогда занял четвёртое место.
Закончив университет, я уехал по распределению в г. Свердловск и стал работать в Свердловском отделении Математического института АН СССР. Морские многоборцы Свердловска пригласили меня тренироваться вместе с ними и включили в сборную Свердловска.
В 1964 наша команда, победив на первенстве Уральской зоны сильную команду Челябинской области, заняла высокое второе место на чемпионате России в г. Астрахань, уступив только команде г. Горького.
В 1965 году команда Урала приехала на первенство РСФСР в г. Бердск. Наша свердловская команда была укреплена Николаем Сарманаевым из Челябинска и Александром Медведевым из Первоуральска.
В первый день соревнований в Бердске мы пробежали кросс и начали готовиться к парусным гонкам. И вот тут произошло несчастье. Ставя на воду наш ЯЛ-6, мы зацепили металлическим килем шлюпки и перерезали электрический кабель под высоким напряжением (330 кВ). Кабель был установлен в нарушение правил безопасности работниками водной станции для своих бытовых потребностей, а судейская команда не проверила место проведения соревнования по парусным гонкам.
В воде нас было четверо. От электрошока мы все несколько секунд тряслись, стоя в воде без сознания. С берега закричали: «Ток!». Тогда включилось сознание, и я увидел, что Коля Сарманаев упал и лежит в воде, а Саша Медведев выбегает по воде на берег. Мы с Юрой Щегловым – капитаном команды горьковчан, который помогал нам сбросить ЯЛ на воду, – с трудом подтянулись на руках из воды и перевалились в шлюпку.
Напряжение выключили. Соревнования для нашей команды закончились. Колю Сарманаева в цинковом ящике отправили в Челябинск, а мы вернулись в Свердловск. Сашу Медведева положили в больницу, где он пролежал несколько месяцев. Через несколько лет Саша умер, не дожив даже до 40 лет.
Мне же, как пострадавшему на соревнованиях, наш Морской клуб выделил бесплатную путёвку в лагерь аквалангистов на Чёрном море в г. Алуште. В том лагере тренировались пловцы-подводники сборной СССР, а также по купленным путевкам обучались начинающие аквалангисты. Бесплатная путёвка у меня была всего на две недели, далее я планировал купить себе путёвку уже за свои деньги. Однако планы пришлось корректировать, т.к. в Алуште были запланированы международные соревнования пловцов-подводников. С группой аквалангистов мы перебрались в г. Судак, где Московским горкомитетом ДОСААФ был организован палаточный лагерь «Дельфин» для аквалангистов.
Лагерь размещался на территории новосветского заказника недалеко от Судака, за посёлком Уютное (бывшая Немецкая колония) в урочище Димитраки. Палатки стояли в ложбине между горами, спускающимися к морю.
Сейчас на этом месте построена, точнее сказать, недостроена известная крымская заброшка «Дельфин», которая по проекту напоминала корабль. Стройку не закончили, т.к. много средств потребовалось на постройку объектов к олимпиаде 1980 года.
В маленькой бухте под названием Тихая был небольшой дощатый эллинг, пирс и катер на берегу. В море на бочках стояли два ЯЛ-6, на которых отдыхающие в лагере пловцы-подводники выходили на погружения. Погружались под воду с аквалангом АВМ. На поясе у начинающих был прикреплён 40-метровый фал с поплавком для контроля максимальной глубины погружения. В случае опасности аквалангист подавал сигнал с помощью фала и его вытягивали на поверхность коллеги, страхующие погружение. Кроме двух шлюпок у нас был ещё катер, который нужно было законсервировать на зиму.
Комментарии 17