Комментарий на ПОСЛАНИЕ КОЛОССЯНАМ (Введение и первая глава)
📘 Введение в Послание к Колоссянам
1. Авторство и адресаты
Автор — апостол Павел, совместно с Тимофеем (Кол. 1:1). Хотя Павел, вероятно, лично не бывал в Колоссах (Кол. 2:1), он с пастырской заботой обращается к церкви, которую, по-видимому, основал его сотрудник Епафрас (Кол. 1:7–8; 4:12–13).
Колоссы находились во Фригии, в долине реки Лик, рядом с городами Лаодикия и Иераполь (Кол. 4:13, 16). Эти церкви были тесно связаны, и Павел призывает колоссян обмениваться посланиями с Лаодикией. Это имеет особое значение для адвентистов, учитывая, что Лаодикия является символом последней фазы христианской церкви в книге Откровение (Откр. 3:14–22).
Павел пишет в тюрьме (Кол. 4:3, 10, 18), предположительно в Риме (около 60–62 гг. н.э.).
________________________________________
2. Цель написания
Цель послания — предупредить церковь о лжеучениях, подрывающих центральную истину Евангелия — всеобъемлющее господство Христа как Творца, Искупителя и Главы Церкви.
Павел отвечает на синкретическое заблуждение, соединявшее:
• иудейские требования (обрезание, диетические постановления, календарные субботы — ср. Кол. 2:16),
• элементы гностицизма (особая «высшая» мудрость, почитание ангелов, Кол. 2:8, 18),
• аскетизм и телесное самоуничижение (Кол. 2:20–23).
Поэтому основная тема послания — достаточность Христа: «Потому что в Нём, воплощённом Христе, обитает вся полнота Божества» (Кол. 2:9). Только через Него возможно полное искупление, освящение и победа.
________________________________________
3. Основные темы послания
1. 🕊 Христология
Послание содержит один из величайших христологических гимнов Нового Завета (Кол. 1:15–20). Христос представлен:
• Образом невидимого Бога,
• Творцом всего видимого и невидимого,
• Главой Церкви,
• Началом нового творения,
• Примирителем через крестную кровь.
📖 «Христос — Тот, Кто соединяет Бога и человека; Он — лестница, которую видел Иаков... В Нем Бог сошёл к человеку, а человек может быть вознесён к Богу»
— Э. Уайт, «Желание веков», гл. 2
2. 📜 Закон и благодать
Адвентистская интерпретация Кол. 2:14–17 подчёркивает, что речь идет не о десятисловном законе, а о церемониальных постановлениях, указывавших на Христа. Павел не отменяет субботу — памятник Творения (Быт. 2:1–3; Исх. 20:8–11) — но говорит о тенях грядущего, связанных с жертвенной системой.
🕊 «Суббота была учреждена в Эдеме, и её святость утверждена на Синае. Она остаётся вечным знамением между Богом и Его народом»
— Э. Уайт, «Великая борьба», гл. 25
3. ⚔ Великая борьба
Христос «лишил силы правителей и властей духовного мира, выставив их на всеобщее позорное обозрение, восторжествовав над ними в Своей победе на кресте» (Кол. 2:15). Это отголосок темы великой борьбы — конфликта между Христом и сатаной.
4. 🔁 Преображённая жизнь
Господство Христа влияет не только на богословие, но и на этику. Павел призывает жить «достойно Господа» (Кол. 1:10), «отвергнуть плотские дела» (Кол. 3:5–9) и «облечься в новую личность» (Кол. 3:10–14). Особое внимание он уделяет семье, браку, отношениям между господами и рабами.
________________________________________
4. Адвентистский подход к интерпретации
Адвентисты понимают это послание сквозь призму плана спасения, небесного святилища, и окончательной победы Христа. Особое внимание уделяется:
• вестям к Лаодикии (Откр. 3) — близкой к Колоссам,
• теме «зрелости во Христе» (Кол. 1:28) — как подготовке к пришествию,
• важности соблюдения истинных Божьих заповедей (Кол. 2:16 — различение между субботой Творца и календарными субботами).
🕊 «Каждый текст следует рассматривать в свете всего Писания. Один отрывок — ключ к другому. Кто будет исследовать Писание с молитвой и искренностью, тому будет открыт путь истины»
— Э. Уайт, «Советы по изучению Библии»
________________________________________
5. Структура послания
Раздел Стихи Темы
Приветствие и благодарение 1:1–14 Павел молится о духовной зрелости
Превосходство Христа 1:15–23 Христос как Творец и Глава
Служение Павла 1:24–2:5 Тайна — Христос в вас
Предостережение против лжеучений 2:6–23 Опасность философии, иудаизма, мистицизма
Жизнь во Христе 3:1–4:6 Преображённая жизнь, христианская этика
Заключение 4:7–18 Приветствия, поручения, наставления
________________________________________
Комментарий на 1 главу послания Колоссянам
🔍 Стих 1. «Павел, по воле Божьей апостол Иисуса Христа, и брат наш Тимофей —»
📌 «Павел, апостол Иисуса Христа…»
Слово апостол (греч. ἀπόστολος) означает «посланник», «представитель». Павел начинает послание, подчёркивая не свою власть, но своё призвание от Бога. Это особенно важно в свете того, что он не был среди двенадцати, но стал апостолом через особое откровение (см. Деян. 9:15–16; Гал. 1:1, 11–12).
📖 «Павел не искал авторитета у людей… Он знал, что был избран Богом для выполнения определённой работы»
— Э. Уайт, «Деяния апостолов», с. 360
Это утверждение апостольства не ради саморекламы, а для утверждения авторитета евангельской вести в условиях борьбы с лжеучениями (ср. Кол. 2:8).
📌 «по воле Божьей»
Павел подчёркивает, что его апостольство не продукт человеческих амбиций, но выражение суверенной воли Бога. Это противостоит гностическим учениям, утверждавшим, что спасение достигается особым знанием и усилием.
Для адвентиста важно видеть, что призвание к служению и вера — это ответ на Божью инициативу, а не человеческое достижение.
📌 «и брат наш Тимофей»
Павел нередко включает своих сотрудников в приветствие (ср. Флп. 1:1; 1 Фесс. 1:1). Хотя послание исходит от Павла, упоминание Тимофея указывает на коллективность миссии, дух сотрудничества.
Тимофей — молодой сотрудник Павла, получивший «наставление в Писании с детства» (2 Тим. 3:15). Он символизирует передачу веры от поколения к поколению.
________________________________________
🔍 Стих 2. «Святым и верным братьям во Христе, находящимся в Колоссах. Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего».
📌 «находящимся в Колоссах»
Колоссы — сравнительно небольшой город во Фригии, утративший прежнее значение. Но Бог проявляет особое внимание даже к таким «незаметным» церквам. Это подтверждает мысль: Бог заботится о каждом собрании верных, независимо от его величины или известности.
🕊 «Христос знает тех, кто принадлежит Ему, даже если они живут в отдалённом, неприметном месте…»
— Э. Уайт, «Служение исцеления», гл. 30
📌 «Святым и верным братьям во Христе»
Святые — (греч. ἁγίοις – агиос) — не в смысле безгрешных, а отделённых для Бога. Каждому верующему, призванному Христом, присваивается этот статус (см. 1 Кор. 1:2).
Верные — (греч. πιστοῖς – пистос) — не только в вере, но и в стойкости. В условиях растущего заблуждения Павел особо подчеркивает преданность истине. Святость и верность — два измерения подлинной духовности.
Это выражение напоминает адвентистам, что быть остатком — значит быть верным истине, несмотря на давление от окружающих традиций, философий и даже религиозных систем.
📌 «во Христе»
Эта фраза является ключом к идентичности верующего. Всё послание Колоссянам направлено на раскрытие истинного положения христианина — не в философии, не в обрядах, но во Христе. Эта фраза встречается в Посланиях Павла более 160 раз и подчеркивает духовное единение с Господом.
📖 «Живя верой во Христа, душа соединяется с Ним… такая жизнь — жизнь силы и света»
— Э. Уайт, «Желание веков», гл. 73
📌 «Благодать вам и мир»
Это не просто вежливое приветствие, но богословское утверждение.
Благодать (греч. χάρις – харис) — дар Божьей любви, незаслуженное спасение.
Мир (греч. εἰρήνη – еирэнэ) — результат примирения с Богом через жертву Христа (см. Кол. 1:20).
Павел соединяет греческое (благодать) и еврейское (мир, «шалом») приветствие, показывая, что Евангелие объединяет все народы.
📖 «Истинный мир возможен только через праведность. Это мир, который приходит от познания воли Божьей и повиновения ей»
— Э. Уайт, «Путь ко Христу», гл. 5
📌 «от Бога, Отца нашего»
Источник благодати и мира — не человек, не церковь, не закон — но Бог.
________________________________________
✨ Применение для адвентиста
1. Покорность воле Божьей — призвание не зависит от человеческих амбиций.
2. Истинное достоинство — не в размерах церкви, а в верности истине.
3. Жизнь во Христе — это основа спасения и освящения.
4. Благодать и мир — не эмоциональное состояние, а результат пребывания в истине.
5. Служение в единстве — как у Павла и Тимофея, в духе миссии и наставничества.
________________________________________
📖 Колоссянам 1:3–8
🔹 Стих 3:
«Мы всегда благодарим Бога, Отца Господа нашего Иисуса Христа, молясь за вас»
💬 Комментарий:
Апостол начинает с благодарственной молитвы. Он не упрекает, не наставляет, а сначала благодарит, что подчёркивает дух любви и пасторской заботы. Хотя Павел лично не основал церковь в Колоссах, он проявляет глубокую заинтересованность в её духовном состоянии (см. Кол. 2:1).
“благодарим” (греч. εὐχαριστοῦμεν – еухаристео) — от этого же корня происходит слово евхаристия, указывая на дух поклонения. Молитва — не формальность, а живая благодарность за работу Бога в сердцах верующих.
📖 «Всякая истинная молитва начинается с признания и благодарения за Божью благость»
— Э. Уайт, «Наглядные уроки Христа», с. 145
________________________________________
🔹 Стих 4:
«Потому что слышали о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым»
💬 Комментарий:
«Слышали» — Павел получил сведения через Эпафраса (ст. 7). Эти две добродетели — вера и любовь — основа христианского опыта:
• Вера во Христа — начало спасения (см. Рим. 5:1)
• Любовь ко всем святым — плод спасения (см. Гал. 5:6; 1 Ин. 3:14)
Здесь подчёркивается не просто теоретическое исповедание, а живая, действенная вера. Настоящая вера во Христа проявляется в неизбирательной любви к святым, вне зависимости от расы, национальности или положения.
📖 «Человеческая любовь может быть пристрастной, но Христова любовь включает всех, кто принадлежит Ему»
— Э. Уайт, «Ревью энд Геральд», 26 июля 1892 г.
________________________________________
🔹 Стих 5:
«Эта любовь рождается из надежды на то, что уготовано нам на небесах. О ней вы узнали, услышав слово истины — Добрую Весть»
💬 Комментарий:
Здесь появляется третья добродетель — надежда. Вместе с верой и любовью она формирует духовное триединство (см. 1 Кор. 13:13; 1 Фесс. 1:3).
Надежда у христиан не на земные улучшения, а на небесное наследие (см. 1 Пет. 1:3–4). В условиях обмана гностиков, обещавших “высшее знание”, Павел направляет внимание к истинному и верному обетованию Христа.
📖 «Христос есть надежда на вечную жизнь. Без Него всё — только прах и тлен»
— Э. Уайт, «Наглядные уроки Христа», гл. 3
«Услышав слово истины — Добрую Весть» — подчёркивает, что не всякая «весть», а «Добрая весть» — Евангелие. Павел борется с ересями, и утверждает: подлинная весть — та, которая утверждена во Христе, приводит к освящению и взору на вечное.
________________________________________
🔹 Стих 6:
«Которая приносит плод по всему миру, как и среди вас с того дня, как вы услышали и познали благодать Божью в её истинном значении»
💬 Комментарий:
Павел описывает всемирность Доброй Вести (Евангелия). Эта весть «приносит плод» — т.е. изменяет жизни, даёт духовный рост. Это показывает, что подлинное Евангелие всегда производит трансформацию личности и общества.
«Познали благодать Божью в её истинном значении» — гностики учат, что знание — путь к спасению. Павел же говорит: познание благодати, явленной во Христе, — вот путь к жизни. Это познание не интеллектуальное только, но сердечное, спасающее.
📖 «Истинное познание Бога — это опытное познание Его милости и истины»
— Э. Уайт, «Христианское служение», с. 98
________________________________________
🔹 Стих 7:
«Вы научились этому от нашего возлюбленного сотрудника Эпафраса, верного служителя Христа»
💬 Комментарий:
Эпафрас был, по всей видимости, основателем церкви в Колоссах. Он — образец верного служителя, что особенно значимо в условиях борьбы с лжеучителями (см. Кол. 4:12–13).
Павел называет его:
• «возлюбленным сотрудником» — подчёркивая братство и доверие
• «верным служителем Христа» — в противоположность лжеучителям, которые выдают себя за духовных наставников
Это урок для Церкви: настоящий служитель — не тот, кто стремится к власти, а кто предан Христу и заботится о пастве (см. Ин. 10:11–13).
________________________________________
🔹 Стих 8:
«Который известил нас о вашей любви, вдохновлённой Духом»
💬 Комментарий:
Эпафрас рассказал не только о вере и надежде, но и о любви, которая исходит от Святого Духа. Здесь подчёркивается:
• Не человеческое усилие, а действие Духа Святого
• Подлинная любовь — духовная добродетель, невозможная без возрождения
📖 «Христианская любовь — это дыхание небес. Она рождается от Святого Духа и возрастает в нас по мере приближения к Христу»
— Э. Уайт, «Желание веков», гл. 70
________________________________________
✨ Богословские акценты для адвентиста
1. Молитва — неотъемлемая часть служения: Павел молится за тех, кого даже лично не знает.
2. Вера, надежда и любовь — признаки истинного христианства. Любовь проявляется «ко всем святым», без исключений.
3. Истинное благовествование даёт плод и рост: преобразует характер, создаёт общину веры.
4. Евангелие — всемирное и неизменное. Оно одинаково действенно везде, где его принимают.
5. Действие Святого Духа — источник истинной любви, которая связывает тело Христа.
________________________________________
📖 Колоссянам 1:9–14 — Молитва о духовном разумении и плодотворной жизни
________________________________________
🔹 Стих 9:
«Поэтому и мы с того дня, как об этом услышали, не перестаём молиться о вас и просить, чтобы вы обрели глубокое понимание Его воли, во всей премудрости и разумении духовном»
💬 Комментарий:
Павел, услышав о духовной зрелости верующих в Колоссах (стихи 4–8), не останавливается на похвале, но продолжает молиться о дальнейшем росте. Его прошение — не о материальных нуждах, а о глубоком понимании воли Божьей, что является основой истинной жизни веры.
• Понимание воли Божьей (греч. ἐπίγνωσις τοῦ θελήματος) — не просто знание заповедей, а глубокое, практическое, опытное понимание того, что Бог желает от меня сегодня.
• Премудрость и разумение духовное (греч. σοφίᾳ καὶ συνέσει πνευματικῇ) — не философская или гностическая, как у лжеучителей, а та, которая исходит от Духа Святого и ведёт к послушанию.
📖 «Невозможно угодить Богу, не зная Его воли. Но воля Его открыта в Слове и в голосе Духа Святого»
— Э. Уайт, «Путь ко Христу», гл. 5
🔎 Адвентистский акцент:
Познать (понимать) волю Божью — это не только постичь истину, но и разобраться в пророчествах, в истине о субботе, в великой борьбе. Это предполагает как теоретическое, так и практическое освящение.
________________________________________
🔹 Стих 10:
«Тогда ваша жизнь будет достойна Господа, угодна Ему во всём: в каждом добром деле и в возрастающем познании Бога»
💬 Комментарий:
Цель познания — достойная жизнь, которая:
1. Угодна Богу
2. Плодотворна в добрых делах
3. Возрастает в познании Бога (а не о Боге)
Плод — это результат пребывания во Христе (см. Иоан. 15:5). Это не только «добрые дела» во внешнем смысле, но и плод Духа (см. Гал. 5:22–23).
📖 «Всякая душа, соединённая с Богом, будет приносить плод для славы Божьей. Истинное благочестие никогда не остаётся бесплодным»
— Э. Уайт, «Служение исцеления», с. 37
________________________________________
🔹 Стих 11:
«Укрепляясь всякой силой, по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью»
💬 Комментарий:
Павел знает, что жить достойно Бога без силы свыше невозможно. Поэтому он молится, чтобы они укреплялись:
• Силой (греч. δυνάμει) — не своей, а Его
• По могуществу славы Его — не по человеческому масштабу, а по Божественной полноте
• Во всяком терпении и великодушии — качества, необходимые в гонениях, искушениях и служении
• С радостью — это важная добавка. Терпение не должно быть мрачным; оно должно исходить из уверенности в победе Христа.
📖 «Когда мы опираемся на силу Божью, мы можем переносить всё с радостью, зная, что Господь ведёт нас»
— Э. Уайт, «Желание веков», гл. 64
________________________________________
🔹 Стих 12:
«благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете»
💬 Комментарий:
Павел подводит к центральной мысли: верующие уже получили участие в наследии святых. Это выражение наполнено значением:
• «Наследие» — обетованная награда, жизнь вечная (см. Рим. 8:17; Еф. 1:11)
• «Святые» — не особая каста, а все, кто принадлежит Богу (см. Исх. 19:6)
• «Во свете» — противопоставление тьме греха, невежества, лжи
📖 «Свет истины даёт привилегию быть участником в Божьем наследии. Только свет ведёт ко спасению»
— Э. Уайт, «Великая борьба», гл. 37
🔎 Адвентистский акцент:
«Наследие святых во свете» включает верность в истине — особенно истине об истинной субботе, о небесном святилище, и о суде. Свет истины и есть путь к наследию.
________________________________________
🔹 Стих 13:
«Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего»
💬 Комментарий:
Переход от тьмы к свету — это не метафора, а суть спасения. Бог не только прощает грехи, но переводит нас в новое Царство:
• «Власть тьмы» — сатанинское владычество, мир без Бога
• «Царство Сына» — не будущее, а уже настоящее духовное царствование Иисуса в сердцах верующих
🔎 Адвентистское значение:
Царство Иисуса не отменяет Второе пришествие, а предшествует ему как духовная реальность. Мы живём как граждане Царства уже сейчас, оставаясь в мире, но не от мира.
📖 «Принимая истину, человек выходит из-под власти сатаны и становится под власть Христа»
— Э. Уайт, «Путь ко Христу», гл. 4
________________________________________
🔹 Стих 14:
«В Котором мы имеем искупление Кровью Его и прощение грехов»
💬 Комментарий:
Здесь апостол указывает на основание всего сказанного: искупление через кровь Христа. Это центр евангельского учения и адвентистской веры:
• Искупление (греч. ἀπολύτρωσιν) — выкуп из рабства
• Кровь — указывает на жертву, смерть за грех (см. Лев. 17:11; Евр. 9:22)
• Прощение — не просто отмена наказания, а очищение и восстановление отношений с Богом
🔎 В адвентистской теологии:
Прощение — часть трёхступенчатого плана искупления:
1. Прощение (см. Кол. 1:14)
2. Освящение (см. Кол. 1:10–11)
3. Прославление (см. Кол. 1:27–28)
📖 «Только жертва Христа могла удовлетворить требования закона. Искупление Его крови даёт силу освящающей благодати»
— Э. Уайт, «Великая борьба», гл. 28
________________________________________
✨ Основные богословские выводы
1. Познать волю Божью — значит жить в истине, не поддаваясь философским и мистическим заблуждениям.
2. Познание ведёт к поступкам, к практическому благочестию и плодотворной жизни.
3. Нужна сила свыше, чтобы проявлять терпение, великодушие и радость даже в скорбях.
4. Верующий уже введён в Царство Христа, хотя живёт ещё в падшем мире.
5. Искупление — основа духовной жизни, и это искупление действенно через кровь Христа.
Мы подходим к одному из самых величественных текстов Нового Завета — Колоссянам 1:15–20, где апостол Павел возвышенно описывает славу и уникальное положение Иисуса Христа во вселенной и в Церкви. Этот отрывок считается раннехристианским христологическим гимном и содержит ключевые истины для адвентистской христологии и космологии.
________________________________________
📖 Колоссянам 1:15–20 — Превосходство Христа над всем творением и Его главенство над Церковью
________________________________________
🔹 Стих 15:
«Он — образ невидимого Бога, Первенец над всем творением»
💬 Комментарий:
Этот стих утверждает две фундаментальные истины:
1. Христос — образ невидимого Бога
Греч. εἰκών τοῦ Θεοῦ означает не просто подобие, но точное отображение сущности Бога. Христос — не творение, а явление невидимого Бога (см. Иоан. 1:18; Евр. 1:3). В Нём — вся полнота Божества.
2. Рождённый прежде всякого творения (Синодальный перевод)
Здесь речь не о рождаемости и не о сотворённости, а о превосходстве и первенстве. Греч. πρωτότοκος (перворожденный) в библейском контексте часто указывает не на момент рождения, а на превосходство положения (см. Пс. 88:28; Евр. 12:23). У людей просто нет такого слова, которым можно было бы отразить сущность воплощённого Христа, они вынуждены применять имеющиеся слова, поэтому Павел применил слово πρωτότοκος. Но значение этого слова в данном случае выходит за рамки «рождён», оно отражает мысль «превосходства и первенства».
🔎 Адвентистская перспектива:
Христос — вечный Сын Божий, не имеющий начала по Своей Божественной природе, но добровольно ставший Человеком во времени. Мы отвергаем арианскую идею, будто Христос сотворён.
📖 «Христос был Богом в полном и высшем смысле. Он пребывал с Богом от вечности, Бог над всем, благословенный во веки» (Э. Уайт, «Желание веков», гл. 1).
________________________________________
🔹 Стих 16:
«Потому что Им создано всё, и на небесах, и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, правительства ли, власти ли, — всё Им и для Него создано»
💬 Комментарий:
Здесь подчёркивается творческое могущество Христа:
• «Им создано всё» — Христос не часть творения, а его Творец. Это включает материальный и духовный мир.
• «Престолы… власти…» — терминология, используемая и в иудейской апокалиптике, и у Павла для описания ангельских и духовных сил. Это важно, так как в Колоссах развивался культ ангелов (см. Кол. 2:18), и Павел подчёркивает: Христос выше всех духовных сил.
• «Им и для Него создано» — вся вселенная создана Им, и всё вокруг Христа как центра замысла Божьего.
📖 «Тот, Кто сотворил вселенную, был тем же, Кто умер на Голгофе»
— Э. Уайт, «Воспитание», с. 132
________________________________________
🔹 Стих 17:
«Он существует прежде всего, и всё в Нём держится воедино»
💬 Комментарий:
Христос:
• До всего — вечен, превосходит время.
• Удерживает всё — греч. συνέστηκε (всё «состоит», «удерживается вместе») указывает на Христа как на связывающий принцип космоса. Без Него бытие распадётся.
🔎 Адвентистская мысль:
Эта истина особенно важна в контексте великой борьбы: несмотря на бунт, вселенная удерживается Христом до времени полного восстановления.
________________________________________
🔹 Стих 18:
«Он — Глава тела Церкви; Он — Начаток, Первенец из мёртвых, чтобы иметь Ему во всём первенство»
💬 Комментарий:
Павел переходит от вселенской роли Христа к Его месту в Церкви:
• Глава тела Церкви — Христос не только Творец, но и Вождь и Жизнедатель верующего сообщества.
• Начаток (греч. ἀρχή) — первопричина, источник.
• Первенец из мёртвых — первый воскресший к неразрушимой жизни (в отличие от Лазаря, воскресшего к смертной). Это гарантия воскресения для всех (см. 1 Кор. 15:20). Христос первый и единственный, Кто воскрес от второй смерти. Римлянам 6:23 Ибо возмездие за грех – смерть. Речь идёт о второй смерти, которой должен умереть человек. Но Христос принял на Себя смерть вторую, даровав принявшему Его жизнь. Нечестивые и падшие ангелы умрут сами второй смертью, которая является возмездием за смерть.
📖 «Именно потому, что Христос воскрес, воскреснут и спасённые. Он первый плод, мы — последующие»
— Э. Уайт, «Желание веков», гл. 81
________________________________________
🔹 Стих 19:
«Потому что Богу было угодно, чтобы в Нём обитала вся полнота»
💬 Комментарий:
• «Полнота» (греч. πλήρωμα) — вся божественная сущность (ср. Кол. 2:9).
• Не частично, не временно, а вечно и совершенно.
Это контрастирует с гностическим понятием плиромы, как совокупности божественных эманаций. Павел утверждает: вся полнота Божества — в одном Лице, в Христе.
________________________________________
🔹 Стих 20:
«И чтобы посредством Него объединить с Собой всё, как земное, так и небесное, установив мир кровью Его креста».
💬 Комментарий:
• Примирение — центральная цель жертвы Христа. Оно охватывает всю вселенную: и землю, и небо (см. Еф. 1:10; Откр. 12:10).
• Кровь Его креста — это не философия, а реальная, искупительная смерть.
• Даже небесный мир в контексте великой борьбы нуждается в очищении от последствий восстания Люцифера (см. Евр. 9:23).
📖 «Крест — это ответ на восстание. Через него Бог открыл Свою любовь и восстановил доверие в сердце вселенной»
— Э. Уайт, «Патриархи и пророки», гл. 1
________________________________________
✨ Богословские выводы
1. Христос — вечный Бог, образ Отца, Творец и Удерживатель мира.
2. Он Глава Церкви, Начаток нового творения и Гарант воскресения.
3. В Нём существует вся полнота Божества, не частично, а совершенно.
4. Через Крест Христа Бог восстанавливает гармонию во всей вселенной — не только среди людей, но и среди ангелов.
5. Павел опровергает любое учение, умаляющее личность, Божество и главенство Христа.
В стихах Колоссянам 1:21–23 апостол Павел делает переход от вселенской картины примирения к личному применению: теперь речь идёт о христианах Колосс, которые также были примирены через крест Христа.
________________________________________
📖 Колоссянам 1:21–23 — Личное примирение через Христа и необходимость стойкости
________________________________________
🔹 Стих 21
«Когда-то вы были далеки от Бога и враждебны Ему, потому что ваши мысли были полны зла»
💬 Комментарий:
Павел напоминает колоссянам о их прошлом:
• «Отчуждённые (далеки от Бога)» (ἀπηλλοτριωμένους) — греч. термин означает полное отделение от Бога, не просто дистанцию, но потерю принадлежности (см. Еф. 4:18). Это состояние духовного изгнания.
• «Враги (враждебны Ему)» — не нейтральные, а враждебно настроенные к Богу.
• «По расположению к злым делам (ваши мысли были полны зла)» — их внутреннее мышление (διάνοια) было искажено и проявлялось в действиях, противных Божьей воле.
🔎 Адвентистская перспектива:
Человечество после грехопадения по природе враждебно Богу (см. Рим. 8:7). Но примирение — это не просто изменение Божьего отношения, а трансформация человеческого сердца посредством благодати.
📖 «Без благодати человек не может устоять; он — враг Богу по разуму и по поступкам»
— Э. Уайт, «Служители Евангелия», с. 161
________________________________________
🔹 Стих 22
«Но теперь Бог примирил вас с Собой в теле Христа через смерть Его, чтобы вы предстали перед Ним святыми, непорочными и неповинными»
💬 Комментарий:
Здесь противопоставляется прошлая враждебность — нынешнему примирению:
• «Примирил вас с Собой в теле Христа» — подчёркивается, что воплощение Христа было реальным. Это ответ гностическим тенденциям, которые отрицали, что Христос имел настоящее тело.
• «Через смерть Его» — суть примирения не в идеях, а в реальной жертве, в излитии крови (ср. Евр. 9:22).
• «Чтобы вы предстали перед Ним» (παραστῆσαι) — юридический образ: представить как оправданных перед Судьёй.
• «Святыми, непорочными и неповинными»:
o Святые — отделённые для Бога.
o Непорочные (ἄμωμοι) — термин из жертвоприношений (см. Лев. 1:3), указывает на безупречность.
o Неповинные (ἀνέγκλητοι) — необвиняемые, юридически чистые.
📖 «Христос не только примиряет с Богом, но и делает человека способным предстать перед Ним без укора и страха»
— Э. Уайт, «Путь ко Христу», гл. 8
🔎 Теология следственного суда:
Адвентисты подчёркивают, что Христос не только прощает, но и готовит верующих к окончательному суду. Здесь показана цель оправдания — не только прощение, но и освящение, чтобы представить святыми в день суда (ср. Иуды 24).
________________________________________
🔹 Стих 23
«Оставайтесь твёрдыми в вере, стойте на этом основании, не отступайте и не теряйте надежду, которую дала вам Евангельская весть. Она звучит по всему миру, и я, Павел, стал её служителем».
💬 Комментарий:
• «Оставайтесь твёрдыми в вере» — условность показывает: примирение требует непрерывной верности. Павел не поддерживает учение о «некогда спасён — навсегда спасён».
• «Стойте на этом основании» — устойчивость в истине, несмотря на лжеучения (ср. Еф. 4:14).
• «Не отступайте и не теряйте надежду, которую дала вам Евангельская весть» — некоторые колоссяне начинали склоняться к другим религиозным идеологиям, и Павел предупреждает их: отступление — реальная опасность.
• «Она звучит по всему миру» — гипербола, указывающая на быстрый и широкий охват Евангельской вести в первом веке. Здесь подчеркивается всеобщность благовестия, соответствующая поручению (см. Матф. 28:19).
• «Служитель» — Павел подчёркивает свою верность миссии, в контраст к лжепророкам и философам.
📖 «Вера в Христа требует постоянного утверждения в истине. Только так возможно остаться в союзе с Богом»
— Э. Уайт, «Деяния апостолов», гл. 44
________________________________________
✨ Богословские акценты
1. Спасение включает три аспекта: прошлое (мы были врагами), настоящее (примирены), будущее (представлены непорочными).
2. Примирение Христа — воплощённое и конкретное, оно произошло в теле и через смерть.
3. Примирение — не лицензия на беспечность: необходимо пребывание, стойкость и верность.
4. Павел показывает, что благовестие — всеобщее и действенное, и он сам — его служитель.
В стихах Колоссянам 1:24–29 апостол Павел раскрывает своё понимание служения, страдания ради Церкви и великой тайны — Христос в вас, упование славы. Это кульминация первой главы, соединяющая богословие и миссию.
________________________________________
📖 Колоссянам 1:24–29 — Служение тайне Божьей и страдания ради Церкви
________________________________________
🔹 Стих 24
«Теперь я радуюсь в своих страданиях за вас и восполняю то, чего не хватает в скорбях Христовых за Его тело, то есть Церковь»
💬 Комментарий:
• «Радуюсь в своих страданиях» — Павел, находясь в узах (см. Кол. 4:3), не унывает, а видит в страданиях привилегию участия в деле Христа (ср. Фил. 1:29).
• «Восполняю недостаток» — не означает, что страдания Христа были недостаточны. Речь идёт о личной доле страданий, которая принадлежит каждому служителю Христа (ср. 2 Кор. 1:5). Церковь продолжает путь страдающего Христа в этом мире.
• «в скорбях Христовых» — страдания за истину, которые Христос переживает в Своём Теле — Церкви (ср. Деян. 9:4).
• «Тело Его — Церковь» — здесь подчёркнута органическая связь: страдания Павла — страдания за живое тело Христа, за Церковь.
📖 «Христос страдает вместе со Своими последователями. Те, кто страдает за Евангелие, несут часть Его креста»
— Е. Уайт, «Деяния апостолов», с. 261
________________________________________
🔹 Стих 25
«Служителем которой я стал по Божьему замыслу ради вашего блага, чтобы возвещать слово Божье во всей полноте»
💬 Комментарий:
• «Служитель» (διάκονος) — Павел подчёркивает не своё превосходство, а служебную роль в Церкви.
• «Божий замысел — Павел получил от Бога миссию благовестия, которую должен был осуществить с верностью и во всей полноте.
• «Возвещать слово Божье во всей полноте» — т. е. довести его до полноты, до краёв земли, раскрыть его глубину. Здесь речь идёт и о проповеди, и о наставлении в истине.
💬 Эллен Уайт пишет, что «миссия Павла — это модель служения: не просто знание истины, а жертвенное служение ради раскрытия Евангелия в полноте» («Деяния апостолов», гл. 45).
________________________________________
🔹 Стих 26
«Раскрывая тайну, сокрытую от прежних поколений, но теперь открытую Его святым»
💬 Комментарий:
• «Тайна» (μυστήριον) — не нечто эзотерическое, а Божественный план спасения, который был скрыт в прежние времена, но теперь явлен.
• «Сокрытая от прежних поколений» — в Ветхом Завете эта истина лишь частично раскрывалась (см. Еф. 3:5–6).
• «Теперь открытая Его святым» — т.е. всем верующим, которые приняли Христа. Суть тайны раскрывается в следующем стихе.
________________________________________
🔹 Стих 27
«Богу угодно было показать им, в чём заключается славное богатство этой священной тайны среди язычников: тайна эта — Христос в вас, надежда на Его славу»
💬 Комментарий:
• «Славное богатство» — Евангелие не просто идея, а богатство, наполненное славой Божьего присутствия.
• «Среди язычников» — удивительный момент: Бог открыл Свою славу не только Израилю, но и народам, которые считались далёкими.
• «Христос в вас» — кульминация тайны. Речь не о внешнем знании, а внутреннем пребывании Иисуса через Духа Святого.
• «Надежда на Его славу» — надежда будущего прославления и спасения. Это и есть истинная надежда на Его славу (ср. Иоан. 14:20; Гал. 2:20).
📖 «Истинное христианство — это Христос в человеке, преобразующий его жизнь»
— Э. Уайт, «Путь ко Христу», гл. 8
🔎 Адвентистская перспектива:
Христос пребывает в нас через Духа Святого, в соответствии с планом искупления. Это суть оправдания и освящения. Так верующий готовится к встрече с Христом во славе (см. Откр. 14:12).
________________________________________
🔹 Стих 28
«Мы проповедуем Его, вразумляя каждого и научая со всей мудростью, чтобы представить всякого человека зрелым во Христе Иисусе»
💬 Комментарий:
• «Проповедуем» — цель миссии Павла — Христос, а не философия или ритуалы.
• «Вразумляя и научая» — наставление в истине включает убеждение, коррекцию, обучение.
• «Всякого человека» (трижды подчёркивается!) — универсальность спасения.
• «Зрелым во Христе Иисусе» — зрелость, духовная полнота. Не безгрешие, а целостность и полнота в союзе с Христом (греч. τέλειον = зрелый, цельный).
📖 «Каждый верующий может стать совершенным (зрелым) во Христе. Это не его заслуга, а результат благодати, действующей в нём»
— Э. Уайт, «Желание веков», с. 676
________________________________________
🔹 Стих 29
«Для этого я и тружусь, прилагая все усилия по действию Его силы, могущественно действующей во мне»
💬 Комментарий:
• «Тружусь, прилагая все усилия» — Павел использует образы тяжёлого труда и атлетической борьбы.
• «Действием Его силы» — служение возможно не человеческой энергией, а Божьей силой, которая «действует могущественно» (греч. ἐνεργουμένη ἐν δυνάμει).
• Павел сочетает человеческое усердие и божественную энергию — образ сотрудничества.
💬 «Бог не делает для человека того, что он может и должен сделать сам. Но сила с неба даётся тому, кто трудится во имя Христа»
— Э. Уайт, «Наглядные уроки Христа», гл. 6
________________________________________
✨ Богословские акценты
1. Страдания служителя — не трагедия, а привилегия в деле Христовом.
2. Павел раскрывает величайшую тайну: Христос пребывает в нас.
3. Цель служения — представить верующих совершенными во Христе.
4. Служение требует усилий, но совершается силой Божьей, а не человеческой.
________________________________________
Пастор Александр Серков
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев