Памятный стих: «Царство же, и власть, и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (Дан.7:27).
Четыре зверя
1. Дан.7:2,3 – какое видение видел пророк Даниил в первый год царя Валтасара?
2. Дан.7:4-6 – как описаны увиденные животные, и что это означает?
Благодаря тому, что некоторые из важнейших деталей видения объясняются ангелом в самом видении, мы можем понять основные вехи этого удивительного пророчества.
Лев. Лев — наиболее подходящий образ Вавилона. Крылатые львы украшали стены дворца и другие произведения вавилонского искусства. У льва, изображенного в видении, по истечении некоторого времени вырваны крылья, он становится на ноги, как человек, и ему дано человеческое сердце. Этот процесс символизирует упадок Вавилонской империи в период более позднего правления царей.
Медведь. Медведь представляет Мидо-Персидскую империю. Тот факт, что у него одна сторона была выше другой, свидетельствует о превосходстве персов над мидянами. Три клыка между его зубами указывают на три главных завоевания мидо-персов: Лидию, Вавилон и Египет.
Барс. Быстрый барс представляет Греческую империю, основанную Александром Великим. Четыре крыла делают этого зверя еще более быстрым, и это весьма удачный символ Александра Македонского, покорившего за несколько лет весь известный мир.
Страшный и ужасный зверь. Если вышеперечисленные существа напоминают животных, известных человеку, — они с виду как лев или как медведь, — то четвертый зверь не похож ни на одного представителя животного мира. С многочисленными рогами он выглядит гораздо более ужасным и ненасытным, чем предыдущие животные. Таким образом, этот зверь хорошо иллюстрирует языческий Рим, который захватил и растоптал мир железными ногами.
3. Дан.7:2,3 – что можно сказать об увиденных животных? В чем разница между Дан.7:2 и Быт.1:2?
Видение дано Даниилу ночью. Ему показано море, взволнованное четырьмя ветрами. Тьма и вода упоминаются в истории Творения, похоже, что здесь творение искажено и подвержено нападкам. Животные, упомянутые в видении, являются помесью нескольких видов, т. е. являются нечистыми, что указывает на нарушение первозданного порядка. Животные представлены как действующая власть; тем самым показано, что власть, данная Богом Адаму в Эдемском саду, была узурпирована этими силами.
4. Дан.7 - в чем суть видения Даниила и о чем оно говорит?
Каждое животное, увиденное Даниилом, соответствует определенной части истукана из сна Навуходоносора. Только теперь приводятся более подробные сведения о каждом царстве. Существа, символизирующие языческие народы, являются нечистыми животными. Эти животные, за исключением четвертого зверя, соответствуют реально существующим в природе особям. Выбор этих животных в качестве символов обусловлен наличием у них некоторых характеристик, указывающих на какой-то аспект царства, которое они представляют.
5. За тысячелетнюю историю человечества великие империи возникали и исчезали, как и было предсказано. Какое утешение мы можем найти в понимании того, что у Бога все под контролем, несмотря на все возмущения, волнения, а порой и полный хаос на земле? Как это подтверждает достоверность Писания?
Небольшой рог
1. Дан.7:7-8,19–25 – какова характеристика небольшого рога? Где он появляется? Что это означает? Какую власть представляет небольшой рог?
а) Небольшой рог исходит из четвертого зверя и является его частью.
Четвертый зверь с десятью рогами, осуществляющий свое правление с крайней жестокостью, представляет собой языческий Рим.
Небольшой рог богохульствует и преследует Божий народ. Он вырастает из десяти других рогов страшного и ужасного зверя, представляющего Римскую империю. Маленький рог искореняет три из десяти царств, которые появились из языческого Рима. Власть маленького рога является продолжением языческого Рима и, таким образом, имеет общие характеристики Римской империи. Он узурпирует власть Христа, преследует Божий народ, меняет Божий закон, выступает против Бога и поступает так, как ему угодно, до времени, и времен, и полувремени (что составляет 1260 календарных лет). Эти действия указывают на то, что маленький рог обладает как политической, так и религиозной властью, что соответствует папству. История показывает, что обращение императора Константина, официальное признание воскресенья днем поклонения, падение Рима от нашествия варваров и основание Константинополя на Востоке были важными факторами, способствовавшими росту папства. С падением языческой западной Римской империи папа римский заполнил тот вакуум власти, который возник в Риме в связи с переносом столицы в Константинополь.
С указом императора Юстиниана в 538 году, объявившего папу главой всех церквей, папству была открыта дверь для проявления своей власти. Теперь папа римский обладал не только религиозной, но и политической властью. Вскоре папы стали называть себя понтификами и приняли другие обычаи и законы языческой Римской империи. Посредством альянсов с властями преследуемая церковь стала преследователем. Через крестовые походы и инквизицию римская церковь причинила огромную боль многим, кто хотел оставаться верным библейскому учению. Таким образом, уже в Средние века папа стал отождествляться с антихристом (Мф.24; 2 Фес.2:3-4; Откр.13:1–10). В 1798 году Наполеон заключил папу римского в тюрьму, положив конец 1260-летнему правлению.
б) Как показано в видении, у четвертого зверя десять рогов, из которых три рога были вырваны, чтобы освободить место для небольшого рога. Этот рог имеет человеческие глаза и «уста, говорящие высокомерно» (Дан.7:8). Небольшой рог появляется из страшного и ужасного зверя, символизирующего языческий Рим. Таким образом, рог расширяет или воплощает некоторые черты языческого Рима. Это просто более поздняя стадия той же власти.
Этот рог ведет брань со святыми. Ангел объясняет, что рог — это царь, который совершит три беззакония: 1) будет произносить высокомерные слова против Всевышнего, 2) будет преследовать святых Всевышнего, 3) намерен изменить времена и закон. И, как следствие, святые будут преданы в его руку. Затем ангел озвучивает временные рамки деятельности небольшого рога: «до времени, и времен, и полувремени». На пророческом языке слово «время» означает «год», слово «полувремя» означает «полгода», а «времена» означает «два года». Следовательно, это период из 3,5 пророческих лет (1260 дней), который, согласно принципу «день за год», указывает на период 1260 лет. В течение этого времени небольшой рог будет совершать нападки на Бога, преследовать святых и попытается изменить Божий закон.
2. Посмотрите на все характеристики власти небольшого рога, которая возникла и остается частью четвертого зверя, Рима. Какая могущественная власть возникла в языческом Риме много веков назад, преследовала Божий народ и продолжает существовать и сегодня? Почему ее точная идентификация помогает защитить нас от ложных толкований, в частности, от идеи, что небольшой рог относится к языческому греческому царю (Антиох IV Епифан, интерпретация претеристов), который исчез со страниц истории более чем за полтора столетия до первого пришествия Христа, и от идеи, что небольшой рог — это некая будущая власть, которая еще не возникла (интерпретация футуристов)?
После распада Римской империи, вызванного нападениями варваров с севера, римский епископ воспользовался свержением трех варварских племен и утвердился в качестве единственной власти в Риме в 538 г. н. э. В результате этого он взял на себя несколько институционных и политических обязанностей римского императора. Поэтому возникшее папство было наделено мирской и религиозной властью. Папство было свергнуто Наполеоном в 1798 году. Это положило конец не Риму, а только определенному этапу преследования. Папа не только провозгласил себя наместником Христа, но и ввел ряд доктрин и обрядов, противоречащих Библии. Чистилище, епитимья, таинство исповеди и замена заповеди о субботе на воскресный день — всего лишь часть тех многочисленных изменений «времен и закона», введенных папством.
«Судьи сели…»
1. Дан.7:9-10,13-14 – что следует после видения о четырех животных и деятельности небольшого рога?
После видения о четырех животных и деятельности небольшого рога пророк видит сцену небесного суда.
2. Дан.7:21,22 – между какими событиями происходит суд?
а) Этот суд происходит после 1260-летнего периода деятельности небольшого рога (538–1798 гг. н. э.), но до установления Божьего Царства. Фактически, в видении трижды появляется следующая последовательность:
- Время деятельности небольшого рога (538–1798);
- Небесный суд;
- Божье вечное Царство.
б) Суд начинается после прихода к власти небольшого рога и заканчивается незадолго до того, как святые получат награду, а маленький рог понесет наказание. Таким образом, этот суд было бы правильно обозначить как следственный.
в) В связи с судом Эллен Уайт упоминает следующие книги: (1) книгу жизни, содержащую имена всех тех, кто когда-либо служил Богу; (2) памятную книгу, запись добрых дел святых и (3) запись грехов (Великая борьба, с. 480, 481).
Откр.20:12 - И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
Мал.3:16 - Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его".
3. Ср. Дан.7:10,13 – что еще мы узнаем о времени проведения суда из сравнения этих текстов?
Из 8-й и 9-й глав книги Даниила мы узнаем о времени начала суда и о его связи с очищением небесного святилища в День искупления. Главная мысль 7-й главы в следующем: до пришествия Христа на небе совершается суд в интересах Божьего народа (Дан.7:22).
Другими словами, суд совершается до пришествия Христа.
4. Дан.7:10,11,21,22,25,26,27 – какие вопросы будут рассмотрены на суде? Какое благо принесет суд Божьему народу?
а) Это вселенский суд, и он касается как небольшого рога, так и святых Всевышнего, которые в конечном итоге получат Царство.
Суд дан в пользу святых Всевышнего - «Пока не пришел Древний днями и суд не вынес решения в пользу святых Всевышнего. И тогда настало время святым вступить во владение царством» (Дан.8:22, ИПБ).
б) Суд в Писании несет в себе как осуждение, так и оправдание. Для небольшого рога суд означает осуждение и приведет к его окончательному уничтожению. Но для преследуемых им святых суд означает оправдание, спасение и восстановление. Их имена рассмотрены на Небесном суде, и они признаны невиновными. Они оправданы и в конечном итоге получат царство.
5. Поскольку этот суд охватывает всю Вселенную и, согласно пророческой хронологии, происходит прямо сейчас, некоторые задаются вопросом, может ли Бог начать суд над живущими в настоящее время?
Мы должны помнить, что суд над живыми (нечестивцами) произойдет только тогда, когда закончится время испытания и семь последних язв начнут изливаться на Вавилон (Откр.15-16).
Пришествие Сына Человеческого
1. Дан.7:13 - кто такой Сын Человеческий и что позволяет определить Его личность? (Мк.13:26; Мф.8:20; Мф.9:6; Лк.9:26; Лк.12:8; Мф.24:30; Ин.3:13-17; Откр.1:13).
а) Сын Человеческий — это Царь. Ему дана «власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» (Дан.7:14).
б) Из титула «Сын Человеческий» ясно, что Ему присущи и человеческие качества. Он и Бог, и Человек, Личность, Которая принимает активное участие в суде. Сын Человеческий, грядущий с облаками небесными, является распространенным образом Второго пришествия Христа в Новом Завете.
в) Сын Человеческий указывает на Адама, отца человеческой расы. Адам был назначен ответственным за созданный мир, и ему было поручено владычествовать над всем. В отличие от Адама, который осуществлял временное владычество, и царей мира, которые управляли какое-то время, Сын Человеческий получает вечное Царство. С приходом Сына Человеческого Царство Бога возвращено тем, кому оно принадлежит по праву. То, что Адам утратил в Эдемском саду, Сын Человеческий восстановит на небесном суде.
г) Титул «Сын Человеческий» предполагает, что у Него есть нечто общее с человечеством. Это выражение также может быть использовано для обозначения человека (Иез.2:1). Поскольку в Дан.7 эта личность — явно небесное существо, титул «Сын Человеческий» указывает на Его связь с человечеством.
д) Сын Человеческий не только представляет Свой народ на Небесном суде, но и может отождествлять себя с ними, потому что Он разделяет их человеческую природу (Евр.2:14; Евр.4:15). Следует также отметить, что Сын Человеческий из Дан.7 может также отождествляться с Вождем воинства (Дан.8:11), «мужем, облеченным в льняную одежду» (Дан.10:5), и Михаилом (Дан.10:13; Дан.12:1).
е) Сын Человеческий из 7-й главы книги Даниила, несомненно, является Мессией Иисусом Христом, Который приходит в присутствие Бога Отца как представитель святых (1 Ин.2:1) в прообразный День искупления.
2. Дан.7:13,14; Ин.3:13-20; 1 Тим.2:5,6 – какова роль Сына Человеческого, подведенного к Ветхому днями?
Вследствие попытки изменить Божий закон религиозная система, представленная небольшим рогом, искажает поклонение Богу. Небесный суд показывает, что истинное поклонение в конечном итоге будет восстановлено. Папская система, среди всего прочего, ставит падшего человека посредником между Богом и человеком. Даниил показывает, что единственным Посредником, способным представлять человечество перед Богом, является Сын Человеческий. Как сказано в Библии: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим.2:5).
Сын Человеческий появляется на Небесном суде, чтобы оправдать Свой народ.
«Сам человек бессилен противостоять обвинениям своего главного врага. В запятнанной греховной одежде, исповедуя свою вину, обвиняемый стоит перед Богом. Но Иисус, наш Заступник, выступает с ходатайством, имеющим силу, в защиту тех, кто, раскаявшись и веруя, отдал свое сердце Ему. Он защищает их и, используя сильнейший аргумент — Голгофу, побеждает обвинителя. Его совершенное повиновение Закону Божьему дало Ему высшую власть как на небе, так и на земле, и Он просит у Своего Отца милости и примирения для виновного человека. Обращаясь к обвинителю Своего народа, Он говорит: „Господь да запретит тебе, сатана! Это приобретение Моей крови, головня, исторгнутая из огня“. И всем полагающимся на Него в вере Он дает заверение: “Смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные” (Зах.3:4)» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 586, 587).
3. Почему понимание совершённого Христом для нас на кресте имеет основополагающее значение для того, чтобы мы могли иметь уверенность в день суда? На что мы могли бы надеяться, если бы не жертва Христа? (Рим.8:1; 1 Ин.2:1,2; 1 Тим.2:5,6).
Мы не должны бояться суда, потому что «Сын Человеческий» является нашим ходатаем. Поэтому вместо осуждения Небесный суд принесет нам оправдание и спасение.
4. Как все, что мы знаем из Библии о жизни и характере Иисуса Христа, в том числе о Его ключевой роли во время суда, ободряет нас в размышлениях о суде?
Несмотря на несправедливость, преследования и испытания, Божий народ может с надеждой смотреть в будущее. Это пророческое изображение истории показывает, что история человечества завершится Небесным судом и вечным Царством Сына Человеческого. Мы ожидаем скорого установления Божьего вечного Царства.
Святые Всевышнего
1. Дан.7:18,21-22,25,27 – кто такие «святые Всевышнего»? Что происходит с Божьим народом, согласно этим текстам?
а) «Святые Всевышнего» — это определение, обозначающее Божий народ. Против них действует власть, которую символизирует небольшой рог. «Святые» страдают от преследований, но остаются верными Богу. Поскольку эти люди были непоколебимо верны Слову Божьему, их преследовали во времена папского правления. Христиане подвергались гонениям и во времена языческой Римской империи (четвертый зверь), но преследование, о котором говорится в Дан.7:25, — это преследование святых «небольшим рогом» после завершения периода языческого Рима. Однако эта мировая власть не вечно будет угнетать Божий народ. Царство Божье заменит все царства мира. Поскольку Сын Человеческий связан с Богом и человечеством, Его победа — это победа тех, представителем кого Он является.
Иисус Христос — наш Представитель на небесном суде. Он уже победил силы тьмы и разделяет Свою победу с теми, кто принимает Его. Поэтому нам не надо бояться суда.
б) Определение Божьего народа как народа святых вторит тексту Исх.19:6, где Бог призывает Израиль быть «царством священников и народом святым». Таким образом, святых Всевышнего «нужно отождествлять с верными последователями Бога, которые составляют Божий народ Остатка; которые являются Его избранными, отделенными от остальных народов; которых преследует сила, противостоящая Богу; которые сохраняют завет, веру и уверенность в Боге, от Которого они в конце концов получают вечное Царство» (Gerhard F. Hasel, «The Identity of ‘The Saints of the Most High’ in Daniel 7,» Biblica 56, no. 2 [1975]: p. 192).
2. Как точно видение Даниила раскрывает историю на тысячи лет вперед! Как это помогает нам учиться доверять Божьим обетованиям относительно будущего?
Уроки, выводы
1. По каким стандартам будет происходить суд? Задайте себе вопрос: соответствую ли я этим стандартам? Что ваш ответ говорит о том, что вам еще нужно преодолеть по благодати Божьей?
2. Для самоанализа. Как вы относитесь к перспективе вселенского суда, на котором все ваши мысли и поступки будут раскрыты?
3. Какое значение имеет факт, что Сам Иисус будет нашим Ходатаем на Небесном суде?
4. Зная, что Иисус является нашим Ходатаем на Небесном суде, как мы должны проживать свои дни на земле? Подтвердите Библейскими текстами. Например, Еф.5:15,16; 1 Фес.5:6; др.
5. Какое утешение и какую надежду дает нам видение, описанное в Дан.7?
«В видении Даниилу было показано, что, хотя насилие и гонения в мире будут усиливаться, Бог контролирует ситуацию. Он великий Судья, Который позаботится о том, чтобы истина в итоге победила. Власти мира сего, показанные во сне Навуходоносора как все более и более деградирующие нравственно, представлены Даниилу как возрастающие в жестокости и насилии. Кульминацией высокомерия властей этого мира является появление небольшого рога, который говорил высокомерно. Пока на земле происходят ужасные события, на небесах созывается Небесный суд, который вынесет приговор земным событиям согласно имеющимся записям. Высокомерные мирские власти будут осуждены и уничтожены, а Сыну Человеческому со святыми Его будет дано вечное владычество, которое никогда не будет уничтожено» (G. Arthur Keough, God and Our Destiny, Adult Sabbath School Lessons, First Quarter, 1987, p. 63).
Вывод. Седьмая глава книги Даниила показывает, что на смену мировым державам, которые безжалостно господствовали над миром, придет Царство Небесное, и Сын Человеческий получит власть и Царство, чтобы вечно править со Своим народом.
Светлана, svettor@yandex.ru
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3