Сегодня, 1 августа, отмечает юбилей советский и латвийский актер театра и кино, импозантный мужчина- Ивар Калныньш.
Ему исполняется 70 лет.
=========================================
Ивар Калныньш стал тем, кем он стал, мы должны благодарить знаменитую актрису Вию Артмане. Телевизионный фильм «Театр» по роману Сомерсета Моэма снимался к ее 50-летнему юбилею, и режиссер Янис Стрейч предоставил примадонне кинематографа полную свободу в выборе партнеров. Властная Вия приехала на Рижскую киностудию, взглянула на претендентов… и выбрала Ивара Калныньша. Почему именно его? История об этом умалчивает. А злые языки, болтавшие по этому поводу, вскоре умолкли. Калныньш не просто сыграл Тома Феннела, любовника стареющей примадонны Джулии Ламберт, он прочно занял в кинематографе место, так сказать, «советского прибалта №1», никому не отдал это место вплоть до развала СССР, продолжает занимать его и сейчас.
У него были в этом плане блестящие предшественники, по-настоящему мощные актеры — Донатас Банионис, Юозас Будрайтис, Гунар Цилинский, Региминтас Адомайтис, а еще Лаймонас Норейка, Бруно Оя, позднее Арнитис Лицитис и другие. Царствование прибалтийских мужчин, взошедших на советский кинематографический престол после выхода на экраны фильма Витаускаса Жалакявичуса «Никто не хотел умирать», продолжалось довольно-таки долго. Никто не хотел умирать, но все умирали от восторга, видя Баниониса в «Мертвом сезоне» или Адомайтиса в сериале «Мираж».
Мог ли Калныньш не стать актером? Конечно, мог. Вполне мог стать слесарем, мастером по ремонту вычислительной техники, даже музыкантом (об этом ниже). Не стал. Наверное, потому что рядом с его домом был кинотеатр, ставший не только местом знакомства с достижениями кинематографа, но и местом первых свиданий.
По воскресеньям именно здесь проходили танцевальные вечера. Среди музыкантов-битломанов неоднократно был замечен и Ивар Калныньш. Так что неудивительно, что после школы поступать он решил все-таки «на артиста». Мама ужаснулась: «Но они же так громко разговаривают, Ивар!». Тем не менее о другой профессии Калныньш и думать не мог. Он учился на театральном отделении Латвийской консерватории, играл в театре им. Я. Райниса, снимался в кино. Он узнал кинематограф и театр, но до «Театра», по существу, был никем. Поэтому снова, когда было трудно и актерской зарплаты не хватало, обращался к спасительной гитаре. Ивар и его друзья, организовав квартет (наверное, более талантливый, чем в басне Ивана Андреевича Крылова), ездили по городам и селам, выступали в теплицах и конюшнях, несли, так сказать, искусство в массы. Кто бы мог подумать, что пройдет немного времени, и прибалтийский хлопец, окучивающий своей музыкой родные просторы, станет настоящей кинозвездой. Но музыку не оставит — она пройдет с ним через всю жизнь, он и сейчас выпускает диски, балуется вокалом.
После фильма «Театр» появились новые проблемы. Артист был востребован, но роли ему стали предлагать как под копирку. Казалось, поголовно все красавцы аристократы требовали, чтобы их играл исключительно Ивар Калныньш. Актер, конечно, пытался сопротивляться, но куда уйдешь от собственного амплуа, от той маски, в которой ты понравился зрителям? В результате Калныньш стал покорно и дежурно играть лощеных красавцев.
Конечно, всем запомнился его Эдвин в телевизионной оперетте «Сильва». Это роль, где и играть-то не нужно было. Разговаривал за него один актер, пел другой, а ты, Калныньш, ходи красиво, выгляди статно, смотри страстно, в общем, главное, чтобы мундирчик сидел, — и образ готов, и Сильва Вареску твоя, и не только Сильва, но и все зрительницы огромной советской страны.
Были роли в картинах «ТАСС уполномочен заявить», «Капитан Фракасс», «Личной безопасности не гарантирую», даже в «Маленьких трагедиях» у Михаила Швейцера Калныньш сыграл несколько ролей. В том числе и дона Карлоса, которого убивает герой Владимира Высоцкого — Дон Гуан. Очень запоминающейся стала роль Герберта из фильма, вызвавшего стон по стране, — «Зимняя вишня». Страдания Елены Сафоновой и переменчивость героя Виталия Соломина прекрасно оттенял очередной принц из сказки, на сей раз не на ковре-самолете и не на корабле с алыми парусами, а на белом «Мерседесе». Кто должен играть такую цацу? Конечно же, Калныньш. Он и сыграл.
Ивар Калныньш необычайно легок на подъем, он живет между Ригой и Москвой, актерский талант лишь помогает ему играть основную роль в своей жизни – роль настоящего мужчины, способного не только лампочку вкрутить, но и защитить в минуты опасности, подставить сильное плечо. Круг интересов его разносторонний, он владеет искусством фехтования, верховой езды, с удовольствием играет в хоккей, катается на лыжах и коньках. А также он великолепный карикатурист и, конечно, виртуозный музыкант, ведь главное увлечение его юности сопровождает его по жизни. Искусство, в этом он твердо уверен, божественно – оно призвано спасти мир.
Ивар — по-прежнему красавец мужчина, неотразимый Ивар, наплевавший на разделение когда-то союзных республик, чувствующий себя своим и в Риге, и в Москве, и в Киеве, далее везде...


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10