Комментарий на Евангелие от МАРКА (11 – глава)
Продолжаем комментарий на Евангелие от Марка.
________________________________________
🌿 Марка 11:1–11 — Торжественный въезд в Иерусалим
1 Когда они приблизились к Иерусалиму и подошли к Масличной горе, у селений Виффагия и Вифания, Иисус послал двух Своих учеников
2 С поручением: «Идите в селение, которое перед вами. Как только войдёте в него, сразу найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей ещё не садился; отвяжите его и приведите.
3 Если кто-нибудь скажет вам: “Зачем вы это делаете?” — скажите: “Он нужен Господу, но Он вскоре его возвратит”».
4 Они пошли и нашли молодого осла, привязанного у ворот, снаружи на улице, и отвязали его.
5 Некоторые из стоявших там стали говорить им: «Что вы делаете? Зачем отвязываете ослёнка?»
6 Они ответили, как велел Иисус, — и те позволили им.
7 Привели молодого осла к Иисусу, постелили на него свою верхнюю одежду, и Он сел на него.
8 Многие же стали расстилать на дороге свою одежду, другие срезали ветви с деревьев и стелили их перед Ним.
9 А шедшие впереди и следовавшие за Ним восклицали: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господа!
10 Благословенно грядущее Царство отца нашего Давида! Слава Всевышнему!»
11 Иисус въехал в Иерусалим и вошёл в храм. Так как было уже поздно, Он осмотрел всё вокруг и ушёл с двенадцатью в Вифанию.
________________________________________
📌 Общий обзор
Этот эпизод открывает последнюю неделю земного служения Иисуса. Он представлен как Царь, входящий в город, но царствующий не по земным стандартам. Его «триумфальный» въезд исполнен скромности, пророческого символизма и иронии: Царь мира едет на молодом осле, не как завоеватель, а как смиренный Мессия.
Это первый и единственный раз в Евангелии от Марка, когда Иисус сознательно позволяет Свою мессианскую идентификацию перед публикой.
________________________________________
🔍 Стих за стихом
📍 Стих 1: Виффагия и Вифания
Виффагия и Вифания — деревни рядом с Масличной горой. Близость к Иерусалиму делает эти места перевалочным пунктом для паломников. Вифания была домом Марфы, Марии и Лазаря (Иоан. 11:1), и, вероятно, именно там Иисус останавливался.
📍 Стихи 2–6: Ослёнок (молодой осёл)
Иисус проявляет полный контроль над ситуацией: Он заранее знает, где будет осёл, кто что скажет, и что нужно отвечать. Это подчеркивает Его божественное знание и власть.
Осёл, на которого никто не садился, символизирует животное, предназначенное для священной цели (ср. Чис. 19:2; 1 Цар. 6:7).
Исполнение пророчества Зах. 9:9:
«Ликуй от радости, дщерь Сионова… вот, Царь твой грядёт к тебе… смиренный, сидящий на осле».
Это въезд Царя мира (территория) и мира — не войны.
Фраза «Он надобен Господу» имеет почти литургическое звучание — как будто всё уже предустановлено. Христос выступает как Господь истории.
________________________________________
📍 Стихи 7–8: Царское шествие
Ученики расстилают одежду — это жест почтения (ср. 4 Цар. 9:13, когда так встречали Ииуя как царя).
Ветви и одежда по дороге — народ воспринимает Иисуса как грядущего Мессию, хотя, возможно, с искажённым пониманием: они ждут земного освободителя от Рима, а не Агнца, грядущего на заклание.
________________________________________
📍 Стихи 9–10: Крик «Осанна!»
Слова народа — цитата из Псалма 117:25–26, популярного праздничного псалма, используемого на праздник Кущей и Пасху.
• «Осанна» — буквально «Спаси же!» (от евр. הוֹשִׁיעָה נָּא).
• «Благословен грядущий во имя Господа» — мессианское приветствие.
• «Царство Давида» — ожидание восстановления Израиля.
Но Иисус не оправдает политических надежд народа. Через несколько дней толпа, возможно, та же, будет кричать: «Распни Его!»
________________________________________
📍 Стих 11: Осмотр храма
Этот стих уникален в Евангелии от Марка. Иисус не совершает действия сразу, как в других Евангелиях, а осматривает храм и уходит, потому что уже поздно. Это молчаливый акт суда: храм не выполняет своей функции.
Эта проверка — прелюдия к очищению храма (Марка 11:15–17).
________________________________________
📚 Адвентистская перспектива
Торжественный въезд Иисуса напоминает о следах Божественного пророчества, исполняющихся точно по времени.
«С приближением Иисуса к Иерусалиму Он приготовился к последнему акту Своего служения…» (Эллен Уайт, Желание веков, гл. 63).
Адвентисты видят в этом:
1. Исполнение пророчеств как гарантию надёжности Божьего слова.
2. Небесное царствование Христа, в противовес земным представлениям о силе.
3. Проверку и суд над религиозной системой, которая утратила живую веру (в лице храма).
________________________________________
💬 Вопросы для размышления
1. Признаю ли я Иисуса как Царя, даже если Он не оправдывает мои ожидания?
2. Отдаю ли я Ему то, что «надобно Господу» — как ослёнка, свои ресурсы, время, желания?
3. Готов ли я следовать за Ним в храм, зная, что это ведёт к кресту, а не к триумфу?
4. Как я встречаю Иисуса — с ветвями радости или с сердцем, ждущим земного успеха?
Продолжаем комментарий на Евангелие от Марка.
________________________________________
🌿 Марка 11:12–14, 20–26 — Проклятие смоковницы и урок веры
12 На следующий день, когда они вышли из Вифании, Иисус ощутил голод.
13 Увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, Он направился к ней в надежде найти плоды. Но, подойдя, не нашёл ничего, кроме листьев, хотя время созревания плодов ещё не наступило.
14 Тогда Он сказал ей: «Пусть никто больше никогда не ест от тебя плодов!» Его ученики слышали это.
20 На следующее утро, проходя мимо смоковницы, ученики увидели, что она засохла до корней.
21 Вспомнив случившееся накануне, Пётр сказал Иисусу: «Равви! Смотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла».
22 Иисус ответил им: «Имейте веру в Бога.
23 Истинно говорю вам: если кто скажет этой горе: “Поднимись и ввергнись в море” — и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, — так и произойдёт.
24 Поэтому говорю вам: о чём бы вы ни просили в молитве, верьте, что уже получили это, — и будет вам.
25 И когда стоите на молитве, прощайте тем, на кого держите обиду, чтобы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
26 [Если же вы не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших]».
________________________________________
📌 Общий контекст
Этот отрывок обрамляет очищение храма (Марка 11:15–19), и оба события (смоковница и храм) являются взаимными иллюстрациями. Проклятие смоковницы — символический акт суда над Израилем, прежде всего над его религиозной системой, представленной в храме.
________________________________________
🌳 Смоковница как образ Израиля (11:12–14, 20–21)
📍 Стихи 12–14
• Иисус ощутил голод — человеческое чувство, подчёркивающее Его истинное воплощение.
• Смоковница с листьями предполагала наличие плодов (у смокв листва обычно появляется после первых зачатков плодов).
→ Но плодов не оказалось.
🟤 Несмотря на то, что «время созревания плодов ещё не наступило», то есть полного созревания, дерево с листвой должно было иметь хотя бы незрелые плоды. Автор подчёркивает, что созревания плодов ещё не наступило. Если бы они уже созрели, то можно было бы посчитать, что с дерева урожай уже собрали. Но урожай собран не был, так как время сбора урожая ещё не наступило, и недозревших плодов, на которые Христос рассчитывал, там тоже не было.
📖 Символизм:
• Смоковница = Израиль.
• Листва = религиозные обряды, храм, торжественность, шум.
• Отсутствие плодов = отсутствие истинной праведности, милости, плодов Духа.
👉 Это акт пророческого суда, как в духе пророков Ветхого Завета (см. Иер. 8:13; Ос. 9:10,16; Мих. 7:1).
📍 Стихи 20–21
• Засыхание «до корней» символизирует окончательный суд.
→ Речь не о простом внешнем уроне, а о внутренней погибели.
🔔 Это также предупреждение всем верующим: внешний вид благочестия без настоящего плода — опасен (см. 2 Тим. 3:5).
________________________________________
🙏 Урок о вере и молитве (11:22–26)
📍 Стихи 22–24
• «Имейте веру в Бога» — букв. «Имейте веру от Бога» или «в Бога».
• Гора — образно: то, что кажется непреодолимым (например, храмовая система, символ религиозной гордыни — всё это может быть сдвинуто верой).
👉 Это призыв к живой вере, не в себя, не в систему, а в Бога, Который творит невозможное.
Адвентистская перспектива:
Эта вера — не мистическая сила воли, а доверие Богу, как Авраам, несмотря на невидимое (см. Рим. 4:18–21). Вера соединяет нас с Божьей силой.
📍 Стихи 25–26
Иисус переходит от силы молитвы к её нравственным условиям.
• Прощение другим — ключ к тому, чтобы быть прощённым.
• Иисус делает взаимосвязь вертикального и горизонтального уровней: отношения с Богом невозможны без очищения от вражды с людьми.
📖 Это перекликается с Нагорной проповедью (Матфея 6:14–15):
«Если вы не прощаете, и Отец ваш не простит вам».
🛑 Вера, не соединённая с духом прощения, — ложна. Так же, как смоковница с листьями без плодов — обманчива.
________________________________________
📚 Адвентистская перспектива
Эллен Уайт в книге “Желание веков”, глава 64 («Символ и прообраз»), подчёркивает:
«В смоковнице Иисус увидел символ иудеев… их религия, украшенная обрядами, была лишена истинной благодати».
«Как смоковница засохла от корня, так и вся иудейская система должна была пасть».
Для адвентиста это также образ последнего суда над формальным христианством, которое имеет вид благочестия, но не силу его (см. Откр. 3:1,14–17).
________________________________________
💬 Вопросы для размышления
1. Есть ли в моей жизни листья без плодов — религиозные формы без истинного послушания и плода Духа?
2. Верю ли я в силу Божию, способную двигать «горы» — мои страхи, грехи, зависимости, или я больше надеюсь на системы?
3. Есть ли в моём сердце непростительные обиды? Готов ли я простить, чтобы получить прощение?
4. Какую «смоковницу» осматривает сегодня Христос в моей жизни или церкви?
________________________________________
Продолжаем комментарий к Евангелию от Марка.
________________________________________
🕊️ Марка 11:15–19 — Очищение храма: гнев любви
15 Придя в Иерусалим, Иисус вошёл в храм и начал выгонять продающих и покупающих. Он опрокинул столы менявших деньги и скамьи тех, кто торговал голубями,
16 И не позволял проносить через храм какие-либо вещи.
17 И учил их, говоря: «Не написано ли: “Дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов”? — А вы превратили его в притон разбойников».
18 Услышав это, первосвященники и книжники стали искать способ убить Его, но опасались народа, потому что весь народ изумлялся учению Его.
19 Когда наступил вечер, Иисус с учениками вышел из города.
________________________________________
📌 Контекст
Этот эпизод следует сразу после входа в Иерусалим и проклятия смоковницы (Марка 11:12–14). Всё это — единый сюжет, в котором Иисус публично показывает:
• суд над религиозным лицемерием,
• Его мессианскую власть,
• желание восстановить истинное предназначение храма.
Очищение храма — второе по счёту (первое было в начале служения — Иоанна 2:13–17). Это символическая и пророческая акция.
________________________________________
🧹 Очистительный гнев Мессии (ст. 15–16)
✨ Стих 15
• «Начал выгонять…» — греч. ekballein («изгонять с силой»), то же слово, что используется при изгнании демонов.
• «Менявших деньги» — обменивали иностранную валюту на храмовую для покупки жертв (с наценкой).
• «Торгующих голубями» — жертвенные животные для бедных (Лев. 5:7); то есть даже бедных обирали.
👉 Это не торговля сама по себе, а использование религии как способа наживы, что глубоко оскорбляло замысел Бога.
✋ Стих 16
• Иисус «не позволял проносить через храм какие-либо вещи» — возможно, люди использовали храм как короткий путь через город.
• Это подчёркивает, что почтение к святому месту было утеряно, и Христос возвращает ему святость.
________________________________________
📖 Пророческое слово (ст. 17)
Иисус цитирует два пророческих текста:
• Исаия 56:7: «Дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов».
→ Храм должен был быть местом миссии, открытым для язычников (см. двор язычников), но его превратили в рынок.
• Иеремия 7:11: «Не сделался ли этот дом вертепом (притон, буквально пещера, где прятались разбойники) разбойников в глазах ваших?»
→ Это был призыв к покаянию перед наступающим судом. Там Иеремия пророчествовал разрушение храма, если не изменятся сердца.
📌 Иисус сочетает ви́дение ми́ссии и обличение греха. Это не просто гнев, а ревность о славе Божией и о спасении народов.
________________________________________
⚠️ Реакция власти и народа (ст. 18–19)
❗ Стих 18
• Книжники и первосвященники решили убить Иисуса — Его действия были прямым вызовом их власти и системе доходов.
• Но они боялись народа, потому что народ изумлялся Его учению — греч. exeplessonto, буквально: «были поражены».
👉 Это показывает, насколько пророческое служение Христа имело силу, и как свет и тьма сошлись в смертельной борьбе.
🌅 Стих 19
• «Иисус с учениками вышел из города» — Иисус уходит, оставляя храм позади.
→ Это предвещает уход Божьего присутствия из храма, как в Иезекииля 10–11.
________________________________________
🔎 Адвентистская перспектива
Эллен Уайт в книге «Желание веков», гл. 65 («Притча о бесплодной смоковнице»), пишет:
«Христос знал, что этот акт вызовет у иудейских начальников смертельную вражду. Но Он не мог оставаться безучастным, когда храм, который должен был быть домом молитвы, стал торжищем».
Также она подчёркивает, что:
• Храмовое очищение — прообраз очищения сердца верующего и Церкви перед Вторым пришествием.
• Это часть исследовательского суда, начатого в 1844 году, в котором Христос очищает Свою невесту от всякой неправды.
________________________________________
💬 Вопросы для размышления
1. Превращается ли иногда моя религиозная жизнь в «торжище» — формальность, обрядовость или поиск выгоды?
2. Есть ли в моей жизни «вещи», которые я провожу через «храм» — служение, поклонение — не задумываясь, что это место Божьего присутствия?
3. Какую роль я играю: как Иисус — восстанавливаю чистоту и смысл, или как первосвященники — защищаю удобную систему?
4. Открыт ли я для всех народов, как храм должен был быть? Или ставлю барьеры перед «двором язычников»?
________________________________________
Продолжаем комментарий на Евангелие от Марка.
________________________________________
⚖️ Марка 11:27–33 — Вопрос об авторитете Иисуса
27 Они снова пришли в Иерусалим. Когда Иисус был во дворе храма, к Нему подошли первосвященники, книжники и старейшины
28 И спросили: «Какой властью Ты это делаешь? Кто дал Тебе это право?»
29 Иисус сказал им: «Я тоже задам вам один вопрос. Если вы ответите Мне, тогда и Я скажу вам, какой властью Я это делаю:
30 Крещение Иоанна было от Бога или от людей? Ответьте Мне».
31 Они стали рассуждать между собою: «Если скажем: “От Бога” — Он спросит: “Почему же вы не поверили ему?”
32 А если скажем: “От людей” — то рискуем навлечь ев себя гнев народа, потому что все считали Иоанна пророком».
33 Поэтому они ответили Иисусу: «Не знаем». Тогда Иисус сказал им: «И Я не скажу вам, какой властью Я это делаю».
________________________________________
📌 Общий контекст
Иисус снова входит в храм (ср. ст. 15), на следующий день после очищения храма и проклятия смоковницы. Его действия вызвали сильную напряжённость. Власти религиозного истеблишмента теперь публично бросают Ему вызов, требуя объяснений.
________________________________________
🎯 Столкновение авторитетов (ст. 27–28)
• Кто спрашивает? — «первосвященники, книжники и старейшины» — вместе составляют Синедрион, верховный духовный и юридический совет Израиля.
• Вопрос:
«Какой властью Ты это делаешь? Кто дал Тебе это право?»
Дословно — ἐξουσίᾳ ποίεις ταῦτα; — властью (чьей?) совершаешь Ты эти вещи?
👉 Под «этим» они имели в виду:
• вход в храм как Мессии (11:1–11),
• изгнание торговцев (11:15–17),
• учение в храме (11:17),
• пророческие действия, обличавшие религиозную систему.
⚠️ Они не спорят с фактами, а ставят под сомнение источник Его власти: не имеешь ли Ты самозванную власть?
________________________________________
🤔 Ответ вопросом (ст. 29–30)
Иисус использует раввинский метод ответа встречным вопросом, чтобы вскрыть лицемерие их позиции.
Он спрашивает об источнике крещения Иоанна Крестителя:
• «С неба» — то есть от Бога,
• «От людей» — то есть просто по человеческой инициативе.
👉 Почему это важно? Потому что:
• Иоанн свидетельствовал об Иисусе (см. Марк 1:7–11),
• если они признают Иоанна пророком от Бога, то и Иисус, как Мессия, действует с той же небесной властью.
________________________________________
⚖️ Дилемма лидеров (ст. 31–32)
Религиозные вожди оказываются в ловушке собственного лицемерия:
• Сказать «от Бога» — значит признать, что они отвергли Божье послание и Мессию.
• Сказать «от людей» — значит потерять уважение народа, который почитал Иоанна пророком.
Итак, они выбирают компромисс — «Не знаем». Но это не истинное незнание, а удобная ложь, чтобы сохранить статус-кво.
________________________________________
🔇 Ответ Иисуса (ст. 33)
«И Я не скажу вам, какой властью Я это делаю».
Иисус не отказывается отвечать из-за упрямства, а потому что они не искали истины, а лишь пытались унизить Его публично.
Он не даёт им ответа, потому что они не были готовы принять истину. Тем самым Христос говорит:
«Если вы не в состоянии распознать и принять власть Иоанна, вы не способны понять и Мою».
________________________________________
💡 Богословское значение
• Этот эпизод — начало открытой конфронтации между Иисусом и религиозной элитой в Иерусалиме.
• Христос ставит авторитет не в категориях полномочий, данных людьми, а как происходящий от Бога напрямую.
• Он раскрывает духовную слепоту лидеров, которые больше боятся народа, чем Бога.
👉 Истинный авторитет в Божьих глазах — это не признание системы, а верность Небесному голосу.
________________________________________
🔎 Адвентистская перспектива
В духе адвентистского понимания:
• Этот отрывок можно видеть, как пророческий прообраз последних дней, когда духовная власть будет снова поставлена под сомнение.
• Как Иисус, так и Его народ в последние дни будет действовать по небесной власти, не признаваемой человеческими структурами (см. Откр. 14:6–12).
• Эллен Уайт пишет, что перед Вторым пришествием вновь возникнет конфликт между человеческим авторитетом и Божьим повелением, как это было в дни Христа (Желание веков, гл. 66).
________________________________________
💬 Вопросы для размышления
1. Чей авторитет для меня важнее — человеческий или Божий?
2. Могу ли я признать истину, даже если она ставит под сомнение мой привычный образ мышления?
3. Что я делаю, когда Божий голос звучит через кого-то неожиданного, как через Иоанна?
4. Есть ли в моей жизни сферы, где я, подобно вождям, боюсь признать правду из страха перед людьми?
________________________________________
Пастор Александр Серков
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев