Комментарий на Евангелие от МАТФЕЯ (5 – глава)
Продолжаем комментарий на Евангелие от Матфея.
________________________________________
Матфея 5:1–12 — Блаженства: Манифест Царства Небесного
Введение
Пятая глава открывает собой знаменитую Нагорную проповедь — центральное учение Иисуса о характере и принципах Царства Божьего. Как Моисей восходит на гору, чтобы дать Закон, так и Иисус, новый Моисей, поднимается на гору, чтобы дать закон Царства.
Блаженства (стихи 1–12) — это духовный портрет гражданина Царства Небесного. Они не просто моральные рекомендации, а описание того, каким становится человек под влиянием Духа Божьего. Блаженства переворачивают земную систему ценностей и утверждают, что истинная радость находится в сердце, независимо от внешних обстоятельств.
________________________________________
📖 Матфея 5:1–2
1 Увидев собравшуюся толпу людей, Иисус поднялся на склон горы и сел. Его ученики подошли к Нему.
2 И Он начал учить их:
Комментарий:
• «Увидев собравшуюся толпу людей… сел» — типичная поза раввина, начинающего наставление. Это знак авторитета и учительства.
• Иисус обращается к ученикам, но также и ко всей толпе. Это слово предназначено для всех, кто желает быть частью Царства.
• «И Он начал учить их» — библейский оборот, подчёркивающий торжественное и вдохновлённое слово (ср. Пс. 77:2).
________________________________________
📖 Матфея 5:3
3 Счастливы осознающие свою духовную нужду — им принадлежит Царство Небесное.
Комментарий:
• Блаженны — греч. μακάριοι (makarioi), буквально «счастливы», «настоящие обладатели благословения».
• «Нищие духом» — не просто скромные или бедные. Это осознание полной духовной зависимости от Бога, противоположность гордости фарисея (ср. Лк. 18:13–14).
• В этом начинается путь ученика: с признания своей духовной нищеты, неспособности спасти себя.
• Обетование: уже сейчас — “им принадлежит Царство Небесное”. Это настоящее обладание, несмотря на кажущуюся слабость.
🔍 Адвентистский акцент: Это первый шаг в процессе освящения и духовного роста (см. книгу “Путь ко Христу”).
________________________________________
📖 Матфея 5:4
4 Счастливы скорбящие — они обретут утешение.
Комментарий:
• Это не о любой вид скорби и печали, а о сожалении о грехе — личном и общественном.
• Такие «скорбящие» — это пророки, Иисус, апостолы, праведники, скорбящие о нечестии мира.
• Обетование утешения — через прощение, через Божье присутствие, через будущую славу (Откр. 21:4).
________________________________________
📖 Матфея 5:5
5 Счастливы кроткие — они наследуют землю.
Комментарий:
• Кротость — не слабость, а добровольное смирение и отсутствие мстительности, как у Моисея (Чис. 12:3) или Христа (Мф. 11:29).
• Наследовать землю — отсылка к Псалму 36:11 и обетованию новой земли (Откр. 21:1).
• Адвентисты видят здесь надежду на буквальное исполнение этого обетования в будущем царстве.
________________________________________
📖 Матфея 5:6
6 Счастливы алчущие и жаждущие праведности — они будут насыщены.
Комментарий:
• Речь идёт не просто о справедливости, а о жажде Божьей праведности — как объективной (оправдание), так и нравственной (освящение).
• Такую жажду Бог обещает удовлетворить полностью — не просто каплей, а “насыщением” (Пс. 106:9; Ис. 55:1).
________________________________________
📖 Матфея 5:7
7 Счастливы милостивые — они помилованы будут.
Комментарий:
• Милость — не просто сочувствие, а активное сострадание, помощь нуждающимся, прощение обидчиков (Мф. 6:14–15).
• Кто даёт милость — получит её от Бога. Это не “заработок”, а отражение Божьего характера (см. Мих. 6:8).
________________________________________
📖 Матфея 5:8
8 Счастливы чистые сердцем — они увидят Бога.
Комментарий:
• Чистота сердца означает цельность, искренность, отсутствие двойных стандартов (Пс. 23:3–4; Иак. 4:8).
• Обетование: видеть Бога — и в жизни (духовным зрением), и в будущем — в пришествии и вечности (1 Ин. 3:2; Откр. 22:4).
________________________________________
📖 Матфея 5:9
9 Счастливы стремящиеся к миру — они будут названы сынами Божьими.
Комментарий:
• Стремящийся к миру — это не только миролюбивый человек, но активный устроитель примирения: между людьми, и между Богом и человеком (2 Кор. 5:18).
• «Сыны Божьи» — те, кто подобен Богу в характере, как Христос — Князь мира (Ис. 9:6).
________________________________________
📖 Матфея 5:10
10 Счастливы преследуемые за праведность — им принадлежит Царство Небесное.
Комментарий:
• Последние три блаженства показывают результаты жизни в Духе — и они не всегда приятны: гонения, отвержение.
• За правду (праведную жизнь) — не за фанатизм, а за верность Божьим принципам (см. Дан. 3 и 6).
• Повтор обетования: им принадлежит Царство Небесное — начинается и заканчивается этим утверждением (в ст. 3 и 10), обрамляя блаженства как жизнь в Царстве уже здесь.
________________________________________
📖 Матфея 5:11–12
11 Счастливы вы, когда вас оскорбляют, преследуют и клевещут на вас из-за Меня.
12 Радуйтесь и ликуйте, потому что велика ваша награда на небесах. Ведь точно так преследовали пророков, живших до вас.
Комментарий:
• Здесь Иисус говорит напрямую к ученикам: “вы”.
• Он предсказывает, что верность Ему приведёт к страданиям, но радость превзойдёт скорби (ср. Деян. 5:41; Рим. 8:18).
• Гонения — знак подлинности: «так гнали и пророков» — это показывает, что вы находитесь в духовной преемственности с Божьими вестниками.
________________________________________
Ключевые богословские темы:
1. Царство Небесное — уже сейчас принадлежит верным, но его полнота ещё впереди.
2. Блаженства не зависят от внешнего успеха, они — отражение характера Христа.
3. Путь к счастью — через смирение, плач, жажду правды, милость, чистоту и даже страдания.
4. Обетования Царства — поддержка, утешение, праведность, видение Бога, награда, наследие.
________________________________________
Вопросы для размышления:
1. Как я проявляю «нищету духа» в личной молитве и хождении пред Богом?
2. Есть ли у меня подлинная жажда Божьей праведности, или я доволен своей формальной религиозностью?
3. Где в моей жизни я призван быть миротворцем, а не просто наблюдателем?
4. Готов ли я быть гоним «за правду» и воспринимать это как честь?
Продолжаем комментарий на Евангелие от Матфея.
________________________________________
Матфея 5:13–20 — Соль, свет и исполнение Закона
Эти стихи служат переходом от «блаженств» к основной части Нагорной проповеди. После описания качеств учеников Христа (5:1–12), Иисус говорит о их миссии в мире и отношении к Закону. Здесь заложена ключевая основа новозаветной этики и понимания роли учеников в их миссии миру во свете Божьих замыслов.
________________________________________
📖 Матфея 5:13
13 Вы — соль земли. Но если соль потеряет свои свойства, чем можно её восстановить? Она становится бесполезной — остаётся только выбросить её под ноги прохожим.
Комментарий:
• «Вы — соль земли» — соль в древности была:
o средством консервации (предотвращение порчи),
o вкусовой добавкой,
o иногда символом завета (Лев. 2:13; Чис. 18:19).
• Смысл: ученики — это те, кто сохраняет истину и праведность в обществе, придаёт смысл и очищает его.
• «Потеряет свои свойства» — буквально: «обессолится», что в природной соли возможно, если она загрязнена. Так и ученики могут утратить духовную силу через компромисс с миром.
• «Под ноги прохожим» — сильное выражение. Речь не об утрате спасения автоматически, но о утрате миссии, предназначения и влияния.
🔍 Адвентистский акцент: Это предостережение последнему поколению, хранящему заповеди Божьи и свидетельство Иисуса (Откр. 14:12). Если церковь теряет истину, она становится бессмысленной в Божьем плане.
________________________________________
📖 Матфея 5:14–16
14 Вы — свет для этого мира. Невозможно скрыть город, стоящий наверху горы.
15 Никто не зажигает светильник, чтобы накрыть его сосудом —его ставят на подставку, и он освещает весь дом.
16 Так и ваше добро должно быть видно людям, чтобы, видя ваши добрые дела, они прославляли Отца вашего Небесного.
Комментарий:
• «Свет для этого мира» — как Бог есть Свет (1 Ин. 1:5), так и Христос (Ин. 8:12), теперь Он говорит, что и ученики — свет. Это отражённый свет, как луна отражает солнце.
• «Город наверху горы» — образ, понятный для слушателей (Иерусалим на горе Сион), символ свидетельства, заметности.
• Свет — это дела (ст. 16), но не просто внешние поступки, а жизнь, освещённая Христом.
• Цель — не слава людей, а прославление Отца Небесного. Добрые дела — путь к миссионерству и славе Божьей.
📚 Ссылка: Эллен Уайт подчёркивает, что «всякая истинная реформация начинается с того, что Христос сияет через Своих последователей» (Желание веков, гл. 31).
________________________________________
📖 Матфея 5:17
17 Не думайте, что Я пришёл отменить Закон или Пророков. Я пришёл не отменить, но исполнить.
Комментарий:
• «Не думайте» — Иисус предвидит возможное обвинение в отмене (нарушении) Закона из-за Его вольной манеры толкования и критики фарисеев.
• «Закон и пророки» — стандартное выражение, обозначающее Ветхий Завет (Танах).
• «Отменить (нарушить)… исполнить»:
o Не разрушить, не обессилить, не отменить (греч. καταλῦσαι — разрушить, снести).
o «Исполнить» (πληρῶσαι) — наполнить смыслом, реализовать, воплотить в полноте. Христос является воплощением Закона, Он показал, что значит жить в совершенном послушании и любви.
🔍 Адвентистский акцент: Важно отметить, что Христос не упраздняет закон, включая десять заповедей. Он углубляет его значение, переходя от буквы к духу. Это ключевой текст в адвентистской апологетике по поводу непреложности Закона (особенно четвёртой заповеди — о субботе).
________________________________________
📖 Матфея 5:18
18 Истинно говорю вам: скорее небо и земля исчезнут, чем исчезнет хотя бы одна буква или чёрточка в Законе, пока не исполнится всё.
Комментарий:
• Маленькая буква — Йота (י) — самая маленькая буква еврейского алфавита.
• Черта (κεραία) — маленький штрих, различающий буквы.
• Это выражение подчёркивает неизменность Божьего Закона до полного исполнения всех Божьих намерений.
• Закон в этом контексте — не только обрядовый, но вся полнота Божьего откровения, вплоть до деталей.
📚 Эллен Уайт подчёркивает: «Христос не пришёл уничтожить закон, но показать его духовную силу и благородство…» (Путь ко Христу, гл. 7).
________________________________________
📖 Матфея 5:19
19 Поэтому, кто нарушит хотя бы одну из самых незначительных заповедей и научит так людей, тот будет назван наименьшим в Царстве Небесном; а кто будет исполнять их и учить других, тот станет великим в Царстве Небесном.
Комментарий:
• Иисус осуждает пренебрежение даже «малейшими» заповедями. Он не одобряет снисходительного отношения к Божьим установлениям.
• «Научит так других» — учительство имеет особую ответственность. Личное непослушание уже опасно, но заражать других безразличием — ещё опаснее.
• И наоборот: послушание и верное наставление возвышает человека в глазах Бога.
🔍 Это — важнейший аргумент в защиту Субботы как непреходящей заповеди.
________________________________________
📖 Матфея 5:20
20 Говорю вам: если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное.
Комментарий:
• Шокирующее утверждение: праведность фарисеев считалась высшей формой благочестия.
• Но она была внешней, формальной, легалистической.
• Иисус говорит о внутренней праведности, которая исходит из сердца, преображённого благодатью (см. Иер. 31:33).
• Это не отменяет Закон, а напротив — делает его живым и действенным через действие Духа (Рим. 8:3–4).
📚 Эллен Уайт подчёркивает: «Праведность Христа — это не накидка, прикрывающая грех, а сила, побуждающая к послушанию» (Желание веков, гл. 31).
________________________________________
Ключевые богословские акценты:
1. Миссия учеников — быть солью и светом, то есть активно влиять на мир через праведную жизнь.
2. Закон Божий — не упраздняется во Христе, но получает полноту исполнения и внутреннего преобразования.
3. Истинная праведность — это не религиозная внешность, а глубокое, сердечное послушание, рождаемое от Духа Святого.
4. Угроза формализма — ученики не могут довольствоваться фарисейским благочестием. Требуется духовная реальность, а не религиозная маска.
________________________________________
Вопросы для размышления:
1. Насколько я «соль» и «свет» в своей семье, общине, обществе?
2. Не утратил ли я духовной силы, и не рискую ли быть выброшенным, как соль, потерявшая вкус?
3. Является ли моё послушание следствием любви и веры, или лишь исполнением формы?
4. Превосходит ли моя праведность ту, что демонстрировали книжники и фарисеи?
________________________________________
Переходим к следующему блоку: Матфея 5:21–48 — Антитезы: «Вы слышали, что сказано… а Я говорю вам».
Матфея 5:21–48 — Праведность, превосходящая книжников и фарисеев
Этот отрывок продолжает развитие темы из Матфея 5:20: истинная праведность должна быть глубже, чем внешнее соблюдение закона. Иисус приводит шесть примеров — так называемые “антитезы” («Вы слышали, что сказано… а Я говорю вам»), показывая не отмену Закона, а его углублённое, духовное истолкование, обращённое к сердцу.
________________________________________
📖 Матфея 5:21–26 — Не только убийство, но и гнев
21 Вы слышали, что было сказано древним: “Не убивай” и “Кто убьёт — тот подлежит суду”.
• Ссылается на Исход 20:13 — шестая заповедь.
• «Древним» — раввинистическая традиция устного закона.
• Смерть в результате убийства влекла за собой суд человеческий, но Христос поднимает вопрос сердечных намерений.
22 А Я говорю вам: всякий, кто непрестанно гневается на брата своего, подлежит суду; кто скажет брату: “Бестолковый!” —будет привлечён к Синедриону, а кто скажет: “Безумец!” — тот рискует оказаться в огне геенны.
• Иисус раскрывает корень убийства — гнев, презрение, ненависть.
• «Рака́» — уничижительное слово (напр., «пустоголовый, бестолковый»).
• «Безумец» (греч. mōre) — моральное оскорбление, ставящее под сомнение ценность человека.
• Преступление начинается в сердце, поэтому суд Божий охватывает не только действия, но и внутренние мотивы.
23 Поэтому, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-то против тебя,
24 Оставь дар твой перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
• Отношения с людьми напрямую влияют на наше поклонение Богу.
• Важно не только простить, но и искать примирения.
• Поклонение без примирения — неприемлемо для Бога.
25–26
Старайся уладить дело с противником, пока ты ещё на пути с ним, чтобы он не отдал тебя судье, а судья — приставу, и тебя не бросили в тюрьму.
Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь всё до последней медной монеты.
• Указание на неотложность примирения.
• Суд здесь может быть как земной, так и образ Божьего суда.
• Время для покаяния и мира ограничено.
🔍 Адвентистская перспектива: Заповеди Божьи — это не просто перечень запретов, а выражение характера любви. Истинная праведность проявляется не в формальном соблюдении, а в чистоте сердца и отношениях с ближними.
________________________________________
📖 Матфея 5:27–30 — Не только прелюбодеяние, но и похоть
27 Вы слышали, что сказано: “Не прелюбодействуй”.
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину похотливым взглядом, уже прелюбодействовал с ней в сердце своём.
• Седьмая заповедь (Исх. 20:14).
• Христос осуждает даже похотливый взгляд, не только акт.
• Он призывает к чистоте не только телесной, но и мыслительной (ср. Иов 31:1).
29–30
Если же правый глаз твой соблазняет тебя — вырви его и отбрось от себя...
И если правая рука твоя становится для тебя соблазном…
• Гиперболический язык: радикальное отвращение ко греху.
• Лучше лишиться чего-то ценного, чем потерять спасение.
• Не буквальная ампутация, а призыв решительно удалять источники соблазна.
📚 Эллен Уайт: «Тот, кто хочет победить искушение, должен решительно оборвать всякую связь с злом» (Нагорная проповедь, гл. 3).
________________________________________
📖 Матфея 5:31–32 — О разводе и верности в браке
31 Сказано также: “Кто разводится с женой, пусть даст ей разводное письмо”.
32 А Я говорю вам: “Кто разводится с женой не по причине её измены, тот толкает её к прелюбодеянию…
В то время развод был частым и поверхностным (Втор. 24:1–4).
• Иисус указывает на исключительную серьёзность брачного завета.
• Единственная оговорка — прелюбодеяние (греч. πορνεία).
• Пренебрежительное отношение к браку — грех против Божьего замысла (ср. Быт. 2:24; Мал. 2:16).
🔍 Адвентистская позиция: Церковь признаёт развод только при супружеской неверности, но подчёркивает ценность прощения и восстановления брака.
________________________________________
📖 Матфея 5:33–37 — Истинность речи, без клятв
33 Ещё вы слышали, что сказано древним: “Не нарушай своей клятвы…
34-37 А Я говорю вам: “Вообще не клянитесь... Пусть ваше ‘да’ будет просто ‘да’, а ‘нет’ — просто ‘нет’…
• В Ветхом Завете клятва была допустима, но не обязательна.
• Иисус запрещает легкомысленное и ложное клятвоприношение.
• Христианин должен быть настолько честен, чтобы его слова не нуждались в подтверждении клятвой.
📚 Эллен Уайт: «Христос призывает нас к абсолютной честности… Наши слова должны быть как золото, очищенное в огне» (Нагорная проповедь, гл. 4).
________________________________________
📖 Матфея 5:38–42 — Отказ от мести
38 Вы слышали, что сказано: “Глаз за глаз и зуб за зуб”
39 А Я говорю вам: не мстите злом за зло…
• Закон талиона (Исх. 21:24) ограничивал месть, но был злоупотребляем в личных конфликтах.
• Иисус говорит о духовной реакции на зло:
o удар по щеке — не призыв к пассивности, а к отказу от мщения;
o рубашка и верхняя одежда — готовность уступить;
o пройти две мили — проявление духа служения.
🔍 Это не призыв к капитуляции перед злом, а победа духом кротости и любви (Рим. 12:17–21).
________________________________________
📖 Матфея 5:43–48 — Любите врагов
43 Вы слышали, что сказано: “Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за тех, кто преследует вас…
• В Ветхом Завете не повелевалось ненавидеть врагов — это было искажение раввинистической традицией.
• Христос призывает к высшей любви — агапе — желающей добра даже врагу.
• Основание: Бог любит всех — посылает солнце и дождь как на праведных, так и на злых.
• Идеал: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный — не в безгрешии, а в совершенной любви.
📚 Эллен Уайт: «Истинный христианин любит так, как любит Христос… Это — высшая цель христианства» (Нагорная проповедь, гл. 5).
________________________________________
💡 Ключевые богословские акценты:
1. Христос не отменяет Закон, а раскрывает его истинный, духовный смысл.
2. Праведность Нового Завета — это праведность сердца, а не внешнее соблюдение норм.
3. Любовь — центр христианской этики: любовь к ближним, врагам, правде.
4. Ученики Иисуса призваны к радикальной святости и милосердию, превосходящей стандарт мира.
________________________________________
❓ Вопросы для размышления:
1. Есть ли у меня в сердце гнев, осуждение, презрение, которые я скрываю, но которые Бог видит?
2. Как я борюсь с искушениями глазами и в мыслях? Достаточно ли я решителен?
3. Проявляю ли я любовь и доброту к своим врагам, или лишь к тем, кто мне удобен?
4. Хочу ли я быть «совершенным, как Отец» — в любви, милости и прощении?
________________________________________
Пастор Александр Серков
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев