Что стало с Советскими дипломатами в Германии с началом войны в 1941 году?
Когда рассказывают про 22 июня 1941 года, то есть про день вероломного вторжения фашистов на территорию Советского Союза, то зачастую забывают об одном нюансе - а что стало с гражданами СССР, проживавшими на тот момент в Германии? Напомню, что до начала вторжения, Германия всячески пыталась себя выставить нашими друзьями. Да, все прекрасно понимали что войны в будущем не избежать, но открыто это старались не показывать. В связи с этим, как Германия, так и Советский Союз, приглашали к себе различных специалистов для обмена опытом, так сказать. Это были ученые, военные, врачи, да и много кто еще из тех, кто по той или иной причине 22 июня оказался на территории Германии. Но ведь были еще и те, кто проживал там постоянно - это Советские дипломаты. По состоянию на 22 июня на территории Германии находилось 325 дипломатов и членов их семей, а также более 700 человек различного рода специалистов, находящихся там в командировке. Что с ними всеми стало в тот момент, когда Германия объявила нам войну?
Советский посол в Германии, 1941 год
Сразу стоит отметить такой момент, что Германия в этом плане оказалась более подготовленной. Своих представителей посольства и просто каких-то важных персон, они начали тайно вывозить из СССР как раз накануне войны. Также было вывезено все имущество посольства, о чем неоднократно заявляли наши разведчики. По факту, 22 июня из немцев находящихся в Москве самой важной персоной являлся лишь посол Фридрих-Вернер Шуленбург.
Касаемо наших послов в Германии, в данной ситуации оставалось одно - каким-то образом их эвакуировать. На то даже существовали определенные законы военного времени, которые разрешали беспрепятственно выехать к себе на Родину исключительно членам посольств и консульств. По идее, немцы не должны были чинить этому никаких препятствий. На деле получилось немного иначе. Дело в том, что немцы были не против высылки именно дипломатов, а вот про остальных 700 разного рода специалистов тактично умолчали.
Советское посольство в Германии до 22 июня 1941 года
23 июня 1941 года, когда немцы на некоторых участках фронта уже смогли продвинуться достаточно глубоко, состоялись переговоры представителей двух стран на предмет обмена дипломатами и прочими ценными специалистами. Немцы уверяли в том, что никаких препятствий чинить не будут. Более того, в переговорах звучали фразы из серии "переправим на Родину с уважением". Но в чем проявилось в итоге это самое "уважение"?
На самом деле, даже до проведения переговоров ситуация уже складывалась немного иначе, потому как сразу после объявления войны 22 июня, квартиры представителей Советского посольства подверглись тщательным обыскам и погромам. В самом посольстве были отключены телефоны и вообще вся возможная связь с внешним миром. Также в посольство был вызван наряд полиции, который стал обыскивать кабинеты, громить их, при этом никого не выпуская из здания. У советских дипломатов отобрали деньги и не разрешали банально выйти в магазин чтобы купить еды. Как позже вспоминали сами дипломаты, им не давали даже просто воды, не выпуская их из разгромленных кабинетов.
Спустя сутки после всего произошедшего, в то самое время, когда немцы в Москве рассказывали об "уважении", части дипломатов Советского посольства в Германии были предъявлены обвинения в шпионаже. Затем на некоторое время их отправили в немецкие тюрьмы, после чего уже в концлагеря. Немцы сделали ровно так, как посчитали нужным сами, а не так, как договорились с Москвой. После всего они предложили обмен "один на один". Мол, вы возвращаете нам Шуленбурга, а мы вам кого-то из послов. Но нюанс был в том, что на тот момент немцам кроме Шуленбурга и вызволять было особо некого, а вот советских граждан в Германии оставалось более чем достаточно, и они рисковали также оставаться в концлагерях. Тем не менее, нашей стороне удалось уговорить немцев произвести обмен "всех на всех". Переговоры происходили при участии Швеции, Турции и Болгарии.
После того как в переговоры включились другие страны, немцы пообещали ускорить процесс обмена, который до этого затягивали максимально долго. Обмен запланировали на начало июля. Изначально договорились обменять дипломатов на границе СССР и Турции, однако в назначенное время и место немцы просто не явились, вновь затянув переговорный процесс. Ситуацию удалось разрешить только с помощью шведского посла. Швеция в то время являлась официально нейтральной страной и с ее помощью происходило много переговорных процессов. Хотя, по факту, своих добровольцев в немецкую армию она все же отправляла. В итоге, находясь во вполне комфортабельных условиях, Шуленбург направился домой, за что немцы сердечно поблагодарили нашу страну. Но вот уже советских дипломатов они стали вывозить только спустя некоторое время, да и то в условиях довольно специфических.
Фридрих-Вернер Шуленбург по прибытии домой
Из столицы Германии были направлены два эшелона с Советскими гражданами. Маршрут был построен максимально долгий - через Чехословакию, Югославию и Болгарию, далее в Турцию. Да, вагоны были не транспортными, как, например, для будущих узников концлагерей, но и здесь тоже присутствовали свои нюансы. Например в каждом купе размещалось до 10 человек. Соответственно, людям было негде не просто спать, а даже сидеть. Выходить из купе строго воспрещалось. Как воспрещалось и выходить на улицу во время остановок поезда. При этом стоит отметить, что некоторые остановки доходили до двух суток. Все это время люди просто находились в купе. Отпускали только в туалет, в сопровождении охраны. Кормили один раз в день, ингода два, но чисто символически - хлеб, вода и что-то еще несущественное. После испытания концлагерями и таких условий перевозки, многие вернулись домой больными и истощенными. В тоже время Германия направила в адрес Советского Союза телеграмму с благодарностью за то, что создали комфортабельные условия в ходе перевозки их посла. Такой сарказм в будущем еще им скажется, причем не в самом позитивном ключе.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев