В этом доме в Елабуге прошли последние дни Марины Цветаевой
В дорогу поэт взяла моток хорошей французской шерсти, который продала по цене килограмма картошки. Ей бы и в голову не пришло торговаться. Она так и не приспособилась к советским реалиям: «Я в этой стране жить не смогу».
Прошло всего два года, как она вернулась в Советский Союз. За это время пережила арест дочери Ариадны и мужа Сергея Эфрона. Чаша горя, страха и отчаяния была переполнена, ведь ещё с гражданской войны она знала, что такое голод, холод и смерть ребёнка. Беды и страдания привели к тому, что в 48 лет она выглядела, как старуха. Те, кто видел её в те дни, говорили, что волосы и лицо у неё были бесцветные, сама серая.
Марина Цветаева просила, чтобы её приняли посудомойкой. 26 августа 1941 года
Марина Цветаева просила, чтобы её приняли посудомойкой. 26 августа 1941 года. Фото предоставлено Елабужским музеем-заповедником
Трагедия была ещё и в том, что она не могла прижиться даже в писательской среде, критики утверждали, что её стихи чужды советскому читателю. Даже Мур писал: «…стихи матери – совершенно и тотально оторванные от жизни». Для неё же самой писать значило жить, но: «Кому теперь нужны мои стихи?» Она сознательно решила: «Я своё написала, могла бы ещё, но свободно могу не...». Хотя творческий огонь не угас: «Сколько строк миновавших! Ничего не записываю. С этим - кончено».
Флора Лейтес вспоминала: «Раскрылась дверь, и вошла женщина, почти незаметная, в старом коричневом костюме и коричневом берете… Меня точно током ударило… «Вы – Марина Цветаева!» Она слегка откинулась назад от моего наскока и спросила: «А разве здесь меня кто-нибудь знает?» А я в ответ: «Гора горевала (а горы глиной/ Горькой горюют в часы разлук)…». Глаза её мигом засветились».
«Без меня будет лучше»
26 августа совет эвакуированных разрешил Цветаевой прописаться в Чистополе, оставалось найти комнату. Но, вернувшись в Елабугу, она вдруг передумала уезжать.
30 августа Мур писал: «Мать – как вертушка: совершенно не знает, оставаться ей здесь или переезжать в Чистополь. Она пробует добиться от меня «решающего слова», но я отказываюсь это «решающее слово» произнести… Пусть разбирается сама».
Комментарии 18
Как бабушкин сон.
----А мы для иных
Сновидим времён.
---Докучен твой стих ---
Как дедушкин вздох.
----А мы для иных
Дозо'рим эпох.
----А пять лет --целый свет--вот сон наш каков!
---Ваш-- н'а пять лишь лет,
Мой --н'а пять веков.
---Иди, куда дни!
---Дни мимо идут...
*А быть или нет
Стихам на Руси ---
Потоки спроси,
Потомков спроси. "
/Марина Цветаева, 1931/
"Ничто не оскорбляет так, как мелкость и гнусность
суждений"./А.П.Чехов/.
И абсолютное невежество.
что вы написали о
М. И. Цветаевой. Да вы
просто гад, Валерий!
Поэты кореспондентами в армию.
Поэтессу догнал и убил Серебряный век, с его традицией самоубийств, с его извращённой психикой.
самоубийц Серебряного
века--с его "традицией
самоубийц"?! Не говорите
глупости!