Купальский венок был обязательным атрибутом игрищ. Плели его до праздника из диких трав и цветов. Обрядовое использование венка связано с магическим осмыслением его формы, сближающей венок с другими круглыми предметами и имеющими отверстия (кольцо, обруч, калач). На этих признаках венка основаны обычаи доить или процеживать молоко сквозь него, пролезать через него, смотреть, пить, умываться сквозь него. Для плетения венка использовали барвинок, базилик, герань, папоротник, розу, ежевику, ветки дуба и березы. Считалось, что каждое растение добавляет венку особые свойства. Во время праздника венок чаще всего уничтожали: бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома. Иногда венок сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей от градобития, а огородов от вредителей.
Традиционно наряжалось купальское деревце – купайла. Для его изготовления в зависимости от местности срубали молодую березку, вербу, клен, ель, либо срезали верхушку яблони. Для обряда деревце могли не рубить, а просто нарядить то, которое находилось в удобном для хоровода месте. К примеру, на Житомирщине выбирали для этого сухую сосну, растущую за селом возле реки. Называли такое деревце гильце. Девушки украшали деревце венками, полевыми цветами, фруктами, лентами, иногда свечами. Выносили купайлу за село, втыкали в землю на поляне, и водили вокруг него хороводы, исполняли песни. Рядом с деревцем водружалось чучело Ярилы, изготовленное из соломы или глины, наряженное и украшенное венком и лентами. Перед Ярилой раскладывали на блюде или ткани различные яства. Неподалеку разводили два костра: большой Купалец для веселья и малый погребальный костер для сожжения куклы Ярилы.
Позже к игрищам подключались юноши, они делали вид, что пытаются похитить деревце или украшения с него, повалить его или поджечь. Девушки защищали деревце. Эти игрища заканчивались тем, что все вместе шли топить купайлу в реке или сжигать на костре. Обгоревший ствол бросали в воду и убегали, чтобы «ведьма не догнала».
Характерная примета праздника Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Зелень использовалась как универсальный оберег. Считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи, от колдунов и ведьм, нечистой силы, от стихийных молний, урагана, пожара, от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей. Наравне с этим контакт со свежей растительностью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость и успешное разведение скота, домашней птицы, урожайность злаковых и огородных культур. Собранные в эту праздничную ночь травы считались особенно целебными, потому что растения получают от Солнца и Земли большую силу. Некоторые травы собирались ночью, другие днем до обеда, а некоторые по утренней росе. При сборе лечебных трав читали особую молитву-заговор. Девушки плели из цветов и трав венки, а обережные растения крепили на поясе. Растения, собранные до рассвета, клали под росу и высушивали. Ими окуривали больных, боролись с нечистью, бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии.
Особые купальские предания были связаны с цветком Иван-да-Марья и папоротником. Иван-да-Марья – один из главных символов Иванова дня. Он символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами – братом и сестрой – которые не ведали о своем кровном родстве, вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Существует и другая красивая легенда. Пошли в лес по грибы Иван да Марья, но засверкала молния, началась гроза. Негде было спрятаться, и храбрый Иван заслонил красавицу Марью. Как только стихла непогода, Иван и Марья вернулись домой, а на том месте, где он спасал девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые, как Иван Марью, защищали от непогоды желтые цветы. Вот и пошло отсюда название Иван-да-Марья.
И все же главным героем растительного мира в эту ночь становился папоротник. У славян существовало поверье, согласно которому только один раз в году, в ночь на Ивана Купалу цветет это растение. Мифический, несуществующий в природе цветок якобы дает чудесные возможности тому, кто сорвал его и сохранил при себе. Согласно поверью, обладатель цветка становится прозорливым, может понимать язык животных, видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились, повелевать землей и водой, становиться невидимым и принимать любое обличье.
Существует большое количество поверий и обычаев, связанных с празднованием Купалы. Так, незамужние девушки плетут венки из определенных трав и в ночь накануне праздника опускают венки, украшенные лучинами или свечами, в воду реки или озера. Чей венок дальше других заплывет, той суждено быть самой счастливой. На чьем венке дольше будет огонек гореть, та проживет очень долго. А чей венок сразу потонет, той не выйти замуж за суженого – разлюбил он ее.
Также существовало поверье, что в праздничную ночь потусторонние силы более активны, и ведьмы становятся особенно могучими. От их вредительства защищались: у окон и дверей раскладывали крапиву, скот запирали и стерегли. Считалось также, что растения и животные беседуют между собой, а деревья переходят с одного места на другое. В полночь некоторые девушки срывали, не глядя, цветы и травы, клали под подушку, а утром гадали: если среди растений набиралось 12 видов, то суждено было в грядущем году девице замуж выйти. А если хотелось, чтобы исполнилось желание, то нужно было в день праздника перелезть через ограды двенадцати огородов, и тогда все загаданное должно было сбыться.
Чтобы ведьмы не отобрали у коров молоко, русские втыкали на пастбищах освященную вербу, а на Украине хозяин втыкал осиновые колышки во дворе. С этой же целью в Полесье вешали в хлеву на ворота крапиву. В Белоруссии с помощью осиновых веток и колышков защищали от ведьм не только скот, но также и посевы. Для защиты от нечистой силы принято было также втыкать острые и колющие предметы в стол, окна, двери. У восточных славян считалось, что при входе в дом ведьмы снизу в стол надо воткнуть нож, чтобы помешать ей выйти из дома. Южные славяне верили, что если нож или ветки боярышника воткнуть в дверь, то это убережет от вампира.
А еще нужно стадо через угли прогнать, чтобы скот от всех хворей избавить. Самые отважные бредут в чащу на поиски цветка папоротника. Кто его добудет, тот без труда любой клад отыщет. Имя Купала означает ярко-белый. Потому белый цветок кличут купавой, а для особой белизны подобрали слово «кипень». Так и говорят: кипенно-белый цвет.Православная церковь в этот день чествует память Иоанна Предтечи, который крестил самого Иисуса Христа. Может, потому и сошлись вместе эти два праздника, что очищение происходило в обоих случаях водой.Тема праздника Ивана Купалы нашла свое отражение в творчестве русских писателей и поэтов. Ему посвящено стихотворение Сергея Есенина «За рекой горят огни», написанное в стиле народной купальской песни с рефреном «ой, купало». С Ивановым днем связано еще одно стихотворение Есенина «Матушка в купальницу по лесу ходила», действие которого происходит как раз в Купальскую ночь.
В основу повести Николая Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» положены украинские народные легенды и предания об Иване Купале.
Есть большое количество поговорок и примет, связанных с празднованием Ивана Купалы.
o Иванов день пришел, траву собирать пошел
o Коли до Ивана просо в ложку, то будет и в ложке
o На Иван-день колосок, так на Ильин-день колобок в хороший год
o Корми пчелу до Ивана, сделает из тебя пана
o На Иванов день – цвет, на Ильин-то – хлеб
o Сильная роса на Ивана – к урожаю огурцов
o На Иванову ночь звездно – много грибов
o Ивановские дожди лучше золотой горы
Нет комментариев