Художница, иллюстратор и садовод Таша Тудор создала подлинную викторианскую идиллию в современной Америке, оставив после себя не только солидный творческий багаж, но и собственный стиль жизни — стиль Таши Тудор.
Добро пожаловать в чудесный мир — с чаепитиями на лужайке среди розовых кустов, посиделками у камина, и, конечно же, в компании котиков и собак породы корги.
Таша Тудор - художник, иллюстратор, историк, сказочница, декоратор, садовница, повар, мама, бабушка... и целая эпоха. Художница прожила 92 года, проиллюстрировала около 100 книг, нарисовала более пятисот открыток, вырастила четверых детей и на своем примере доказала, что если идти за мечтой, то можно получить от жизни огромное наслаждение.
Всю жизнь она была независимой и свободолюбивой и жила, так, как ей нравилось самой. Ее имя вошло в историю искусств, как художник она создала свой неповторимый, необычайно тёплый мир иллюстраций, как женщина, она создала свой необычный мир, в котором прожила до конца своих дней..
.Она говорила: Почему женщины хотят одеваться как мужчины, когда им так повезло быть женщинами? Почему теряют женственность, которая является самым большим нашим очарованием? Мы становимся совершеннее, будучи очаровательными, чем если бы мы щеголяли в штанах и курили. Я очень люблю мужчин. Я думаю, что они - замечательные существа. Я люблю их нежно. Но я не хочу быть похожей на них. Когда женщины перестали носить длинные юбки, они сделали серьезную ошибку.
Она одевалась в длинные платья викторианской эпохи, носила фартук и чепец, топила плиту дровами и носила воду из колодца. Вставала рано, доила коз, делала сыр и взбивала масло, собирала яйца, пекла хлеб и печенье, варила варенье. И каждый день устраивала послеобеденный чай для детей и друзей, за которым всегда рассказывали интересные истории.
Но главное, она рисовала, писала книжки, мастерила игрушки, всевозможные поделки, выращивала цветы и необычные растения.
Таша родилась 28 августа 1915 года в Бостоне штат Массачусетс. Отец ее, Уильям Старлинг Берджесс, был дизайнером яхт. Ее мама, Розамонд Тюдор, была художником-портретистом, и подписывала свои работы своей девичьей фамилией.
Мама хотела назвать дочку традиционным именем их семьи, но папе нравилась героиня Л. Толстого Наташа Ростова, и девочку назвали Наташей. Позже имя сократилось до Таша.
У Таши была любимая няня Мария Д. Барнетт, все ее звали Дади, она была для Таши как вторая мать. Таша ее обожала и поддерживала с ней контакты, даже когда выросла. Именно Дади пристрастила Ташу к домашнему хозяйству, шитью, рукоделию с самого раннего возраста.
Родители Таши развелись, когда ей было 9 лет.
Позже ей пришлось поучиться в школе-интернате, чтобы получить формальное образование.
С 15 лет Таша проводили зимы вместе с матерью на Бермундских островах, но больше всего ей хотелось жить в сельской местности. Рисовать Таша начала с раннего детства. В юности она писала маленькие рассказы и сама их иллюстрировала. Училась в Бостонской школе изящных искусств.
В 1937 году Таша объявила о своем окончательном плане — «сделать иллюстрацию работой своей жизни», а через год начала свою профессиональную карьеру с книжки «Pumpkin Moonshine» — истории о маленькой девочке и ее убежавшей тыкве, которую сама же и проиллюстрировала.
В 1936 году Таша встретилась с Томасом Лейтоном МакКрейди. Томас жил в сельской местности, но в душе был горожанином. В 1938 году они поженились и перебрались жить на ферму матери Таши, пока та рисовала где-то в Гватемале. Не изменяя своим принципам, Таша надела на свадьбу семейную реликвию — подвенечное платье своей прабабушки, бережно хранившееся в семье.
Томас пытался угодить своей молодой жене. Работал с ней на ферме. У них были коровы, гуси, утки, куры. Томас возил продавать сливки, молоко, масло, яйца.
Томас решил, что они живут слишком далеко от цивилизации и подыскал ферму в Нью-Гемпшире. Ферма была старая, полуразрушенная, и Таша сама приводила ее в порядок и обустраивала. Сама доила коров, занималась хозяйством и таскала воду в ведрах — на ферме не было водопровода. Не было и электричества. Они жили при свечах. Так они жили, пока их первому ребенку не исполнилось пять лет. На этой ферме выросло четверо ее детей — Сет, Бетани, Эфнер, и Томас.
Одна из главных ценностей в жизни Таши, которую она постаралась привить своим детям — это радость человеческого бытия в гармонии с природой. Любимыми праздниками Таши были Рождество и День святого Валентина, которые отмечались в большой семье очень весело, со спектаклями, подарками, угощением и украшением всего дома.
Таша очень любила готовить, много лет изучала традиционные рецепты жителей Новой Англии, а почти все, что нужно было для приготовления еды, выращивалось тут же, на ферме.
В послевоенные годы вопросам экологии уделяли не так много внимания, как сейчас, но фермерская продукция всегда ценилась очень высоко. Старинная усадьба требовала обновления, семья выросла — и Таша решает начать новый домашний бизнес: она открывает магазин домашней консервированной продукции и выпечки.
Таша иллюстрировала 2−3 книги в год. Список детской классики, для которой она создавала свои замечательные рисунки, неуклонно рос: «Сказки Ганса Христиана Андерсена» и «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, «Ветер в ивах» Кэннета Грэхема и «Детский сад стихов» Роберта Льюиса Стивенсона. С 1947 года она начала сотрудничество с компанией Ирины Даш и на протяжении 30 лет создавала для этого издательства не менее 10 новых открыток, которые пользовались огромной популярностью. В рисунках Таши зачастую фигурировали жившие на ферме животные и птицы, усадьба и окружающие ее пейзажи, а также члены семьи художницы и их друзья.
Первый брак Таши распался в начале 1960х годов; в 1966 году она вышла замуж повторно, но совместная жизнь не задалась. Когда она вырастила всех детей, то решила, что теперь дом для нее слишком большой и продала его, а сама она купила новый участок земли в Вермонте, где сын Сет помог ей выстроить домик в стиле первых переселенцев на вершине лесистого холма.
Большой финансовый успех книги «Ярмарка в Коргивилле», которую писательница посвятила своим любимым собакам породы вельш корги пемброк, дал Таше возможность обустроить свое новое поместье сообразно вкусам и желаниям. Новый дом Таши получил имя Корги Коттедж.
Героями ее рисунков становились и любимые животные, коих в доме Таши всегда было много. На вопрос журналистов, какое самое большое количество корги жило у нее в доме, она ответила — 12, и никогда только одна.
Корги — небольшие пастушьи собаки из Уэлса. По легенде их подарили людям эльфы, которые использовали их в качестве ездовых собак. Собаки очень добродушные, доброжелательные и игривые, обожают детей и боготворят главного члена семьи.
Строительство дома и хозяйственных построек заняло около года, после чего Таша и ее собаки переехали в Корги Коттедж; к тому времени художнице исполнилось 60 лет. Старший сын Сет построил ей амбары, помог разбить сад. И именно здесь Таша устроила себе мир 1830 года, где наслаждалась жизнью, создавая новые книжки, открытки, куклы… в компании своих любимых собак. Там и так она прожила до конца своих дней. Таша отказалась от иллюстраторской работы на заказ, а вот ежегодную коллекцию рождественских открыток рисовала до 1975 года.
Однако от создания собственных книг она отказываться не стала; последняя ее книга, «Рождество в Коргивилле», была опубликована в 2002 году, завершив трилогию о смешных собачках корги и их друзьях, начатую тридцатью годами ранее.
Еще в пятилетнем возрасте на девочку неизгладимое впечатление произвели розы и Таша решила, что станет садовником. Она воплотила эту мечту неоднократно, а сад Корги Коттеджа принимает посетителей по сей день
На склоне лет Таша Тудор общалась с огромным количеством поклонников, которые восхищались не только ее книжными иллюстрациями и достижениями в освоении различных ремесел, но и всем ее образом жизни. К сожалению, книги Таши и о Таше, о которых мы говорили, до сих пор не переводились на русский язык. А вот в Японии, где образ жизни в единстве с природой возведен в ранг искусства, у художницы очень много поклонников.
Умерла Таша в 2008 году, в возрасте 92 лет. Любители викторианского стиля жизни объединились в Общество Таши Тудор, которое хранит ее наследие и регулярно проводит вечера с домашней выпечкой и рукодельными работами, а также устраивает экскурсии по выдающимся садам в английском стиле.
Дети и взрослые коллекционируют ее книжки, открытки, календари и поделки. Ее поваренная книга есть, наверное, в каждой англо-язычной семье. Боготворят Ташу Тудор за то, что в мире массового производства и засилья Голливуда она прожила в своем собственном мире и еще и подарила его другим
Она сумела превратить домашнее хозяйство в целое искусство, виртуозно выполняя обычную рутинную работу по дому. Ее жилище, наполненное вещами другой, уже ушедшей эпохи дышало покоем и умиротворением. Печь, прялка, кухонная утварь, книги, игрушки, цветы, кукольный домик… всё оживало рядом со своей хозяйкой.
Такой мир создала для себя Таша Тюдор. Она не боролась за права женщин, с удовольствием говоря, что большая привилегия женщин заключается в возможности носить платья — их она шила сама, ориентируясь на моду викторианской эпохи, в стиле которой Таша и прожила всю свою жизнь. А после ее смерти на аукционе было продано более 500 сшитых собственноручно платьев, многие из которые имеют ценность в качестве произведения дизайнерского искусства.
А миллионы людей во всем мире устраивают праздничный чай с пирогами в викторианском стиле «как Таша», пекут блины, «как у Таши», вяжут детям теплые рукавички с рисунком из книги Таши, посылают друг другу Рождественские открытки Таши и читают детям перед сном книги Таши. К сожалению на русский язык Поваренная книга Таши Тудор ни разу не переводилась. Почитатели Таши Тудор всегда отмечают день ее рождения. В этот день стараются приготовить что-нибудь вкусное из ее Поваренной книги. Приятно ведь, что рецепты викторианской кухни не ушли в небытие, а до сих пор нравятся людям. В книге 360 рецептов на все случаи жизни. Летние салаты для пикника, горячие супы для холодной зимы, «фирменные рецепты» жареной курицы с эстрагоном и шалфеем и кофейный пирог с черникой, тушеная говядина и лосось с горохом, шоколадный торт, малиновый торт, ириски, хлеб с цуккини, ванильное мороженое и много чего еще.
Таша оставила после себя около ста книг, бесчисленное число рисунков, открыток, набросков, огромную коллекцию платьев, игрушек, поделок. Она оставила своим детям и внукам 2 млн.дол.США наследства, не считая прав на использование ее произведений и изображений.
У Таши Тудор характер был «несладкий» в отличие от ее картинок и вешиц.Основное наследство она оставила старшему сыну Сету (который собственными руками сделал дом), его жене Марджори (великолепной кукольнице и преподавателю) и любимой внучке Эми Тудор (которая занималась и занимается садом и контролирует бизнес семьи), а так же двум другим дочерям. Младшего сына она совсем исключила из завещания. «Увидите, они будут драться, как кошка с собакой», — сказала она.Так оно и происходит. Младший сын не дает согласия Эми создать на ферме музей. Ее творческие идеи, воплощенные в вещах — уже бизнес, приносящий огромные доходы, а имя — бренд.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 42