2020г.
ТЕМА: "С СЕВЕРА И ЮГА – В ПРЕКРАСНУЮ ЗЕМЛЮ"
0) В каких случаях используют известную фразу: "между молотом и наковальней"? Что это характеризует? ...
Фраза "между молотом и наковальней" по своему происхождению относится к группе крылатых слов и выражений. Её возникновение связано с названием романа Фридриха Шпильгагена "Между молотом и наковальней" (1868г.).
Этот фразеологизм указывает на работу кузнеца и изображает гвоздь на наковальне и занесенный над ним молот.
Так характеризуют сложное положение или сложную ситуацию, когда опасность грозит с двух сторон.
Синонимом этого фразеологизма может служить выражение: "между двух огней" или "из полымя - в омут".
В духовном смысле истинный Божий народ находится на протяжении многих веков истории в эпицентре великой борьбы и в условиях постоянной опасности, исходящей от основных двух враждебных ему сил. Эти силы представлены в Дан.11.
Исследуя на уроке СШ предложенную тему (Дан.11:1-45), рассмотрим возможные вопросы:
Какие силы противостоят друг другу и Божьему народу на протяжении многих веков истории? Что включает в себя приготовление Божьего народа ко времени конца? Чем завершится конфликт веков? ...
Используются: комментарии АСД, Е. Уайт, Ж. Дюкана…; современный перевод Библии в Заокском (ИПБ)
I. ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ (Дан.11:1-4)
• Дан.11:1-4: "2. Теперь я поведаю тебе о том, что воистину должно совершиться. Еще три царя явятся в Персии, затем – четвертый, который своим великим богатством превзойдет всех своих предшественников. И когда он благодаря своему богатству обретет еще и могущество, то поднимет всех против царства греческого. 3. Тогда явится царь воинственный, он будет править весьма властно и действовать по своему произволу. 4. Но лишь только он поднимется, расширив свои владения, как его царству придет конец: распадется оно на четыре части,… будет отдано чужим"
Содержание четвёртого великого откровения в книге Даниила начинается с Дан.11:2. Всё содержащееся в 10:1 по Дан.11:1 является фоном и вступлением.
1. В чем главное содержание этого отрывка? …
1) Правят три персидских царя; 2) Четвертый и богатый царь Персии выступает против Греции; 3) После поражения царя Персии миром правит могущественный царь Греции. Его царство затем распадается на четыре части (греческие преемники).
2. Ангел Гавриил возвращается к началу истории, к первому году Дария (Дан.10:1). В это время Даниил получил откровение о точке отсчета, с которой начинается пророческий период (гл. Дан.9). И первым царем, на котором останавливается пророчество, становится не кто иной, как перс Артаксеркс, тот самый, чей указ положил начало отсчета семидесяти седмин и 2300 вечеров и утр (Дан. 11:2).
• Кто эти четыре персидских царя и "царь могущественный", чье царство разделится на четыре части? …
Отметим, что эти четыре царя имеют персидское происхождение и что в данное время еще правит Кир (соправителем которого является Дарий). Три царя, о которых здесь идет речь, - это Камбиз (529-521г.), Дарий (521-485г.), Ксеркс, названный в Книге Есфирь Артаксерксом (485-465г.), и четвертый царь - это не кто иной, как Артаксеркс (465-424г.).
Такое толкование не только принято иудейской традицией, но и подтверждается историей. В соответствии с этим пророчеством, Артаксеркс из всех этих царей известен в истории, прежде всего, своим огромным богатством. В одном из учебников истории о нем говорится как о царе, который "более умело (чем его предшественники) приобретал среди них (греческих городов) союзников, подкупая их деньгами, и ослаблял их, сталкивая друг с другом".
• Кому дана власть после 4-х персидских царей? …
Царя, о котором Гавриил говорит после Артаксеркса, узнать довольно просто. Язык ангела в Дан.11:3-4 сходен с языком Дан. 8:8. Речь идет об Александре Македонском, империя которого была разделена после его смерти между четырьмя его полководцами, "по четырем ветрам небесным" (Дан.11:4). Следующая фраза уже менее понятна: "И не к его потомкам перейдет, и не с тою властью…" (Дан. 11:4б).
Другими словами, здесь происходит переход к следующему этапу; "царство" ("малкут") переходит к "другим кроме этих". Множественное число местоимения "этих" ("эллех") указывает на то, что оно относится к только что упомянутым четырем царствам. Таким образом, власть от четырех греческих государств переходит к иной державе, и этой державой является Рим. Некоторые толкователи считают, что выражение "другим кроме этих" относится к прочим полководцам Александра помимо этих четырех, которые, однако, были их современниками. Такое толкование противоречит библейскому тексту, который описывает его разделение в тех же выражениях, что и в Дан. 8:8 (ср. Дан.7:6): "по четырем ветрам небесным". Такой речевой оборот предполагает полный охват территории, то есть "эти" наследуют всю территорию.
Таким образом, "другие кроме этих" может относиться только к царству, которое будет после них, то есть к Риму.
Как и в Дан.8, о Риме здесь упомянуто вскользь. Как и в Дан.8, следующий этап, начинающийся с 5 стиха, занимает самую важную часть и простирается до "конца времени" (Дан.11:40).
II. ПРОТИВОБОРСТВО СЕВЕРА и ЮГА (Дан.11:5-39)
• Существует ли взаимосвязь между северным царем Дан.11 и небольшим рогом Дан.8? Что означает в библейской символике Север и Юг, а также их противоборство? …
1.) Может ли дальнейшая мировая история быть связанной с эллинистическими государствами Птолемеев и Селевкидов?
Дальнейшая история Дан. 11 хронологически следует за Римской империей и не имеет ничего общего, вопреки общепринятому
толкованию, с эллинистическими государствами Птолемеев и Селевкидов. Время конфликта, описанного в Дан. 11:5-45,
соответствует периоду небольшого рога в Дан. 7 и 8 и ступней в Дан. 2. Это соответствие ясно просматривается в свете параллелизма между 8-ой и 11-ой главами. Раздел 8-ой главы, посвященный небольшому рогу, занимает в ней то же самое место, что и противоборство Севера и Юга в 11-ой главе:
Дан. 8 Дан. 11
Персия, Дан. 8:3, 4 Персия, Дан. 11:2
Греция, Дан. 8:5-8 Греция, Дан. 11:3, 4
Рим, Дан. 8:8б, 9а Рим, Дан.11:4б
небольшой рог, Дан. 8:9-12 война Севера и Юга, Дан. 11:5-39
конец времени, Дан. 8:13-14,17,25 - конец времени, Дан. 11:40-45
2.) Как в Дан.11:5-39 описывается противоборство Севера и Юга? …
Юг нападает на Север (11:5-8) -- Север нападает на Юг (11:13-25а)
Север нападает на Юг (11:9-10) -- Юг нападает на Север (11:25б-27)
Юг нападает на Север (11:11-12) -- Север нападает на Юг (11:28-39)
• Какие общие черты имеет символический Север в Дан.11 с символическим малым рогом Дан.8? …
Северная держава, описанная в 11-ой главе, имеет несколько явных общих черт с той властью, которая представлена небольшим рогом; и это сходство часто проявляется даже в языке:
1. Северный царь отличается агрессивностью по отношению к Богу и стремится узурпировать Божью власть (Дан.11:36-37). В Дан.8 небольшой рог возносится до воинства небесного, и даже на Вождя воинства (Дан.8:10-11, 25).
2. Северный царь ополчается против святилища и против ежедневной жертвы (Дан.11:31). В Дан.8 небольшой рог оскверняет святилище (Дан.8:11) и отнимает ежедневную жертву (Дан.8:12).
3. Северный царь проникает "в прекраснейшую из земель" ("цеви") - этим выражением символически обозначалась Иудея (Дан.11:16, 41, 45), — и нападает на святой завет (Дан.11:28, 30). Так же и небольшой рог разрастается "к прекрасной стране" (Дан.8:9) и губит "народ святых" (Дан.8:24).
4. Как и северный царь, небольшой рог из 8-ой главы имеет северное происхождение (Дан.8:9).
5. Северного царя и небольшой рог постигает одна и та же участь. Северный царь "придет к своему концу, и никто не поможет ему" (Дан.11:45). Небольшой рог "будет сокрушен - не рукою" (Дан.8:25; ср. Дан.2:45).
• Итак, северная держава и небольшой рог имеют одинаковые черты характера, приходят с одной и той же стороны, имеют одинаковый трагический конец, и, наконец, их деятельность охватывает один и тот же период: от падения Римской империи до самого конца истории. Северная держава и небольшой рог символизируют одну и ту же власть, а именно Церковь, претендующую на божественность и скомпрометировавшую себя политической деятельностью. История противоборства Севера и Юга, изложенная в 11-ой главе (Дан.11:5-45) - это та же история небольшого рога из 8-ой главы.
3.) Какое духовное значение имеет противоборство символического Севера и Юга? …
Мы обнаружили, что наступления Севера и Юга чередуются. Наличие в данном отрывке строгой структуры и симметрии предостерегают нас против исторического толкования текста. Такая особая стилистика говорит о том, что смысл текста не ограничивается лишь изложением событий. Здесь важны не столько сами события, сколько принцип драматического единоборства, которое эти события составляют.
Особо нужно отметить, что на духовный смысл указывают и понятие Севера и Юга. Начиная с Дан.11:5, царства уже прямо не отождествляются, как это было раньше (Персия и Греция). На протяжении всего повествования используются только два абстрактных понятия Севера и Юга. Такое изменение в языке говорит о переходе к духовному смыслу. Уже само выражение "север и юг" используется в Библии в символическом смысле и передает идею охвата всего земного пространства. Евреи, читающие это место Писания, понимали, о чем идет речь.
"Твои небеса и Твоя земля; Вселенную, и что наполняет ее, Ты основал. Север и Юг Ты сотворил" (Пс. 88:12,13). "Так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя… Меч Мой из ножен своих пойдет на всякую плоть от Юга до Севера" (Иез. 21:3,4; ср. 21:9).
В библейской традиции понятие севера, как и понятие юга, заключает в себе определенный духовный смысл.
1. Север символизирует силы зла, которые пытаются занять место Бога. Мы уже видели, что небольшой рог появляется с севера. Пророки пишут, что зло и опасность приходят с севера: "Распадешься ты, вся земля Филистимская; ибо от севера дым идет…" (Ис. 14:31). "От севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли" (Иер. 1:14).
Такой язык обусловлен тем, что вавилонские войска всегда вторгались в Иудею с севера. Поэтому Вавилон — сила, узурпировавшая Божью власть, ассоциировалась с севером. "Господь Саваоф, Бог Израилев, говорит: Вот, Я посещу Аммона… И предам их в руки ищущих души их, в руки Навуходоносора, царя Вавилонского…" (Иер. 46:25-26).
Такой символизм встречал благоприятную почву на древнем Ближнем Востоке, поскольку, согласно хананейской мифологии, бог Ваал жил именно на севере. Поэтому у древних евреев упоминание о севере вызывало мысли о Вавилонском царстве или о боге Ваале. Понятие севера имело для них религиозный смысл и заключало в себе идею притязания на божественность. Пророк Исаия соединил эти идеи в песне о вавилонском царе: "А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, Буду подобен Всевышнему"" (Ис. 14:13,14).
Эта традиция вновь появляется в книге Откровение, где сила тьмы, узурпирующая Божью власть и соответствующая
небольшому рогу из книги Даниила, названа Вавилоном (Откр. 14:8; 16:19; 17:5; 18:2, 10, 21).
2. Юг же символизирует в библейской традиции человеческую власть, не признающую истинного Бога.
Понятие Юга связано с Египтом (ср. Дан.11:43), а более точно - с фараоном и его гордым отвержением Бога. "Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его…? Я не знаю Господа" (Исх. 5:2).
С этого времени пророки истолковывали всякую попытку заключить союз с Египтом как выражение стремления полагаться на человеческие силы, которое является отвержением Бога. "Горе тем, которые идут в Египет за помощью… к Господу не прибегают!… Египтяне —люди, а не Бог…" (Ис. 31:1-3).
• Таким образом, понятие Севера выражает идею "религиозного" движения, которое превозносится до Бога, а понятие Юга выражает идею человеческого движения, отрицающего истинного Бога, прибегающего к языческому идолопоклонству и полагающегося только на себя.
• Как символические понятия Севера и Юга связаны с конкретной историей Израиля? …
Символические понятия Севера и Юга тесно связаны с конкретной историей Израиля. Израиль был ареной противоборства Египта и Вавилона и попеременно находился в сфере влияния то одной, то другой державы, и евреи уже не представляли себя вне зависимости от одного из этих государств.
Поэтому неудивительно, что для описания судьбы народа Божьего в кн. Даниила используется в духовном смысле понятия Севера и Юга. Уже тот факт, что этот отрывок касается небольшого рога, служит указанием на необходимость истолкования его в духовном плане. В кн. Даниила эта власть всегда представлена с помощью духовного языка. В Дан. 2 она представлена глиной (символом человеческого), а в Дан. 7 и 8 — небольшим рогом с человеческим лицом. А человеческие черты в символизме Даниила имеют дополнительное духовное значение.
Кроме того, если мы истолковываем заключение 11-ой главы (Дан.11:40-45) в духовном смысле, как это делают большинство толкователей, то должны быть последовательными и применить этот же метод и к предшествующей части главы.
Противоборство Севера и Юга развивается параллельно с борьбой Севера против народа Божьего:
1) Это противоборство в относится к Дан.11:16, 20 в форме похода Севера против "прекраснейшей из земель". Это выражение символизирует Иудею как место нахождения храма (Зах. 7:14; Иез. 20:6, 75), и поэтому его следует понимать в религиозном смысле, а не просто как географическое понятие.
2) Это противоборство к Дан.11:31-32, где говорится о нападении Севера на священный завет, на святилище и на народ, знающий Бога. За параллелизмами и символами в тексте усматривается продолжение во времени и скрытый исторический план, который очень важно разгадать.
4.) Какие три главные темы можно выделить в историческом истолковании данного отрывка Дан.11:5-39? …
Историческое толкование этого отрывка представляет определенные трудности. Однако на данной стадии наших исследований вполне возможно увидеть три главных темы в стихах с 5 по 39.
1. Тема противоборства между Севером и Югом.
С одной стороны, перед нами предстает религиозная власть, которая превозносится, желая представлять Бога на земле, с присущими ей злоупотреблениями, узурпацией и обманом (Север).
С другой стороны, мы видим философские и политические движения, отрицающие существование истинного Бога и обращающиеся непосредственно к политике и человеческому разуму (Юг). Эта вражда двух властей является постоянной. Прежде всего - это натиск неоплатонизма и гонения языческих императоров (Нерон, Диоклетиан, Юлиан и т. д.); это также гуманизм, возникающий в эпоху Возрождения, и, наконец, Французская революция, давшая толчок развитию материалистической идеологии, которая стала доминирующей в мировой политике.
2. Тема союза между Севером и Югом в Дан.11:6, 17, 22, 23.
Речь идет о сближении и о компромиссах между Церковью и государством, которые начались в правление императора Константина, продолжались в средние века и, которые происходят даже сегодня. Эти компромиссы затрагивают такие вопросы, как закон, контроль над территориями, использование власти и даже философские идеи.
3. Тема противоборства между Севером и народом Божьим в Дан.11:16, 28, 30-31, 35.
Здесь речь идет о гонениях и о преступлениях на почве нетерпимости, которые были многочисленны в истории Церкви, начиная с IV века и до французской революции.
• Структурная симметрия этого отрывка предостерегает нас от буквального понимания деталей. Его темы подготавливают нас к событиям последнего времени. Противоборство Севера и Юга, союзы между Севером и Югом и вражда Севера против народа Божьего (Дан.11:5-39) являются лишь предварительным этапом: они еще не приводят нас к концу мировой истории. Чтобы увидеть кульминацию и завершение этих событий, надо дождаться последней фазы, то есть времени конца (Дан.11:40-45). История написана с точки зрения последних времен. Эти три темы, три основные оси времени конца акцентированы с намерением подвести нас к этому времени. Писание отмечает всё, что представляется важным для осмысления этого конца, всё, что имеет эсхатологическую направленность. Эту перспективу возможно понять, лишь достигнув последнего этапа, когда наступит развязка конфликта и его смысл станет окончательно ясным.
5.) Как приготовиться к последнему времени? Что является причиной гонения Божьего народа? Почему стихают гонения и преследования? С какой целью Бог допускает испытания? …
• Дан.11:33-34,35: "33. Мудрые будут учить многих, однако на время они станут жертвами гонений – меча и огня, тюрем и грабежей. 34. Они не останутся без поддержки, когда будут изнемогать, но многие присоединятся к ним только для вида. 35 (пам.ст.). Из мудрых иные падут: они тоже должны быть испытаны, облагорожены и очищены – быть тому
до срока, до времени конца, который наступит в свой час"
Истинную церковь характеризует не только то, что она, как народ Божий сопротивляется греху и искушениям, но и её решительные действия в продвижении Божьего плана спасения человечества. Христианство не может быть пассивным. Каждое дитя Божие несёт ответственность за выполнение определённой работы, порученной ему лично.
Поручение Христа "идите и проповедуйте всем народам" (Мф. 28:19) остаётся также в силе и во времена гонений как и во дни мира и часто бывает более результативным, чем в другое, более благоприятное время.
Временами Бог допускает, чтобы Его дети переносили страдания и даже смерть, и делает Он это с целью, чтобы их характер очистился и стал пригодным для неба. Даже Сам Христос "страданиями навык послушанию" (Евр. 5:8, ср. Откр.6:11)
● Е. Уайт: "Свидетельство для церкви-4", №29, гл. 5:
"[429] Нам предоставлен драгоценный испытательный срок, в течение которого нам нужно омыть одежды своего характера и убелить их в крови Агнца. На удаление пятен греха обычно уходит вся жизнь. Каждый день необходимо предпринимать усилия по обузданию своего "я" и самоотречению. Каждый день нужно вступать в новые сражения и одерживать новые победы. Каждый день человеку следует искренне и серьезно взывать к Богу, умоляя Его даровать нам славную победу через крест…"
• "Дабы мне познать Его", 28 февраля:
"Можете ли вы, созерцая крест, видя оком веры страдания Христа, говорить о своих скорбях и страданиях? Можете ли вы вынашивать планы возмездия врагам в своем сердце, в то время когда с дрожащих бледных уст Христа срывались слова о Своих мучителях, Своих убийцах: "Отче, прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23:34).
Мы не должны содрогаться, видя глубину смирения, до которой опустился Сын Божий, чтобы поднять нас из рабства греха, дабы мы могли сесть одесную Его... Давно пора посвятить несколько оставшихся драгоценных часов нашего испытания на то, чтобы омыть одежды своего характера и убелить их в крови Агнца, чтобы мы могли оказаться среди одетых в белые одежды, стоящих у великого белого престола" (Ревью энд Геральд, 2 августа 1881г.).
• "В.Б", гл. 2:
"[43] Исповедующие религию Христа всегда разделялись на две категории. Одни верующие, ревностно исследуя жизнь Спасителя, сообразуясь с великим Образцом, искренне стремились исправить свои недостатки; другие старались не замечать ясных, жизненно важных истин, разоблачающих их заблуждения…
[47] Для многих слабых в вере действия таинственного провидения, допускающего, чтобы праведные страдали от рук нечестивых, часто приводят в смущение и недоумение. А некоторые даже готовы разувериться в Боге, видя, как Он допускает, что самым скверным людям живется хорошо, в то время как праведные и благородные терпят страдания и мучения от деспотов. Как это может быть, вопрошают они, что справедливый и милосердный Бог, обладающий безграничным могуществом, позволяет вершиться несправедливости и притеснениям? Этот вопрос не должен интересовать нас. Бог дал нам достаточно доказательств Своей любви, и не следует сомневаться в Его доброте лишь потому, что мы не в состоянии понять действия Провидения. Разве Спаситель не сказал Своим ученикам, предвидя сомнения, которые будут одолевать их во дни гонения и мрака: "Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас" (Ин. 15:20)? Иисус перенес ради нас больше, чем кто-либо из Его последователей, пострадавших от жестокости безбожных людей. Те, кто призван переносить пытки и даже мученическую смерть, только идут по стопам дорогого Сына Божьего.
[48] "Не медлит Господь исполнением обетования" (2 Петр. 3:9). Он никогда не забывает и не оставляет Своих детей; но Он позволяет нечестивым проявить свою истинную сущность, чтобы никто из желающих исполнять Его волю не обманывался относительно их намерений. Часто праведные попадают в горнило страданий, чтобы очиститься, чтобы другие могли убедиться в реальности их веры и благочестия, а также и для того, чтобы своей праведной последовательной жизнью осудить неверующих…
Есть более важный и серьезный вопрос, на который должны обратить внимание христианские церкви наших дней. Апостол Павел говорит: "Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим. 3:12).
Почему же эти гонения стихли? Единственная причина: церковь настолько приспособилась к мирским стандартам, что не встречает больше никакого сопротивления. Религия наших дней утратила чистоту и святость, отличавшую христианскую веру во дни Христа и Его апостолов. В настоящее время христианская вера пользуется такой популярностью в мире по той лишь причине, что величайшими истинами Слова Божьего пренебрегают, что в церкви так мало жизненного, практического благочестия, что там господствует дух компромисса с грехом. Если бы в христианской церкви возродилась вера и сила ранних христиан, то ожил бы и дух гонений; огонь преследований возгорелся бы тогда с новой силой"
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ (Дан.11:40-45)
• Дан.11:40-45: "40. Когда придет время конца, царь южный пойдет войной на царя северного. Но царь северный устремится на него, как буря… 41. Войдет и в Прекрасную Землю, и десятки тысяч станут его жертвами… 44. Но слухи с востока и севера встревожат царя, и он в сильнейшей ярости выйдет уничтожать и губить многих. 45. Раскинет он шатры свои царские между морем и прекрасной Святой горой, но ему придет конец – и никто ему уже не поможет"
• Как разворачивается заключительный конфликт? Каково значение последней войны, в которой Север выступает против народа Божьего? …
Согласно данному пророчеству, заключительный конфликт разворачивается в два этапа, каждый из которых завершается нападением на народ Божий.
1. Сначала Юг нападает на Север. Об этом нападении написано очень кратко, в отличие от более подробного описания сокрушительного наступления Севера, который обрушится на своего противника "как буря…" (Дан.11:40). Описание могущества северного царя предвосхищает его окончательную победу. В конце концов, он достигает "прекраснейшей из земель", но, как указывает пророчество, эта победа не является полной. Успех будет лишь частичным: пострадают «многие» (но не все), а некоторые спасутся от его руки (Дан.11:42).
В историческом плане это означает, что Церковь восторжествует над политическими и атеистическими движениями и затем совершит короткий набег на стан народа Божьего. И действительно, несмотря на неоднократные атаки светских движений, вдохновленных марксизмом или каким-либо другим материалистическим учением, Церковь в наши дни приобретает все большую популярность и авторитет. Ее прошлое, ее процветание и особенно ее политическая ловкость обеспечили ей повсеместное признание. С середины XIX века, когда, согласно Дан. 8, начинается последнее время, характерными чертами Церкви являются не только ее рост и возросшая активность, но также и ее усиливающийся авторитет. Если верить Даниилу, то победа Церкви не является ни полной, ни окончательной. Символический язык пророчества говорит о сопротивлении Юга, указывая на движение с Юга на Север: Едом, Моав и Аммон спасаются от власти Севера. И действительно, мы видим, что гуманистические и атеистические течения после всех нападок Церкви продолжают существовать; светские силы заставили признать себя.
2. Пророчество Даниила идет дальше и проникает за пределы нашего времени. Начинается второй поход. Северный царь продвигается к крайнему югу. Направление с севера на юг передано здесь упоминанием о трех странах, через которые проходит движение: Египет, Ливия и Эфиопия. Когда царь находится в Эфиопии, до него доходят слухи из Иудеи (ведь именно она расположена к северо-востоку от Эфиопии). Царь разгневан и его намерения совершенно ясны: "истреблять и губить" (Дан.11:44). Ранее ему не удалось осуществить эти свои намерения, так как его отвлекала война с Югом. А теперь ничто ему не мешает. Он идет уже не в одиночестве; а те, которые раньше сражались против него, теперь следуют за ним (Дан.11:43). Впервые Север и Юг становятся союзниками. Народы Юга (ливийцы, ефиопляне, египтяне) признают власть Севера и присоединяются к нему в последнем походе против "горы преславного святилища". Лагерь разбит между двумя морями (Дан.11:45), то есть между Средиземным и Мертвым морями, образующими границы Израиля. Этот поход направлен против храма Божьего. В библейском языке выражение "гора преславного святилища" обозначает место, где находился храм, а также сам храм. Именно сила храма делает эту страну священной и превращает ее в "прекраснейшую из земель" ("цеви"). Израильтянин становится поэтом, когда говорит об этом месте. Причина его возвышенных чувств кроется в том, что это видимое и осязаемое место вызывает у него мысль о другом месте, расположенном на небе, где находится Бог. Это следует из Псалма 47, где говорится о "святой горе", Сионе, и упоминается "северная сторона" ("йаркетей цафон", 47:3) - выражение, обозначающее самые верхние высоты, где живет Бог (см. Ис. 14:13).
Это следует также и из молитвы, которую произнес Соломон при посвящении храма (3 Цар. 8:29-30). Иудей возносил молитву лицом к храму, к месту Божьего имени, а исполнение этой молитвы приходило с Неба, из места Божьего обитания.
Выражение "гора преславного святилища" (Дан. 11:45) обозначает место на Небе, где пребывает Бог. Подобный язык мы встречаем уже во второй главе Книги Даниила. Здесь, как и там, время конца отмечено объединением всех царей земли перед горой Божьей. В Дан.2 гора символизировала грядущее небесное Царство Божье (Дан.2:35, 44, 45). Этот же мотив мы находим в кн. Откровение в связи со знаменитым пророчеством об Армагеддоне. И там в последние времена "цари земли всей" объединяются в союз перед установлением Царства Божьего (Откр. 16:14, 15). И там говорится о горе Божьей. Слово "Армагеддон" - это транскрипция еврейского выражения "хармогед" ("гора собрания"), которое обозначает Сион, небесный престол Божий (Ис. 14:13).
Армагеддон из Откровения и гору из Книги Даниила не следует понимать как места, имеющие здесь, на земле, свои
географические координаты; это скорее указание на космическую природу духовной битвы, в которую вовлечены все земные силы. Такая расшифровка необходима для понимания исторического значения этой последней, постепенно назревающей битвы. Согласно Дан. 2 и Откр. 16, "цари земли всей", а по Дан. 11 - Север и Юг, то есть все земные силы, впервые объединяются, чтобы вместе вступить в сражение. Ставка в этом сражении имеет духовный характер, она затрагивает Божий престол, которому все эти силы противостоят; она затрагивает Царство Божье.
1) Нам кажется, что всё это очень далеко от нас. Нам кажется, что пророчество Даниила не связано с нашими повседневными заботами. Но достаточно лишь просто понаблюдать за событиями, разворачивающимися в мире в эти последние времена, чтобы увидеть, что данная пророческая перспектива не лишена основания. В Божье Царство больше не верят. Эту надежду, которую раньше воспринимали как сущность христианства и которая наполняла радостью сердца христиан, теперь уподобляют наивным. мифам прошлого. В этом плане Церковь объединилась с материалистическими и гуманистическими идеологиями. Вместо того, чтобы возвещать иное царство, религия стала призывать строить это царство. В наши дни религиозным идеалом стало царство здесь, на земле. Люди снова обращаются к социалистической философии, чтобы обосновать свое упование на человеческие силы; и все это делается во имя самых благородных идеалов. Звучат слова о справедливости, любви, процветании и счастье человека на земле. Однако Бог при этом отсутствует, и небо оказывается пустым. Таково лицо религии нашего века. В нем мы узнаем черты послушного католического и протестантского христианства. Никогда прежде Церковь не имела такого влияния в политике, как сейчас. И правые, и левые движения с одинаковой убежденностью заявляют о своей приверженности Церкви. Церковь стала политической силой, с которой нельзя не считаться.
По правде говоря, Римско-католическая церковь, существование которой предсказано Даниилом в символе небольшого рога, не является единственной церковью, поддавшейся политическому искушению. В стане северного царя она объединяется со всякой религиозной властью, которая, прикрываясь именем Божьим, использует политическую власть и отстаивает земные учреждения, точно так же забывая о Царстве Небесном. Мышление такого типа во всех его различных конкретных проявлениях осуждено в этом пророчестве.
2) С другой стороны, политические события с удивительной и неожиданной точностью выстраиваются в такой ряд, что на наших глазах становятся исполнением предсказанного библейского видения. Мы слышали не раз о "новом мировом порядке". Главы правительств серьезно думают о важности объединения всех властей. Чтобы древняя мечта Вавилона стала реальностью, чтобы единство, наконец, осуществилось, остается только найти вождя, которого бы приняли все и который был бы не зависим от великих наций, считающихся слишком подозрительными. Для некоторых людей такой вождь уже найден. По мнению иезуита Малахии Мартина, только папа сможет воодушевить строителей единства и добиться их доверия. И этот авторитетный голос, раздающийся в Ватикане, не одинок. Он находит отклик в действиях политических лидеров, желающих использовать в своих интересах эту силу, которая становится все более влиятельной. Он находит отклик и в народном ликовании, раздающемся на всех континентах, которые верховный понтифик лично посщает со всей своей пышностью. Папу слушают и на Востоке, и на Западе. Им все восхищаются — и все ему доверяют. Все, включая и религиозные движения, происходящие от других корней, но взявшиеся с не меньшим рвением за знамя Вавилона. "Неважно, какую форму имеет бутылка, лишь бы она содержала вино". Неважно, кто какого религиозного предания придерживается, лишь бы всем работать вместе ради общего блага человечества.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Мой респект! СЛАВА ГОСПОДУ !!!