1) Самое главное — не сравнивайте детей друг с другом! Даже если сравнение кажется положительным для обоих, это может подтолкнуть их к дальнейшему соревнованию. Лучше сравнивать каждого ребёнка с его прошлыми достижениями.
2) Заранее не давайте старшему ребёнку ложных надежд, что малыш родится и будет с ним играть, будет его любить. Лучше описывать будущее как можно более реалистично, что играть он сможет ещё нескоро, а сначала будет плакать, кушать и спать, часто лежать у мамы на ручках.
3) Поощряйте интерес и заботу старшего о младшем, контролируйте и учите, как это нужно делать (водить его ручки своими руками, например), не ограничивайте их контакты в моменты, когда старший искренне хочет сблизиться с младшим, даже если у него поначалу плохо получается. Это очень хрупкое желание, которое можно легко разрушить запретами или своей бурной реакцией.
Позволяйте старшему побыть малышом, если ему хочется (разрешайте полежать в детской кроватке, носить его на ручках, заворачивать в пелёнку, помогать одеваться, кормить с ложечки или из бутылочки и т.д.)
4) Не разделяйте детей после рождения младшего, не отдавайте старших в садик, няне, бабушкам. Это очень ВАЖНО! Чем больше времени дети проводят порознь, тем меньше у них возможностей научиться мирному сосуществованию, узнать друг друга, сонастроиться.
Поставьте рядом кровати, чтобы они были физически ближе друг к другу. Если дети не против, можно организовать им совместный сон.
5) Выдайте старшему персональную "ляльку" — куклу, чтобы он мог с ней проделывать те же мероприятия, что и мама со своим младенцем: сшейте или купите кукольный слинг, одежду, пожертвуйте памперс, пелёнку и т.д.
6) Выстраивайте привязанность в соответствии с возрастными уровнями, то есть, начинайте с уровня чувств: давайте детям прикасаться друг к другу, учите их делать это осторожно, не исключайте физический контакт с младенцами, даже если вам страшно. Потом подключайте приёмы, укрепляющие привязанность на следующих уровнях.
7) Подсказывайте детям, как они могут друг другу помочь, делать что-то вместе. Учите старшего, чем он может занять младшего, чтобы совместная игра была продуктивной (поделиться игрушкой, научить несложным действиям в общей игре, отвлечь). Таким образом у младшего будет меньше соблазна влезть на территорию старшего и что-то ему испортить, вызвав у того недовольство.
8) Не говорите, что вы любите всех одинаково, а подчёркивайте индивидуальность и важность каждого ребёнка в отдельности. Называйте одного ребёнка в присутствии другого "Наш Саша", "Наша Анечка".
9) Не навешивайте ярлыки и давать детям фиксированные роли в семье. Если одного ребёнка называют "наш танцор" или "певец", то это обесценивает эту область развития для других детей, а сам ребёнок будет вынужден застрять в этом звании, даже если захочет поменять свои интересы.
10) Каждому ребёнку старайтесь уделять время наедине, без других детей. Если оба ребёнка требуют внимания одновременно, периодически отвлекайтесь вперёд на старшего, даже если младший совсем младенец и кажется, что его нужды важнее.
11) Не подавляйте конфликты, а признавайте право детей на негативные чувства друг к другу, учите их правильно выражать свои эмоции. Не стоит постоянно вмешиваться и выносить свой вердикт, иногда достаточно просто выслушать обе стороны и признать их право на злость и обиду. Когда они выскажут свои претензии родителю, их накал по отношению друг к другу спадёт. Не принимайте ничью сторону в конфликте.
Озвучивайте невысказанные чувства малышей, когда сами дети их не осознают.
12) Напоминайте о позитивных моментах, которые недавно случались в семье: как один ребёнок позаботился о другом, помог ему, рассмешил, сделал комплимент. Подчёркивайте, что они это делают, потому что любят друг друга.
13) Говорите, что семья - это самое главное, что брат или сестра всегда будут рядом, как бы они не ссорились. Призывайте одного ребёнка разделить ваше восхищение другим: "Какой же он (она) у нас умный (-ая)! (красивый, добрый, сообразительный...)", "У тебя очень заботливый брат/сестра, тебе повезло!"
14) Не забывайте, что старшие дети тоже всегда остаются детьми, они тоже маленькие, поэтому нельзя требовать от них чего-то только потому, что они "уже большие" и должны терпеть, помогать, подождать и т.д.
15) Не заставляйте старших заботиться о младших, не вменяйте им в обязанность какие-то рутинные дела. Если ребёнок хочет помочь, делает это постоянно — это можно принимать и поощрять. Но у него всегда должно быть право передумать и перестать вам помогать.
16) Давайте детям возможность заботиться друг о друге (не заставляйте, а приветствуйте инициативу). Например, если один ребёнок обидел другого, можно дать некоторое время, чтобы он попробовал его утешить, а не бросаться самим успокаивать. Обижающий при этом поймёт, что в его силах не только испортить атмосферу, но и наладить её тоже.
17) Устраивайте совместные купания, валяния, сидения на коленках у родителей, ношения в слинге/на руках двоих одновременно, если хватает сил.
18) При просмотре фото и видео подчёркивайте похожесть детей и отмечайте их индивидуальность в одном и том же возрасте.
19) Выделите каждому ребёнку зону только для его вещей, не разрешайте другим детям брать их без спроса у хозяина.
20) Учитывайте индивидуальные интересы каждого ребёнка (не выбирайте между танцами для дочки и борьбой для сына и тем более не отдавайте дочку на борьбу за компанию). Выбирайте с одним ребёнком подарки для другого, заодно можно обсудить, чем они увлекаются, что любят.
ЖЕЛАЕМ ВАМ БЕЗГРАНИЧНОГО ТЕРПЕНИЯ, ЛЮБВИ и СЧАСТЬЯ!
С солнечным приветом, ВАШИ ГРАМОТЕИ. 💖
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев