Если же изображению или какому-либо предмету оказывается честь или поклонение, которые по праву должны воздаваться Богу, то это идолопоклонство - грех.
Многое об отношении Бога к использованию изображений в поклонении можно определить прочитав одну из десяти заповедей.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель...(Исход 20:4,5).
Оговоримся, что "не делай… никакого изображения" не накладывает запрет на художественное или декоративное рисование.
Например, Бог сам повелел вышить херувимов на завесе скинии.
Речь идёт об изготовлении изображений именно с целью поклонения. Это видно из фразы "не поклоняйся им и не служи им".
Но самое главное, что очевиден не только запрет на изготовление изображений с целью использования в поклонении, но и дается его обоснование:
"Я… Бог ревнитель."
Знать и понимать мотив запрета также очень важно.
Именно понимание мотива помогает определить во многих случаях должным ли образом используется изображение в поклонении. Очень трудно встретить человека, который бы поклонялся и служил именно изображению. Но за то часто изображению приписывается спасительная, сохраняющая, защищающая, целительная и т.п. силы. Также изображению может оказываться честь, которую люди должны воздавать Богу. Понимание того, что такое использование изображений может вызвать ревность Бога помогает отвергнуть его, как неприемлемое.
Иногда утверждают, что эта заповедь из Декалога запрещает делать изображения только ложных Богов. Как видно из контекста. В Исход 20:3 сказано: "да не будет у тебя других богов пред лицем Моим." Другими словами речь идёт о запрете делать и использовать изображения богов и кумиров других народов и только.
Такое деление на наших и не наших кумиров даёт обоснование изготовлению и почитанию христианских кумиров и Бога-Христа, как принято считать.
Но давайте ещё раз посмотрим Исход 20:3 сказано:
"да не будет у тебя других богов пред лицем Моим."
Т.е. Я - Иегова буду у тебя Богом. А других богов у тебя "да не будет"!
То есть вообще!
Только Я один!
Ни там наших, ни там не наших... Вообще, чтоб никаких кроме меня!
Далее в Исход 20:4,5, как Вы правильно заметили продолжение: " Не делай себе кумира и никакого изображения... не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель..."
Опять ничего про наших и не наших не сказано. Сказано "никакого" нельзя делать.
Максимум из этих стихов можно было бы вывести то, что можно рисовать Иегову. Мол Бог только Он и мол подразумевается, что не делайте изображений других богов, кроме Него. Может кто-то так и подумал в древнем Израиле, так как Бог дополнительно оговорил своё отношение к попыткам или желаниям изобразить Его. Читаем во Второзаконие глава 4:
15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня,
16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину...
Получаем, что всех кроме него богов и кумиров Иегова запретил рисовать и использовать для поклонения и себя тоже запретил рисовать. Вообще всех запретил! Потому что Его нарисовать невозможно в принципе, а к другим Он ревнует.
- Но разве Сын Единородный не явил нам Отца видимым образом, скажите вы? Разве не написано в Иоана 1:18:
"Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил."
Мы принимаем Божество Христа, который есть образ невидимого Бога и которого мы можем изобразить в отличие от Бога Отца.
Конечно Христос явил нам Отца и он есть образ Бога невидимого. Вот только, как это нам поможет обойти запрет делать изображения для поклонения из Исход 20:3-5?
Нет, я понимаю, что стало возможным технически изобразить Бога, если допустить, что Христос и есть Бог. Но ведь тот невидимый Бог, которого явил нам Мессия таки против изображений в поклонении. Так и осталось, что "никаких" изображений не делайте. Очень важно получить конкретный божий закон об изготовлении изображений, а не прийти самим к выводам, основанным на сложных умозаключениях. А то запрет делать есть и он такой конкретный. А разрешения нет, есть только человеческие хитросплетения мысли. Христос не отменил заповедь Отца об изображениях и не ввел иконопочитание. Если бы Христос учил этому своих учеников, то мы бы не только смогли прочитать в Библии об этом важном нововведении, но и имели бы сегодня иконы Христа, сделанные апостолами или другими его последователями. А так получаем, что мы даже не знаем, как выглядел Христос. Мы вот говорим о том, что стало возможным изобразить Иисуса, так как его видели. Да вот, что-то не догадался никто! И получаем, что опять-таки невозможно. Слишком много столетий прошло со дней Христа, когда церкви решили делать его иконы. Вот и выдумывают разные художники разные образы, а мифологи разные чудеса о явлении образа Христа в каком-нибудь чуде.
Я думаю, что не открою Вам глаза, если скажу, что Иконы Христа далеко не единственные, а порой и не самые популярные.
Например, Библия содержит много примеров почитания материальных святынь.
Вспомните, как Царь Давид поклонялся храму:
"А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем."
(Пс. 5:8)
Многие праведники поднимали руки в сторону храма:
"Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему"
(Пс. 27:2).
Интересен пример царя Езекии, когда он повелевал народу: «Пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме»
(4 Цар. 18:22).
Видите не "пред Богом", а именно "пред жертвенником"
Об Иисусе Навине читаем:
"Иисус разодрал одежды свои и пал лицом своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израиля, и посыпали прахом головы свои. И сказал Иисус: о, Господи Владыка"
(Ис. Нав. 7:6).
Некоторые утверждают, что на основании этих мест писания, есть все основания для христианского иконопочитания.
Но это места Писания из Ветхого Завета. Давид, Езекия, Иисус Навин смогли проявлять подобающее уважение к материальным святыням в полном согласии с заповедью из Исход 20:3-5, под которой находились непосредственно. И в этом они могут стать для нас примером. Очень важно заметить, что эти праведники проявляли особое почтение к святыням, которые повелел сделать лично Бог. Храм, скиния, жертвенник были сделаны по прямому указанию Бога и обозначали Его присутствие в этом месте. Такое почтение к присутствию Бога выражал Моисей даже перед кустом, сняв с себя обувь, потому что в кусте тогда явился ему Бог.
И народ Бога на горе Синай, когда Бог являл себя там. Естественно, такие почтительные действия уместны, а иногда и необходимы.
Но это никак не отменяло запрет на изготовление изображений кумиров из Исход 20:4,5!
Иногда православные христиане утверждают, что они не поклоняются иконам, а почитают их?
Но знаете, что бывает очень сложно определить грань между ними. Вот сами пожалуйста задумайтесь над двумя местами Писания на эту тему .
Деяния 10:23-26
Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.
Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
Вот здесь Корнилий совершил почитательный поклон или недозволенный?
Второй случай из Откровения 22:8,9
Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему;
но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.
Вот здесь апостол Иоанн ангелу почитательно поклонился или истинным поклонением, которое подобает только Богу невидимому?
А ведь апостол, опытный христианин! Как сложно не ошибиться порой!
Но ясно, что неправильно поступил раз порицание получил.
И вот задумаемся теперь. Когда делают рисунок апостола Петра или ангела и поклоняются перед ним, целуют его и т. п.. Это точно нормально?
А то сам Петр не сторонник этого был, как читали выше?
А ведь ладно апостолу не так поклониться или там ангелу, но их рисунку!!! это вообще на грани.
Когда существуют различные иконы одного и того же святого и при этом одни считаются более чудотворными чем другие.
Когда верующие совершают паломничества к местам, где хранится, как считается, более чудотворное изображение. Это точно не идолопоклонство?
Ведь получается, что разные изображения одной и той же личности не одинаково ценны в глазах верующих?
Получается, что верующие придают большее значение самому изображению, а не тому, кто на нем представлен.
Когда клеят иконки в салонах авто, вшивают молитвы в подкладки одежды.
Это точно для размышления о Слове Бога?
Точно не некие магические обереги на христианский лад?
А на счет уважительного отношения Иудеев к своему храму, так кто против?
Там Бог прибывал. Сейчас нет мест подобных этому.
Никто не может сделать рисунок и заявить, что вот теперь Бог здесь пребывает, как это было в Иерусалимском Храме.
Но даже к тому великому храму иудеи не относились так, как сегодня многие относятся к иконам.
Не было никаких более или менее чудотворных рисунков храма.
Их не вешали в домах и не молились им или перед ними.
Ну ни делали они себе иконы храма, скинии, жертвенника, горящего куста. Ни делали они изображений Авраама, Исаака, Иакова, Иова, Моисея. Не украшали их, не вешали в храме или в доме. Не объявляли их чудотворными. Не считалось, что вот именно это изображение Иова чудотворное, а вот это нет. Вот это изображение матери Авраама лечит от бесплодия и т. п.. Не молились перед изображениями храма.
Не просили умерших праотцов перед их иконами походатайствовать за них перед Богом. Ну нет этого в Библии.
Заповедь из Исход запрещала им делать изображения для использования в поклонении. Вот и не делали они.
Разве сегодня мы обладаем иконой, которую повелел сделать Бог и, которая является символом его присутствия?
Вспомните проповедь Иисуса самаритянке. У ее народа была своя материальная святыня у израильтян своя - храм Иеговы в Иерусалиме. Она говорит Иисусу:
"Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме."
Что же ответит ей Господь? Читаем в Иоана 4:21,23,24:
"Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине."
Я так понимаю, что наш Господь сказал о том, что вообще не будет привязки к материальным святым местам в истинном поклонении. Иисус строит духовный Храм, не видимый глазу человека, где Иисус глава, а те кого Он изберёт - члены.
Эфесянам 1:
17. Пусть Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец в сиянии Славы, дарует вам дух мудрости и откровения, чтобы вы смогли познать Его.
18 Пусть просветит Он очи вашего сердца, чтобы вы увидели, какова та надежда, к которой Он вас призвал, каково богатство и великолепие наследия, которое вы разделите с Его народом,
19 и сколь неизмеримо велика Его сила, что действует в нас, верующих в Него.
20 Это те же сила и могущество, которыми Бог воскресил из мертвых Христа и усадил Его по правую руку на небе —
21 выше Начал и Властей, Сил и Господств; а имя Его сделал превыше имен всех не только в нынешнем веке, но и в будущем.
22 И Он все покорил Ему под ноги и поставил Его, Владыку всего, главой Церкви.
23 Она же есть Его тело, в ней вся полнота Того, кто наполняет Собой все творение.
Мир Вашему дому!
#Идолопоклонство
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6