Распространена теория, что на викторианских фотографиях с мертвецами всегда можно увидеть специальный штатив, фиксирующий тело и голову. Эти подставки помогали трупам выглядеть живыми и позволяли им позировать с членами семьи. По крайней мере, так гласит история. И если вы видите это приспособление, то перед вами очевидно мертвец.
Поддельные посмертные фотографии, отнесенные к этой категории по ошибке или намеренно неправильно маркированные для продажи с целью получения прибыли, в последние годы получили широкое распространение в Интернете. Они заполняют онлайн-галереи викторианских диковинок и накапливаются в Pinterest и Instagram - даже авторитетные веб-сайты вносят свой вклад в укрепление этих мифов. Хотя это и прискорбно, это понятно: явно есть что-то захватывающее в мрачной, не такой уж далекой культуре с совершенно другим отношением к смерти.
Считается, что штативы использовались для того, чтобы люди могли сохранять определенную позу во время длинных выдержек.
«[Длительная выдержка] - термин, вводящий в заблуждение, - говорит Майк Зон, фотограф и владелец магазина Obscura Antiques в Нью-Йорке. «Изначально выдержка могла составлять полчаса или час - но это было для пейзажей, а не для портретов. К 1839 году, когда был изобретен дагерротип, самые длинные выдержки составляли полторы минуты. К 1850-м годам они составляли от трех до восьми секунд. Когда люди говорят о длительной выдержке, это звучит так, как будто людям приходилось ждать полчаса, хотя это было не так. Но мимолетного движения достаточно, чтобы фотография вышла смазанной. Так что у них были штативы для позирования».
Другие так называемые постмортем фотографии причисляются к таковым, потому что что-то кажется нам «жутким». Слишком прямая осанка, неестественно выглядящие глаза или жуткие тени, хотя все эти "доказательства", опять же, просто свидетельство более старой системы фотографирования. Старые химические процессы заставляли цвета выглядеть по-другому (голубые глаза могли казаться белыми), а во время фотоэкспозиции конечности делали максимально темными, чтобы лицо было ясным и четким.
Зон объясняет, что штативы для позирования похожи на стойки для микрофонов и гитар. Хотя они и сделаны из чугуна, они не особо прочные и тяжелые, их вес может быть около 10 кг. Что еще хуже, они не очень стойкие.
«Они были недостаточно прочными, чтобы выдержать вес мертвого тела», - говорит Зон. «Если вы прислоните к стойке труп, то надо было постараться, чтобы окоченевшее тело идеально прилегало к ней, ведь в ином случае штатив непременно опрокинется.»
Не все представления о викторианской эпохе являются 100% правдой. 1800-е годы были не так уж и давно, сохранились описания патентов, изображения, иллюстрации и каталожные объявления той эпохи. Майк Зон сам является заядлым фотографом и исследовал викторианские архивы, чтобы создать свои собственные амбротипы и дагерротипы. Что касается штативов для позирования, «ни в одной записи о них нет упоминаний о мертвых людях.»
«Вы можете прочитать подлинные слова людей, которые изобрели штативы, и то, как они использовались», - говорит он. «Вы можете прочитать подлинные воспоминания людей, которые работали фотографами и рассказывали из первых рук, а также впечатления тех людей, кого фотографировали. У нас есть каталоги, есть иллюстрации. У нас есть все доказательства, которые могут кому-то понадобиться.»
Джек Морд, владелец «Танатос архива» (обширная коллекция оригинальных постмортем и траурных фотографий 19-го в., расположенная в Сиэттле) поясняет:
«Вы никогда не увидите мертвого человека, стоящего самого по себе, поддерживаемого штативом. Если на фотографии вы отчетливо замечаете штатив, то это означает, что человек жив. Дело в том, что изначально эти штативы использовались не для мертвых тел, а для позирования живых людей. Они не могли выдержать вес человека, соответственно, не могли и удержать мертвое тело.»
Морд утверждает, что у штативов были довольно легкие регулируемые рычаги и кронштейны, которые едва касались человеческого тела и позволяли лишь принять человеку удобную для фотографа позу.
Зон рассказывает о фильме 2009 года «Призраки в Коннектикуте», для которого были специально изготовлены подобные фотографии под старину, чтобы зрители не могли связаться со студией и потребовать деньги, утверждая, что являются потомками людей на фотографиях. Некоторые из этих фотографий, говорит Зон, сейчас циркулируют в тех же блогах и статьях, где утверждается, что штативы использовались для фиксации мертвых.
«То же самое произошло и с посмортем фотографиями, что и со "слёзницами" [небольшой вытянутый сосуд с узким горлышком, сделанным так, чтоб можно было прижимать его прямо к уголку глаза. Его назначение - якобы сбор слез скорбящих на похоронах]», - говорит Кристиан Хардинг, владелец магазина необычных вещей The Belfry в Сиэтле. «Люди хотят создать фальшивую историю и верить ей. Они хотят получить от этого прибыль:
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев