Комментарий на книгу «ПОСЛАНИЕ КОЛОССЯНАМ» (4 глава)
Продолжаем комментарий к Колоссянам 4:1–6 — заключительной части наставлений Павла о христианском поведении, переходящей от внутрисемейных отношений к молитве, свидетельству и мудрому отношению к внешнему миру.
________________________________________
📖 Колоссянам 4:1–6
1 Хозяева, обращайтесь со своими слугами справедливо и честно, помня, что и у вас есть Господь на небесах.
2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуйте в ней и не забывайте благодарить Бога.
3 Молитесь и о нас, чтобы Бог открыл нам возможность возвещать слово, и мы могли раскрывать тайну Христа, за которую я теперь в узах.
4 Молитесь, чтобы я провозглашал её ясно, как должен.
5 В общении с неверующими будьте рассудительны и дорожите временем.
6 Пусть ваша речь будет всегда благодатной, исполненной доброты, чтобы вы знали, как ответить каждому.
________________________________________
🔍 Подробный богословский комментарий
🔹 Стих 1: Хозяева и слуги
«Хозяева, обращайтесь со слугами справедливо и честно…»
Павел продолжает тему взаимоотношений, начатую в главе 3, обращаясь теперь к хозяевам (у которых были слуги). Его наставление радикально отличается от господствующих норм античного мира. Он напоминает, что власть — это ответственность, а не право на произвол. Бог — высший Господь, и все люди пред Ним равны.
📚 Адвентистский комментарий:
«Павел закладывает духовные основания для упразднения рабства: господин обязан помнить, что он сам — раб Христа и должен поступать справедливо».
📚 Эллен Уайт:
«Никто не вправе деспотически распоряжаться другим человеком. Служение и руководство — это не подавление, а сотрудничество и ответственность» (Служение исцеления, с. 226–227).
________________________________________
🔹 Стихи 2–4: Молитвенная жизнь и миссия
«Будьте постоянны в молитве, бодрствуйте в ней и не забывайте благодарить Бога»
Павел подчёркивает важность постоянной, внимательной и благодарной молитвы. Это — не формальное упражнение, а активное участие в Божьей работе. Бодрствовать — значит быть духовно внимательным, различать Божью волю в ежедневных обстоятельствах.
«Молитесь… чтобы Бог открыл возможность для возвещения слова»
Даже находясь в узах, Павел не просит молиться за своё освобождение, а за возможность благовествовать. Он называет весть о Христе тайной (греч. μυστήριον), ранее сокрытой, но теперь открытой через Евангелие.
📚 Комментарий адвентистов:
«Для Павла проповедь Евангелия важнее личного благополучия. Он видит в страданиях возможность свидетельствовать с ещё большей силой».
📚 Эллен Уайт:
«Сердце, устремлённое к Богу в постоянной молитве, будет готово увидеть благоприятные случаи для свидетельства. Когда молитва становится дыханием души — тогда начинается истинное служение» (Путь ко Христу, с. 94–95).
________________________________________
🔹 Стихи 5–6: Мудрое свидетельство
«В общении с неверующими будьте рассудительны…»
«Павел призывает к тактичности, благоразумию, уважению в общении с окружающим миром. «Используя благоприятное время» — буквально: «искупая время» (греч. ἐξαγοραζόμενοι τὸν καιρόν), то есть воспользуйтесь каждым моментом.
«Пусть ваша речь будет всегда благодатной, исполненной доброты…»
Это один из ярчайших образов в Послании:
• Благодать в речи означает доброту, вежливость, уважение, способность к вдохновению.
📚 Комментарий:
«Не холодное доктринальное наставление, а тёплая, живая, обогащённая благодатью речь — вот что привлекает души ко Христу».
📚 Эллен Уайт:
«Бог призывает нас быть мудрыми и нежными в свидетельстве. Резкая, упрямая, навязчивая речь может закрыть сердца. Но слова, исходящие от Христа, — мягкие, глубокие и действенные» (Христианское служение, с. 118).
________________________________________
✍️ Выводы и богословские акценты
1. Всякая власть — перед лицом Бога. Христианин не может быть деспотом.
2. Молитва — духовное бодрствование, ключ к открытым возможностям возвещения Евангелия.
3. Миссия — даже в узах: Павел — пример преданности несмотря на обстоятельства.
4. Свидетельство требует мудрости и языка, исполненного благодати. Истинная Евангелизация — это не давление, а вдохновлённая, внимательная коммуникация.
________________________________________
🤔 Вопросы для размышления
• Как я использую каждую возможность для доброго свидетельства?
• Слышат ли окружающие в моей речи благодать и доброжелательность»?
• Постоянна ли моя молитвенная жизнь, и за что я чаще всего молюсь?
• Помню ли я, что над каждой моей властью стоит Бог?
________________________________________
Продолжаем комментарий к заключительной части Послания апостола Павла к Колоссянам — Колоссянам 4:7–18. Несмотря на обилие имён и приветов, в этом отрывке содержатся важные богословские и духовные истины о христианском служении, общении, роли мирян и миссионерстве.
________________________________________
📖 Колоссянам 4:7–18
7 О моих делах расскажет вам Тихик, наш дорогой брат, верный служитель и сотрудник в Господе.
8 Я специально посылаю его к вам, чтобы он поделился нашими новостями и ободрил ваши сердца.
9 Вместе с ним придёт Онисим, наш верный и любимый брат, ваш земляк. Они подробно расскажут вам обо всём, что здесь происходит.
10 Передают вам приветствия: Аристарх, который сейчас разделяет со мной заключение; Марк, двоюродный брат Варнавы (вы получили мою просьбу радушно принять его, если он к вам придёт);
11 И Иисус, по прозвищу Иуст. Эти трое — Аристарх, Марк и Иуст — единственные из обрезанных, кто трудится со мной ради Царства Божьего. Они действительно были для меня большой поддержкой.
12 Эпафрас, ваш собрат и служитель Иисуса Христа, также шлёт вам приветствие. Он постоянно молится о вас, чтобы вы возрастали в вере и ясно понимали Божью волю.
13 Я сам свидетельствую, как усердно он трудится для вас и для верующих в Лаодикии и Иераполе.
14 Вам передают приветствия наш дорогой врач Лука и Димас.
15 Передавайте мои приветствия братьям в Лаодикии, а также Нимфану и общине, которая собирается в его доме.
16 После того, как это письмо прочитают у вас, позаботьтесь, чтобы его прочитали и в Лаодикийской общине, а вы в свою очередь прочитайте послание, направленное к ним.
17 Передайте Архиппу, чтобы он не забывал о служении, которое он принял от Господа, и исполнял его с усердием.
18 Это личное приветствие от меня, Павла. Я пишу это собственноручно. Помните о моих узах. Благодать да пребудет с вами.
________________________________________
🔍 Подробный богословский комментарий
🔹 Стихи 7–9: Сотрудники апостола
Тихик и Онисим — два христианина, посланные Павлом как его доверенные представители. Тихик — его близкий помощник, часто упоминаемый (см. Еф. 6:21; 2 Тим. 4:12; Тит. 3:12). Он — не просто «почтальон», но утешитель и духовный наставник.
Онисим — бывший раб, обращённый в веру, о котором Павел пишет в Послании к Филимону. Здесь он уже не просто беглый раб, но «верный и возлюбленный брат», пример Божьего восстановления и новой идентичности во Христе.
📚 Эллен Уайт:
«Во Христе нет ни рабов, ни господ, все — братья. Принятие Евангелия разрушает человеческие иерархии» (Деяния апостолов, с. 461–462).
________________________________________
🔹 Стихи 10–11: Иудейские сотрудники
Аристарх, Марк и Иисус Иуст — иудеи, принявшие Христа. Важно, что Павел подчёркивает их участие в Царстве Божьем и говорит, что «они были для меня большой поддержкой». Это особенно важно, так как Павел страдал не только от язычников, но и от непринявших Христа иудеев.
Марк — двоюродный брат Варнавы («племянник» син. пер.), ранее поссорившийся с Павлом (см. Деян. 15:37–39), но теперь вновь в числе его соработников. Это говорит о примирении и восстановлении служения, что особенно важно для церковной жизни.
📚 Адвентистский комментарий:
«История Марка — пример того, как Бог может использовать даже тех, кто однажды подвёл. Благодать даёт второй шанс».
________________________________________
🔹 Стихи 12–13: Епафрас — молитвенный труженик
Епафрас — колоссянин, основатель или важный лидер церкви (см. Кол. 1:7), изображён здесь как пример ходатайственной молитвы. Павел хвалит его за то, что он «постоянно молится» (греч. ἀγωνιζόμενος, буквально: борется, сражается в молитвах.
Он молится не просто о здоровье или благополучии, а о духовной зрелости верующих: «чтобы вы возрастали в вере и ясно понимали волю Божью».
📚 Эллен Уайт:
«Епафрас показал, каким должно быть служение пастыря: не только проповедь, но постоянное духовное борение за души» (Свидетельства для церкви, т. 6, с. 456).
________________________________________
🔹 Стихи 14–15: Лука и другие
Лука, «врач возлюбленный», — автор Евангелия и Деяний. Его упоминание вместе с Димасом — краткое, но многозначительное. Позже, в 2 Тим. 4:10, Павел скажет: «Димас оставил меня, возлюбив нынешний век». Здесь же он ещё рядом, что показывает: духовная стабильность требует постоянного бодрствования.
Нимфан (или, по некоторым рукописям, «Нимфа») — хозяин домашней церкви. Это подчеркивает, что церковная жизнь тогда часто происходила в домах, а не в специальных зданиях.
________________________________________
🔹 Стихи 16–17: Обмен письмами и служение Архиппа
Павел указывает, чтобы письмо было прочитано и передано в Лаодикию, а также чтобы колоссяне прочли письмо оттуда. Это свидетельствует:
1. Об организованной сети общения между церквами.
2. О значении посланий как наставления не только для одной общины.
Архипп, возможно, сын Филимона (ср. Флм. 1:2), получает личное наставление: «Не забывай о служении…» — Павел призывает к вниманию, верности и исполнению Божьего поручения.
________________________________________
🔹 Стих 18: Завершающее благословение
Павел собственноручно подписывает письмо (скорее всего, основную часть писал секретарь), чтобы удостоверить его подлинность. И снова — «помните о моих узах», не как жалобу, а как напоминание о цене служения Христу.
📚 Эллен Уайт:
«Павел, даже в узах, продолжал вдохновлять и направлять церковь. Его письмо — не голос побеждённого, а победителя во Христе» (Деяния апостолов, с. 484–485).
________________________________________
✍️ Выводы и богословские акценты
1. Миссия — это командное дело. Павел окружён служителями разного происхождения и духовного пути.
2. Молитва — важнейшее служение. Епафрас — пример того, как молиться «борясь» за других.
3. Восстановление возможно. Истории Марка и Димаса напоминают о подъемах и падениях в жизни верующего.
4. Домашние церкви — реальность раннего христианства. Простые дома становились центрами Евангелия.
5. Пасторское наставление актуально и лично. Архиппу напоминается о его ответственности.
6. Память об узах — напоминание о цене верности. Служение — это жертва.
________________________________________
🤔 Вопросы для размышления
• Есть ли у меня друзья и сотрудники в деле Божьем, как у Павла?
• Как я поддерживаю других: в молитве, слове, делах?
• Что бы Павел сказал мне, как он сказал Архиппу: «не забывай о служении» — к какому служению я призван?
• Могут ли мои слова и молитвы быть «отрадой и утешением» для других, как сотрудники Павла были для него?
________________________________________
Пастор Александр Серков
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев