Предлагаем к обсуждению выдержки из статьи Ольги Нечаевой.
СО МНОЙ ТАК МОЖНО И НУЖНО
Одну
вещь заметила: каждый раз, когда я пишу что-то по теме принятия решений
ребенка, я всегда получаю с десяток комментариев “вот меня не заставили
в детстве, и я жалею”.
Вон и муж собственный говорит “вот не
заставили меня в детстве английским заниматься, я его и не знаю”. При
этом его заставляли заниматься скрипкой, к которой он не притрагивается,
и тоже вроде все правильно.
И я всегда просто проходила мимо таких комментариев.
А сейчас я решила вдуматься.
Вот взрослый человек, которого не заставили заниматься скрипкой. Он не хотел, и его не заставили. Он жалеет.
Вот
ребенок, который не хочет заниматься скрипкой. Вот стоит девочка лет
так, например, 8, и не хочет. Какое оно, это нехотение?
Вот она
стоит у рояля, а учитель делает неприятное лицо и ей выговаривает. И ей
хочется расплакаться, и стыдно, и она краснеет до корней волос, давится
голосом и молчит. Вот ее подушечки пальцев на струнах. Измятые, больно.
Вот плечо, оно устало. Рука, затекла. Вот мама, кладет трубку, говорила с
учителем, сердитая, чужая, ругается, от этого хочется не быть. Вот
солнце за окном, и крики, и подружки качаются на качелях, а она стоит и
пилит. Вот эти однообразные, скучные звуки. Вот кролик нарисованный,
секретик ее, со вчерашней ночи, который ждет ее в спальне, чтобы
дорисовать и пошептаться, но ей нельзя. Вот ноты, черными букашками в
глазах, разбегаются, в сердце тяжело – она опять не помнит – “почему ты
не помнишь, ты что, ОПЯТЬ забыла?!” – и букашки нот расплываются в
набегающих слезах, и она молча пилит и ждет конца урока.
Ее нужно было заставить. Как это, когда заставляют? На что это похоже?
Может быть на ложку, ложку с противной холодной капустой из щей, соленой
от слез, которую, давясь, глотаешь под крик “а ну-ка доела
немедленно!!”.
Может быть на бетонную плиту на ссутулившихся
плечах, когда стоишь под криком “проси прощения, или я с тобой не
разговариваю!!” на сбивающееся дыхание, на стыд, с которым выдавливаешь
ненавистное “я больше не буду”?
Может быть на звон в голове от
захлопнутой двери, на душащие слезы, на жар из глаз, когда убегаешь в
комнату и бьешь кулаками по кровати, рыдая и кусая подушку, только что
бы не доставить им удовольствия, а потом, сломанный и смирившийся, идешь
и моешь этот чертов пол, без которого не выпустят гулять.
Может
быть на все фантазии как ты умер, и тут-то они и поняли, какими слепыми,
глухими и глупыми были, как не любили и не понимали, и ты такой мертвый
и трагический, и только в мечтах они вдруг сказали “боже мой! это же
мой ребенок! что же я делаю!?”.
И вот современный взрослый человек вспоминает и жалеет, что так с тем ребенком, им-ребенком, не поступили.
Потому
что… тот ребенок этого заслуживал? был ленивый, тупой? не понимал
своего счастья? не знал, чего он хочет? с ним так было можно и нужно?
Как
так, что в мире оказался ребенок, пусть далеко в прошлом, с которым так
можно и нужно? Как так, что взрослый верит, что с ним так было можно и
нужно?
#развитие детей #воспитание #детская_психология
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев