Комментарий на Евангелие от МАРКА (5 – глава)
Продолжаем комментарий на Евангелие от Марка. Ниже — разбор Марка 5:1–20, одного из самых ярких повествований о победе Христа над нечистыми духами. Этот эпизод раскрывает глубину человеческого страдания, силу демонического влияния и великую освобождающую власть Сына Божьего.
________________________________________
👹 МАРКА 5:1–20 — ОСВОБОЖДЕНИЕ ОДЕРЖИМОГО: СИЛА ХРИСТА НАД ЛЕГИОНОМ
1 И они переправились на другой берег моря, в местность герасинцев.
2 Едва Иисус вышел из лодки, как навстречу Ему из гробниц выбежал человек, одержимый нечистым духом.
3 Он жил среди гробниц; и никто не мог его укротить — даже с помощью цепей.
4 Много раз его сковывали кандалами и цепями, но он разрывал цепи и разбивал кандалы, и никто не мог с ним справиться.
5 День и ночь он бродил по горам и гробницам, оглашая окрестности криками и раня себя камнями.
6 Увидев же Иисуса издалека, он прибежал и поклонился Ему,
7 Закричав во весь голос: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю Тебя Богом — не мучь меня!»
8 Он кричал так, потому что Иисус уже повелел нечистому духу: «Выйди из этого человека!»
9 Иисус спросил его: «Как тебя зовут?» Тот ответил: «Легион — потому что нас много».
10 И он стал настоятельно просить Иисуса не изгонять их из этих мест.
11 Неподалёку, на склоне горы, паслось большое стадо свиней.
12 Нечистые духи стали умолять Иисуса, говоря: «Отправь нас в этих свиней, позволь нам войти в них!»
13 Он разрешил им. Нечистые духи, выйдя из человека, вошли в свиней; и всё стадо — около двух тысяч голов — бросилось с крутизны в море и потонуло.
14 Пастухи побежали в город и окрестные селения и рассказали о случившемся. Люди поспешили увидеть всё своими глазами.
15 Подойдя к Иисусу, они увидели бывшего бесноватого — того самого, в котором был легион, — спокойно сидящего, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
16 Очевидцы рассказали им всё, что произошло с одержимым и со свиньями.
17 Тогда местные жители стали просить Иисуса покинуть их земли.
18 Когда Он вошёл в лодку, бывший одержимый стал умолять Его, чтобы взял его с собой.
19 Но Иисус отказал ему, сказав: «Возвращайся домой к своим и расскажи им, что сделал для тебя Господь и как помиловал тебя».
20 Тот пошёл и стал рассказывать по всему Десятиградию о том, что совершил для него Иисус, — и все удивлялись.
________________________________________
🔑 Ключевые темы:
• Реальность духовной борьбы
• Иисус — Победитель над демоническими силами
• Восстановление человеческого достоинства
• Ответ людей на сверхъестественное
• Свидетельство через пережитое освобождение
________________________________________
🪦 5:1–5 — Ужас одержимости
Место действия — «страна Гадаринская» (в некоторых рукописях — Гергесинская, Геcаринская) — языческая область Десятиградия (Декаполиса). Присутствие свиней подтверждает нехристианский, нееврейский контекст.
• Человек живёт в гробницах, среди смерти — буквально и символически. Он изолирован, неуправляем, неузнаваем — тотальное разрушение личности.
• Его мучения — физические (бьётся о камни), эмоциональные (кричит), социальные (никто не может его укротить). Это картина человека, искажённого и уничтоженного грехом и бесами.
🔎 Эллен Уайт пишет, что дьявол стремится не просто к обману, а к полному разрушению образа Божьего в человеке (Желание веков, гл. 35).
________________________________________
👑 5:6–13 — Встреча с Иисусом: власть над легионом
• Парадокс: человек прибежал и поклонился — но голос говорит: не мучь меня! Это двойственность: воля одержимого и воля демонов смешаны.
• Имя «легион» — римская армейская единица (~шесть тысяч солдат), здесь подчеркивается массивная демоническая оккупация личности.
• Демоны просят не изгонять их в «иную область» — они боятся власти Христа и просят пощады!
• Просьба переселиться в свиней — свидетельство, что любое существование без Бога — деградация и гибель. Свиньи бросаются в море (символ хаоса и гибели).
💡 Христос не вступает в диалог — Он действует как Тот, кому принадлежит абсолютная власть над духовным миром (ср. Кол. 2:15: «отнял силы у начальств и властей»).
________________________________________
👔 5:14–17 — Реакция свидетелей: страх и отвержение
Люди видят бывшего одержимого:
• Он спокойно сидит, т. е. в покое.
• Одет — признак восстановления достоинства.
• В здравом уме — ум, очищенный от хаоса.
Но вместо радости — страх и ужас. Люди не готовы принять присутствие Святого, даже если оно принесло освобождение. Они боятся потерь (свиней) и просят Иисуса уйти. Это трагедия приоритета материального над духовным.
🔎 В эсхатологическом ключе это предостережение: в последнее время мир будет отвергать истину не из-за её ложности, а из-за неудобства и вызова привычному укладу.
________________________________________
📣 5:18–20 — Миссия восстановленного
Одержимый просит быть с Иисусом — естественное желание спасённого. Но Иисус посылает его обратно:
• «Возвращайся домой к своим» — миссия начинается с ближних.
• «Расскажи, что сделал для тебя Господь» — свидетельство от опыта.
• Он становится первым языческим миссионером! Его проповедь распространяется в Десятиградии.
📌 Это подрывает еврейское ожидание, что только Израиль — носитель откровения. Спасение, милость и миссия — для всех народов.
________________________________________
❓Вопросы для размышления:
1. Что эта история говорит о природе зла и его разрушительной силе?
2. Узнаю́ ли я в этом человеке черты собственной борьбы, изоляции, разрушения?
3. Признаю ли я власть Иисуса не только над злыми силами, но и над моей волей?
4. Готов ли я быть свидетелем освобождения, которое дал мне Бог — даже если Он не зовёт меня «в лодку», а посылает «к своим»?
________________________________________
Следующий отрывок: Марка 5:21–43 — 💉 Исцеление двух женщин: прикосновение веры и воскресение надежды.
Продолжаем комментарий на Евангелие от Марка. В отрывке Марка 5:21–43 встречаются два чудесных повествования — исцеление женщины, страдавшей от кровотечения, и воскрешение дочери Иаира. Этот «включённый рассказ» (инклюзия) подчёркивает мощь веры, силу прикосновения к Иисусу и Его власть над смертью.
________________________________________
💉💔 МАРКА 5:21–43 — ПРИКОСНОВЕНИЕ ВЕРЫ И ПОБЕДА НАД СМЕРТЬЮ
21 Когда Иисус снова переправился в лодке на другой берег, вокруг Него собралось множество народа.
22 Один из начальников синагоги по имени Иаир, увидев Иисуса, подошёл к Нему,
23 Пал к Его ногам и стал умолять: «Дочь моя при смерти. Прошу Тебя, приди и возложи на неё руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.
24 Иисус пошёл, а за Ним следовало множество народа, и теснили Его со всех сторон.
25 Среди этих людей была женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет,
26 Она много потерпела от разных врачей, потратила все свои сбережения, но вместо улучшения ей становилось только хуже.
27 Услышав об Иисусе, она пробралась к Нему сквозь толпу и прикоснулась к Его одежде.
28 Она думала: «Если прикоснусь хотя бы к краю Его одежды, то выздоровею».
29 И сразу же кровотечение прекратилось, она ощутила всем своим телом, что исцелилась от своей болезни.
30 В это же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился к народу и спросил: «Кто прикоснулся к Моей одежде?»
31 Удивлённые ученики сказали Ему: Ты же видишь, что народ теснит Тебя — и спрашиваешь, кто к Тебе прикоснулся?»
32 Но Иисус продолжал искать взглядом того человека.
33 Женщина, понимая, что произошло, дрожа от страха, упала перед Ним на колени и во всём призналась.
34 Иисус сказал ей: «Дочь, вера твоя спасла тебя. Иди с миром и будь здорова».
35 Когда Он ещё говорил это, пришли люди от начальника синагоги и сообщили: «Твоя дочь умерла; не утруждай больше Учителя».
36 Но Иисус, услышав это, сказал Иаиру: «Не бойся, только проявляй веру!»
37 Он не позволил никому идти с Ним, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.
38 Когда они пришли в дом начальника синагоги, там царил переполох — все громко плакали и причитали.
39 Войдя, Иисус сказал: «К чему этот шум и плач? Девочка не умерла — она спит».
40 Люди стали смеяться над Ним. Тогда Он велел всем выйти, а Сам взял с Собой отца и мать девочки и бывших с Ним трёх учеников, и вошёл в комнату, где она лежала.
41 Взяв девочку за руку, Он сказал: «Талифа, куми», что значит: «Девочка, встань».
42 Двенадцатилетняя девочка сразу же встала и начала ходить. Видя это, все пришли в неописуемую радость.
43 Иисус строго приказал им никому не рассказывать о случившемся и велел дать девочке поесть.
________________________________________
🔑 Ключевые темы:
• Вера как внутреннее прикосновение
• Иисус — Целитель, Который знает каждого лично
• Женщина и девочка — символы народа Божьего
• Победа над смертью
• Противопоставление страха и веры
________________________________________
👨👧 5:21–24 — Иаир приходит ко Христу
Иаир — один из начальников синагоги, уважаемый человек. Он просит не за себя, а за свою дочь — это показывает отцовскую любовь, смиренную перед Христом. Он не боится общественного мнения — хотя религиозные лидеры были враждебны к Иисусу.
• Просьба: возложи на неё руки — Иаир верит, что касание Христа даёт жизнь.
• Иисус отвечает не словом, а действием — Он идёт с ним. Это путь божественной отзывчивости.
________________________________________
🩸 5:25–34 — Женщина с кровотечением: прикосновение веры
Эта женщина:
• Больна двенадцать лет — столько же, сколько лет дочери Иаира.
• По Закону (Лев. 15:25–27), она ритуально нечиста, не может участвовать в общественной или религиозной жизни.
• Она потеряла всё — здоровье, деньги, надежду.
📍 Но, несмотря на страх, она решается на отчаянный шаг — прикоснуться к Иисусу в толпе, пусть и тайно.
Иисус ощущает, что из Него «вышла сила» — здесь подчёркивается личный характер исцеления. Это не магия, а ответ на живую веру.
• Он не осуждает, а обращается к ней с нежностью: «Дочь!» — она однажды была отвержена, а теперь названа дочерью Божьей.
• «Вера твоя спасла тебя» — греч. σέσωκεν σε (sésōken se) — не просто исцелила, но спасла, как целостное восстановление.
✍️ Эллен Уайт пишет: «Прикосновение веры — это доверие, с которым душа взывает ко Христу о помощи» (Желание веков, гл. 36).
________________________________________
☠️ 5:35–43 — Воскрешение дочери Иаира: власть над смертью
Пока женщина получает исцеление, приходит трагическое известие: «дочь твоя умерла». Но Иисус тут же произносит ключевые слова:
«Не бойся, только проявляй веру» (стих 36). Это вызов против страха, самый частый Божий призыв в Писании.
Он допускает к воскрешению только ближайших учеников и родителей — это интимное, не публичное чудо.
• «Она не умерла, но спит» — для Бога смерть — не конец. Христос называет смерть сном (Иоан. 11:11–14; 1 Фес. 4:13). Это как файлы, удалённые в компьютере в корзину. Они удалены, но их можно восстановить.
• Выражение «Талифа куми» фактически арамейское, оно подчёркивает подлинность воспоминания, достоверность события.
• Он берёт за руку — касание, запрещённое в случае с мёртвым, становится прикосновением жизни.
Он просит дать ей поесть — знак того, что она не призрак, не дух, а настоящая воскресшая девочка.
________________________________________
🔄 Структурное отражение: две дочери, двенадцать лет
Женщина Девочка
Болезнь — 12 лет Возраст — 12 лет
Безымянная Хотя имя начальника синагоги известно, но имя его дочери не известно тоже
Тайное прикосновение Открытое прикосновение Христа
Очищение от болезни Победа над смертью
«Дочь!» — от Иисуса Дочь начальника синагоги
Иисус выявляет её Иисус скрывает чудо
Таким образом, обе истории демонстрируют:
• Принятие и восстановление женской личности
• Жизнь, возвращённую через прикосновение
• Исцеление и воскресение, доступные по вере
________________________________________
❓Вопросы для размышления:
1. Готов ли я доверять Иисусу в безнадёжной ситуации, как женщина и Иаир?
2. Какой страх мешает моей вере: страх болезни, смерти, мнения окружающих?
3. Могу ли я вспомнить «прикосновение веры» в своей жизни?
4. Готов ли я свидетельствовать об исцелении души так же, как Христос этого ожидает?
________________________________________
Пастор Александр Серков
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев